Характерные черты

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обыч­но их число не превышает десяти.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высо­кие барьеры для вступления в отрасль.

Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), кото­рая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

В автомо­бильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. По­скольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения веду­щего положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если в начале XX в. число американских автомобильных фирм прибли­жалось к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в настоящее время их можно пересчитать по пальцам.

Олигополистическая концентра­ция может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях. На протяжении всего срока действия патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутрен­ней конкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокие расходы на рекламу (как в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно со­зданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеоб­щая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при фор­мировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Экономические решения основаны на стратегических соображениях — каждая фирма должна взвесить, как ее действия повлияют на соперников и какую могут вызвать реакцию с их стороны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: