Функции и виды налогов. В хозяйственном механизме налоги выполняют регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную (бюджетную) функции

В хозяйственном механизме налоги выполняют регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную (бюджетную) функции.

Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т. д.

Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета, финансовых ресурсов государства.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить число их видов пока не имели успеха.

В зависимости от источника взимания различают налоги:

¨ прямые ¾ изымаются непосредственно с дохода налогоплательщика (он ощущает их в виде недополучения дохода), например налог на доходы физических лиц, налог на прибыль;

¨ косвенные ¾ взимаются иным способом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Это в основном акцизные, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), НДС. Косвенные налоги именуются также безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств: это размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, имущества, на гектар земли и т. д.).

Согласно характеру налоговых ставок выделяют налоги:

¨ пропорциональные ¾ налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. Общая величина налога прямопропорциональна объему налогообложения объекта. Например, ставка на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от увеличения прибыли;

¨ прогрессивные ¾ налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения;

¨ регрессивные ¾ налоговая ставка понижается по мере увеличения объекта налогообложения (дохода). Вводится для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества (например, до 1 января 2005 г. ЕСН составлял до 100 тыс. руб. в год ¾ 35,6%, с 101 тыс. до 300 тыс. руб. ¾ 20%, с 301 тыс. до 600 тыс. руб. ¾ 10%, свыше 600 тыс. руб. ¾ 2%, с 1 января 2005 г. он является пропорциональным ¾ 26%).

По форме взимания различают налоги с натуральной и денежной оплатой. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги подразделяют на государственные ¾ федеральные налоги и налоги субъектов Российской Федерации (республиканские) и местные.

По субъектам налогообложения выделяют налоги на юридических и физических лиц. Налоги также классифицируют по объекту налогообложения (доход, прибыль, заработная плата, земля, имущество) и в зависимости от целевого назначения.

Следует отличать собственно налоги, представляющие собой безвозмездные изъятия, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, предоставление ему благ и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: