Приоритеты формирования личности в образовании. Научно-педагогические работники юридического образовательного учреждения - профессиональные юристы, для которых правовые нормы - высший приоритет в жизни и деятельности. Первым принципом государственной политики в области образования, установленным Законом Российской Федерации «Об образовании», является принцип гуманистического характера образования, провозглашающий «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2, п. 1). Статья 14 обязывает ориентировать содержание и на «обеспечение самоопределения личности, создание условии для ее самореализации». Содержание образования должно обеспечить:
- «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
|
|
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
Содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Приоритетность задач формирования личности граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, является ныне законодательной нормой, обязательной для исполнения. Поэтому формирование личности - не «выдумка людей с разжиженными гуманитарными мозгами, не знающими жизни», а задача, которая обязана быть решена. Юридические образовательные учреждения просто обязаны быть образцом выполнения всех законов, в том числе «Об образовании».
Вопрос, однако, не ограничивается нормативным обязыванием. Каждому преподавателю, работнику образовательного учреждения важно быть убежденным в необходимости должного формирования личности студента - будущего юриста, внутренне принять эту задачу для решения и постоянно прилагать усилия для ее наилучшего решения.
К важнейшим причинам, объективно определяющим необходимость общего и профессионального формирования личности студента — будущего юриста, относятся следующие.
|
|
1. Специфика правоохранительной деятельности[86] такова, что она может быть успешной и принести пользу людям, обществу, государству лишь в случае, если ее осуществляет полноценно сформированная личность, а не «правовой технарь», манипулирующий статьями законов. «...Подлинным юристом не является тот кто обеспокоен только пунктуальным исполнением правовых норм, фетишизирует государство и закон и рассматривает их в качестве конечной цели своей профессиональной деятельности, - пишет современный юрист-философ А.П. Опусов[87]. — Подлинным юристом также не является тот исполнительный служака, который превыше всего ставит инструктивные предписания, всевозможные
распоряжения, приказы и рекомендации, подчиненные задаче ведомственных интересов. Еще в меньшей степени, к когорте подлинных юристов можно отнести того, кто средствами профессионального ремесла пытается реализовать свои корыстные цели и интересы, оказывают противозаконные услуги приятелям, соседям, нужным людям. Юрист, который желает соответствовать своему высокому званию, подобен врачу, в первую очередь озабоченному состоянием здоровья больного. Стремиться оказать правовую помощь в рамках и на основе закона каждому человеку, будь то преступник, лицо, предрасположенное к правонарушению или же правопослушный гражданин». «В ком добра нет, в том и правды
мало», «законником стать легко, трудно стать человеком», «законы миротворцы, а законники — крючкотворцы», «не бойся закона, бойся судьи» — говорят в народе.
2. Студент может успешно овладеть программой вуза и превратить Государственный стандарт образования в достояние собственной личности, в соответствующие качества, способности, мастерство, привычки и пр., если займет в процессе своего учения активную позицию, проявит полноценно личностные качества (целеустремленность, активность, усердие, ответственность, волю, требовательность к себе, самоформирование как профессионала-личности и др.), а преподаватель и педагогический коллектив образовательного учреждения помогают ему в этом.
3. Исторически сложилось так, что в отечественном образовании приоритетом выступают знания, богатство знаний. Вера во всесилие знаний профессионала, переоценка их роли и недооценка других компонентов профессионализма (см. рис. 6) не имеет достаточных оснований. Она приводит к появлению в правовой систему людей, не способных эффективно решать на практике современные сложные правоохранительные задачи. Ведь для успеха нужно не только знать и уметь, но и добиваться целей с полной самоотдачей. В юридических образовательных учреждениях приоритет знаний встречается, к сожалению, достаточно часто («Если
человек знает закон, он его и выполняет», «Почему юрист К. до
пустил ошибку? Не знал закон, не понимал, ошибочно трактовал его» и т.п.) и это не способствует полноценной подготовке молодых юристов.
4. Объем яканий человечества, в том числе в сфере юриспруденции, увеличивается в геометрической прогрессии. В научной литературе приводится такая цифра: объем удваивается каждые 5 — 7 лет. Можно добавить: не только существующих знаний, но и потребных для успешной профессиональной деятельности (а широта необходимых юристу знаний давно считается спецификой юридической профессии). Такова реальность жизни человечества и общества, ее ускоряющаяся динамика, проявляющаяся не только в темпе перемен, но и их радикальности (что ярко обнаруживается и в правовой сфере).
В мировой и отечественной педагогике все активнее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени образовательного учреждения с угрожающе быстрым расширением круга знаний, проблем, задач, ситуаций, в решении которых выпускник должен быть профессионалом? Программы и так перегружены до предела, а увеличение продолжительности обучения невозможно и нецелесообразно. Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней знаний, но личности, способной самостоятельно понимать, оценивать, занимать правильную позицию, конструировать решения и регулировать их проведение в жизнь при любом многообразии нестандартных ситуаций профессиональной деятельности, по которым конкретных знаний у него нет, действиям в которых его конкретно не готовили. Это означает, что профессионалу все больше и больше нужны профессиональные качества, которые и способны продуцировать такое поведение. Нужен профессионал, обладающий потребностью непрерывно самосовершенствоваться и активно удовлетворяющий ее.
|
|
От такого решения отмахнуться невозможно. Крайности и шараханья при этом не нужны. Нужно полное использование имеющегося и далеко не исчерпанного ныне потенциала формирования профессионала-личности. Не нужно и дополнительное время этого, потребен лишь педагогический профессионализм тех, кто организует и проводит подготовку юристов.
5. Выдающиеся отечественные юристы прошлого, дающие нам пример для подражания, были и выдающимися личностями. Достаточно назвать имена П.А. Александрова, С.А. Андреевского, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщикова (П. Сергеич), В.Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих других, которые одновременно были и выдающимися гражданами России, общественными деятелями, прилагавшими немало сил для благополучия людей, утверждения в стране справедливости и законности, были гуманистами, людьми с разносторонними интересами и высокой культурой.
В последние годы появилось новое обстоятельство, требующее повышенного внимания к формированию личности юриста у студентов юридических образовательных учреждений. Общественные перемены последнего десятилетия в России заметно отразились на молодых людях, сделавших свой профессиональный выбор. Так, мотивация поступавших и обучавшихся в образовательных учреждениях МВД в 70 —80-х годах и поступающих во второй половине 90-х серьезно изменилась. В нынешней структуре мотивов реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания — участвовать в борьбе с преступностью был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третьего десятка). Приобретают больший вес материальные мотивы (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более защищенным). Если раньше мотив посвятить профессиональную карьеру службе в МВД был достаточно высок, то сейчас его потеснили мотивы получения высшего образования, престижного диплома юриста, гарантированной работы, уклонения от военной службы. Среди поступающих стали преобладать (до 90%) только что окончившие общеобразовательную среднюю школу, т.е. молодые люди без социального опыта, слабо профессионально ориентированные, но воспитанные зачастую в духе современного меркантилизма, расчетливости, монетаризма[88]. Другой научный факт: изучение поступающих в 1997 — 1998 г.г. а Институт прокуратуры Саратовской государственной академии права выявило, что 57% их имеет предпринимательский тип личности, а у 41% его признаки присутствуют в направленности личности. Для этого типа характерны такие личностные качества и ценности, как: стремление к власти, позиции лидера, высокому статусу; амбициозность, азартность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность, ориентированность на деньги, материальное благополучие; энергичность любовь к популярности, оптимистичность, коммуникабельность. Можно предположить, что, достигнув заветного статуса и став работниками прокуратуры, личности такого типа могут игнорировать правовую регламентацию профессионального поведения[89].
|
|
Эти и другие данные свидетельствуют о том, что особенности личности поступающих сейчас в юридические вузы не упрощают а усложняют задачу формирования личности юриста у них. Успех в решении задач образовательным учреждением требует повышения внимания ко всей системе мотивации студентов, курсантов, слушателей, начиная с профориентационной работы среди молодежи, приоритетного изучения и оценки мотивов выбора профессии у поступающих на учебу, отбора только тех, у кого можно сформировать профессионально важные черты личности юриста, сотрудника правоохранительных органов. Очевидна актуальность концептуальной ориентированности образовательного процесса, всех его звеньев и участников на формирование личности будущих юристов.
Профессиональный портрет личности юриста. Общие разговоры о формировании личности студента, личностном росте, личностно-ориентированном построении образовательного процесса, чтобы не остаться разговорами, следует конкретизировать, превратив их в четко прописанный портрет (модель) юриста. Последний призван быть образцом, примером для подражания, основой построения образовательного процесса, сверки текущих и итоговых результатов формирования профессиональных личностных особенностей студентов. Такой портрет именуют еще квалификационной моделью, квалификационными требованиями, квалификационной характеристикой, педагогизацией цели, ответом на исходный педагогический вопрос: кого готовить, чему учить? Естественно, портрет ориентируется и на специализацию образовательного процесса в данном образовательном учреждении (например, государственно-правовую, гражданско-правовую, уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, милицейскую, — в свою очередь, конкретизируемую по органам внутренних дел, таможенную и др.).
В основу портрета юриста кладутся государственные квалификационные требования к выпускникам соответствующего уровня, ступени образования, государственные и ведомственные стандарты по направлениям подготовки и специальностям. Было бы опрометчиво относиться к портрету юриста как к чему-то, что нарушает права и свободы личности. Стандарты образования существуют во всех развитых странах мира, имеются даже международные стандарты, которые никто за рубежом не оценивает как антидемократические и антигуманные. Более того, строгое следование им у нас есть одно из проявлений интеграции нашего образования в мировое, обязательное условие признания наших дипломов об образовании за рубежом.
Существенно, что при разработке портрета используются результаты исследований требований юридической деятельности к ее субъекту. От степени соответствия сформированности личности юриста-профессионала этим требованиям напрямую зависит и степень его личного успеха, а значит, и самоутверждения, благополучия, карьеры и т.п. Характеристики личности, воплощаемые в профессиональном портрете, определяются и по сравнению юристов, добивающихся успеха и малопригодных для юридической деятельности, подвергающихся профессиональной деформации, совершающих служебные проступки или уголовно наказуемые деяния. Иначе говоря, профессиональный портрет воплощает обобщенные объективные требования деятельности к личности юриста, и, хотим мы того или нет, соответствие ему — важнейшее условие успеха каждого выпускника в первые годы самостоятельной юридической деятельности, а возможно, и во всей дальнейшей жизни.
В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, причастный к его целям, задачам, содержанию, формам и методам и определяющий его эффективность. Как субъект и объект он характеризуется комплексом социальных, психологических и педагогических свойств, черт, особенностей.
Макроструктура общего профессионального портрета личности юриста включает в себя такие основные свойства:
- профессиональную направленность,
- морально-психологическую подготовленность,
- профессионально-деловую подготовленность.
Они взаимосвязаны с рассмотренными в лекции 2 педагогическими свойствами (общей и профессиональной образованностью, обученностью, воспитанностью и развитостью) личности и совершенствуются вместе с ними.
Общая и профессиональная направленность личности выпускника юридического образовательного учреждения — ведущее свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений в жизни и профессиональной деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Профессиональная направленность особенности системы побуждений на применение всех своих сил и способностей в избранно юридической профессии. Она характерна положительным отношением к профессии юриста, сотрудника правоохранительных органов, оценкой ее как важнейшей и отвечающей главным личным устремлениям и желаниям, одобрением ее целей и задач, потребностью посвятить себя их достижению и решению, участию и созданий правового государства, склонностью и устойчивым интересом к проблемам борьбы с преступностью, установками на использование законных и цивилизованных способов решения задач взвешенным отношением к трудностям профессии.
Профессиональная юридическая направленность базируется на общей направленности личности студента (отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов потребностей, стремлений, планов жизни и др.), сформировавшейся до поступления в образовательное учреждение и продолжающей развиваться в течение всей жизни.
Социально-мотивационные качества — первая подгруппа качеств профессиональной направленности специалиста. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Право - регулятор жизни общества. Юридическая работа — государственная работа, касающаяся коренных вопросов внутриполитического характера: защиты прав, свобод и личного достоинства граждан, законности, государственной и гражданской дисциплины, борьбы с антиобщественными проявлениями, правовое обеспечение жизни и развития общества. Это главное, что характеризует деятельность юриста, определяет его место в обществе и требования к личности.
Сердцевина социально-мотивационных качеств социально зрелое мировоззрение — совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество. Юрист может успешно выполнять свою работу лишь понимая жизнь общества, занимая общественно правильную позицию в решении профессиональных проблем, проявляя себя полноценным гражданином своего общества, борцом за социальную справедливость, за лучшее будущего народа. Для него недопустимо смотреть на общество «сквозь замочную скважину» своих профессиональных болячек или «окно с решеткой» и не путать население и честных граждан с правонарушителями, с которыми он борется.
Потребность - у стойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Юристу должна быть присуща острая потребность в личном участии в укреплении законности и правопорядка, в борьбе с преступностью, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. Должны быть, конечно, развиты нравственные, культурные, познавательные потребности, потребность к непрерывному самосовершенствованию.
Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора профессии юриста, чувство призвания к ней, связывание с ней планов жизни. Многие опытные юристы подчеркивают значение любви к своей профессии, которая свойственна подлинному юристу.
Профессионально-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил профессионала-юриста. Важнейшее из правосознание личности — совокупность реально существующих у нее правовых взглядов и представлений, выражающих ее понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, однако оно обычно формируется стихийно, в нем много обывательского, ошибочного. Правосознание же юриста должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью, основываться на научных данных. В правосознании юриста выражается своеобразие его мировоззрения, мировосприятия и мироотношения.
Профессиональная концепция как элемент профессиональной направленности представляет собой: а) совокупность усвоенных студентом профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание места той правоохранительной деятельности, к которой он готовится, в правовой системе, деятельности правоохранительного органа, связи с деятельностью других специалистов («образ правовой системы»); б) понимание своих целей, задач, прав и обязанностей, способов и средств их реализации, условий, трудностей и путей их преодоления («образ правоохранительной деятельности»); в) понимание, с какими людьми он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива правоохранительного органа»).
Профессиональные мотивы юриста: любовь к профессии и избранной специальности; интерес к тонкостям профессионализма и овладения его высотами; желание всегда исходить из правомерных и деловых целей; здоровые служебные притязания, стремление к самовыражению и самоутверждению и др.
Юрист — не юрист, если у него есть серьезные деформации в
направленности. Правильно сформированная направленность личности — обязательное условие пригодности студента-выпускника к работе в качестве юриста. Дефекты в ней - главная причина профессиональной деформации, злоупотреблений, нарушений законности. Поэтому формирование общей и профессиональной направленности у каждого студента - задача первостепенной важности. Задача не только ответственна, но и очень сложна, которую, тем не менее, необходимо решить. Имеющиеся серьезные недостатки в направленности принимаемого на учебу молодого человека нередко становятся непреодолимым препятствием его качественного профессионального становления, а поэтому при обнаружении их у абитуриентов уместна принципиальная решимость в отборе.
Личность всегда характеризуется не только тем, к чему она стремится, но и тем, какие средства и методы при этом использует. Любые средства и методы должны быть, прежде всего, моральны, особенно - в правоохранительной деятельности. Исполнение закона, утверждение законности, по существу, глубоко нравственно, а его нарушение не только противоправно, но и аморально. Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость юристу надо быть в своих действиях на высоте моральных требований.
Морально-психологические особенности личности юриста — не абстрактная, а живущая в личности и действующая мораль. Формирование их у студентов — это формирование особой группы их деловых качеств, особого вида профессиональной подготовленности к юридической деятельности, основы профессиональной культуры, именуемого морально-психологической подготовленностью. Это комплексное образование, в которое входят:
- моральные знания и убеждения;
- навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на службе и в быту;
- морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия юристом определенной группы моральных норм, окрашенных глубоким личностным смыслом, а поэтому ставших личностными ориентирами в поведении и профессиональных действиях. Они становятся критериями в решении вопросов справедливости, должного, допустимого и запретного. «Идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках...»[90];
- морально-психологические качества - устойчивые личностные особенности нравственного поведения. Их сформированность — основной показатель морально-психологической подготовленности юриста. Они делятся на три группы: 1) общетрудовые, регулирующие отношение к труду трудолюбие, добросовестность, порядочность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, организованность, ответственность личности и др.; 2) профессионально-
трудовые, специфичные для юриста: справедливость, преклонение перед законом, личная правопослушность, правовая принципиальность, неподкупность, преданность профессиональному долгу, верность Присяге, непримиримость к правонарушениям и т.п. Специальную значимость имеет морально-психологическая устойчивость; 3) человеческие, регулирующие отношение юриста к другим людям - уважение, понимание чувства личного достоинства людей, испытываемого горя, унижения, тревог; стремление отдать себя целиком борьбе за человека, его права, духовное здоровье, сохранность личной собственности; готовность придти на помощь, поддержать товарища, гражданина; вежливость, тактичность и этичность в общении; культура поведения в коллективе, среди людей; принципиальность и справедливость в решении человеческих проблем; требовательность; гуманность; демократичность; уважение права другого человека на свое мнение, позицию и выбор решения, честность, совестливость и др.; 4) самооценочные, регулирующие отношение юриста к самому себе — самокритичность, самооценка, требовательность к себе, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию, личные притязания, здоровое честолюбие и др.
Профессия юриста, как и всякая другая, требует особых знаний, овладения профессиональными действиями, развитых способностей, деловых качеств. Ему нужна профессионально-деловая подготовленность.
Профессиональная образованность и профессиональная обученность - базовые компоненты ее, о сущности их уже говорилось. Результат профессиональной обученности выражен в личности юриста в форме профессионального мастерства - совокупности профессиональных знаний, навыков и умений юридических, профессионально-педагогических и профессионально-психологических (подробно см. параграф 4.4.).
Профессиональные способности — профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, результаты работы и прогрессивный рост их. Недооценка способностей, упрощенное представление о том, что достаточно только «как следует» потребовать от человека и он заработает как надо, была свойственна административно-командной системе управления. В действительности деятельность юриста не для посредственностей и роль способностей в ней особенно велика.
Различают частные (отдельные, функциональные качества) способности и способность к профессии, специальности. К частным способностям, относятся: интеллектуальные, деловые, способности к действиям в экстремальных условиях и специальные. Юристу нужно развитое юридическое мышление, отличающееся глубиной, прозорливостью, проницательностью, широтой, комплексностью, аналитико-синтетическим характером, логичностью, обоснованностью, критичностью, находчивостью, нестандартностью, быстротой, комбинационностью, прогностичностью, интеллектуальной инициативностью (креативностью). Высококвалифицированный специалист мыслит юридически, т.е. имеет склонность и может оценивать факты действительности при помощи юридических понятий и конструкций, умело давать юридическую оценку фактам, планировать и осуществлять осмысленно юридически значимые действия. Мышление его должно быть развито как комплексное, охватывающее правовые, социальные, педагогические и психологические аспекты при изучении, оценке ситуаций, принятии решений и действиях по их исполнению. Деформировано развитое юридическое мышление - нормативное мышление, сводящее размышления к формально-нормативному решению всех вопросов и использованию норм для того, чтобы прикрыться ими перестраховаться, уйти от всякой самостоятельности и ответственности. Интеллектуальные способности юриста включают и развитую профессиональную наблюдательность, внимательность, память, наблюдательность. Особая подгруппа интеллектуальных способностей — творческие способности: чувство нового, податливость новому, пытливость, склонность «докапываться» до сути сложных проблем, склонность к экспериментированию, уважение к данным и методам науки и др.
Деловые способности — комплекс качеств, нужных для успеха в делах. Это - активность, инициативность, самостоятельность, упорство в достижении цели, организованность, плановость, предусмотрительность, решительность, умение работать с людьми, дисциплинированность, готовность к взаимодействию, работоспособность. Особой группой деловых способностей и качеств выступают организаторские и управленческие способности.
Способности к действиям в экстремальных условиях -- воля, мужество, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость, профессионально-психологическая устойчивость. Они особенно нужны сотрудникам органов внутренних дел, МВД, ФСБ, налоговой полиции, государственной охраны, военнослужащих внутренних войск и др.
Специальные способности - особые качества, которые нужны сотрудникам разных юридических специальностей: высокое чувство ответственности, принципиальность, обостренная наблюдательность, способность и склонность анализировать события до деталей, криминалистическое видение фактов, стойкость к ответственности, выдержка, невозмутимость, способность к перевоплощению, ораторские способности, «музыкальный» слух, находчивость и др.
Способность к юридической профессии или специальности в целом, виду задач — это комплексная совокупность всех или части перечисленных качеств, плюс качеств направленности, морально-психологических и психофизиологических.
Педагогическое значение профессионального портрета личности юриста в том, что он помогает:
- уточнять учебный план, набор учебных дисциплин,
- правильно распределить часы по учебным дисциплинам с четом их вклада в профессиональное формирование личности студентов,
- определить задачи и ответственность студентов за самоформирование, а факультетов, кафедр, отделов, преподавателей - за оказание помощи студентам в формировании отдельных структурных компонентов личности. Совокупность этих задач и ответственностей должна охватывать все компоненты личности,
- разработать комплексный план личностного роста, определяющего рубежные сроки формирования личности студента, а также меры по обеспечению достижения положительного результата к моменту выпуска студентов,
- всесторонне, а не только по оценкам, полученным на экзаменах, полно и качественно оценивать достигаемые результаты как студентами, так и дифференцированно другими субъектами образовательного процесса.
При этой работе уместно использовать и глобальные оценки уровня сформированности личности студента как юриста-профессионала. Возможны такие градации его:
1. - личность юриста-ремесленника, ограниченного функционера, формалиста. Этот низкий уровень сформированности характерен пониманием своей деятельности и решения ее проблем только в нормативной плоскости, ориентированностью и подготовленностью личности к технически точному соблюдению не столько законов, сколько всех писаных инструкций и предписаний (в том числе местных, составленных в своем правоохранительном органе), сведением деятельности к чисто юридическим процедурным операциям. Вопросы морали, гуманности, судьбы человека для такой личности пустой звук. Узкая ориентированность если и может с оговорками рассматриваться как нечто положительное для следователя, прокурора, судьи, то не может для других специалистов, например, сотрудников уголовно-исполнительной системы, профилактических служб, дежурных частей, участковых инспекторов, юрисконсультов, адвокатов, оперативных работников и фактически всех других. В общем же случае уровень такого развития - показатель изначальной профессиональной деформированности личности сотрудника правоохранительных органов. Она начинается тогда, «когда юрист начинает зарабатывать на жизнь, используя изъяны в законе под видом его защиты, грубо и дерзко нарушает правовые нормы, откровенно помогает преступникам, принимая участие в мафиозных образованиях. Злодеяния тиранов, враставших на волне военных побед над неприятелем или в процессе изощренного совершенствования бюрократического управления, достаточно ярко описаны в научной и художественной литературе, свежи в воспоминаниях наших современников. Но вот «микротирания» юридических крючкотворов, умело прячущихся в складках бюрократического государства и ловко использующих свою правовую власть для паразитирования на согражданах, всегда оставалась в тени»[91];
2. - личность юриста-гражданина. Полноценный уровень развития студента-выпускника, отличающийся положительными характеристиками всех описанных выше в портрете юриста свойств и их компонентов. Это полноценный работник государственного управления, видящий широкие и дальние горизонты жизни страны, понимающий комплексный характер своей деятельности, помимо ее правовой сущности, и гуманитарные, культурные моральные, педагогические, психологические и иные аспекты и взвешенно оценивающий их в конкретных ситуациях своей юридической деятельности;
3. - духовно развитая личность юриста. Проблема духовности поставлена на повестку дня ходом истории, потребностями движения к обществу, отвечающему достижениям и возможностям современной цивилизации. В течение XX века вопрос о духовности в нашей стране практически не поднимался либо связывался с узко партийным пониманием ее. В науке эта категория вообще была подвергнута вивисекции и интерпретировалась как идеалистическая, религиозная.
Изменение отношения к духовности личности ныне связано с новым аксеологическим (ценностным и мировоззренческим) ракурсом ее рассмотрения, характерным научной корректностью. Можно констатировать, что сознание высокоразвитого человека имеет три составляющих: сознание окружающего, самосознание и духовное (трансцендентное) [92] сознание. Трансцендентное расширяющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека, его конкретных личных задач и интересов, даже удовлетворяющихся морально и правомерно корректными способами. Оно характерно потребностью и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет занять позицию над ситуацией, взять за ориентиры нормы поведения гражданина общества, а трансцен-дентно развитое — выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообразности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а для себя, чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окружении.
Духовность в новом понимании - высший уровень культурного развития, характеризующий собственно человеческое в данном человеке, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты[93]. «Духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности в науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценное в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы»[94].
Духовность (наличие трансцендентного сознания) повышает и эффективность профессиональной деятельности юриста, выводя ее за пределы конкретной юридической ситуации и достижения чисто юридического результата. Она дополняет действия юриста поступками[95] и поднимает деятельность до уровня общественной полезности и культуры, осмысленного стремления юриста к достижению более полного, общественно значимого результата (вклада в укрепление законности и правопорядка, защиту прав, свобод и имущества граждан, общественных ценностей, борьбы с преступностью, продвижение к правовому государству и обществу) и использованию только культурных и цивилизованных способов его получения. А.Ф. Кони писал: «Показная сторона в работе обвинителей и защитников всегда меня отталкивала, и, несмотря на неизбежные ошибки в моей судебной службе, я со спокойной совестью могу сказать, что в ней не нарушал сознательно ни одного из основных правил кантовской этики, т.е. не смотрел на человека как на средство для достижения каких-либо даже возвышенных целей»[96]. Юрист обязан, по выражению А.Ф. Кони, «не только казаться, но и быть справедливым»[97].
Отсутствие трансцендентного сознания (духовности) всегда содержит потенцию нарушений законности, сужения деятельности до узко юридической и личной меркантильности[98].
Формирование духовности — сверхзадача системы образования. Подлинной духовности большинства студентов-выпускников трудно ожидать в современных условиях. Однако в системе непрерывного образования, по его уровням и ступеням к вопросам формирования духовности студентов, слушателей и курсантов необходимо относиться все серьезнее и предметнее. Наличие признаков трансцендентного сознания полезно оценивать у принимаемых на обучение, а при выпуске — у уходящих на практическую работу.
Гуманистическая сущность и современное понимание категорий «формирование», «образование» и «воспитание» личности студента. Некоторые представители гуманитарной науки и правозащитники категорически выступают против формирования и воспитания, считан их насилием над человеком, нарушением его права на свободное развитие[99]. В определенной степени понять это можно, если помнить жесткую практику прошлого, когда, как правило, стремились уложить каждого в прокрустово ложе некоего шаблона советского гражданина.
Как реакция на уроки истории и продукт влияния некоторых существующих на Западе концепций в современной России появилось немалое число приверженцев «свободного развития» личности, «личностного роста», «личностно-центрированного подхода» в образовании. Чаще всего они кладут в основу, а порой копируют, современную концепцию Карла Роджерса. Их идеи содержат немало интересных, подлинно гуманистических, возвышающих личность и утверждающих ее права идей, заслуживающих практической реализации ныне у нас. Однако речь может идти лишь о частичном, адаптированном использовании зарубежного опыта с включением в отечественную концепцию, обладающую своими стержневыми идеями, отвечающими реалиям, своеобразию России, традициям ее образования и менталитету народа.
В самом деле, упускается то, что за идеями «концепции личностного ростам и ее производной — «личностно-ориентированного подхода в образовании» при особой трактовке его[100], - стоит позитивизм и либерализм английского философа Г. Спенсера (1820-1903) и прагматизм американского философа (разработчика теории «американского образа жизни»), психолога и педагога (основателя «педоцентрической» теории и методики) Д. Дьюи (1859-1952). Стержнем их выступают утверждения: жизнь общества такова, что человек должен бороться за свое благополучие; полезно все, что приводит к успеху; овладевать тем, что учит достижению успеха; быть не похожим на других,, чтобы отличаться и иметь спрос на рынке труда и др. Если говорить о существе, главном, то речь идет не о том, чтобы человеку стать личностью, обладать индивидуальностью, а быть индивидуалистом. Точное следование этим идеям — противоположная жесткому воспитанию крайность, рассматривающая любое воздействие извне как посягательство на свободу и права человека.
Обсуждая и оценивая категории «свободного развития», «личностного роста» и «личностно-центрированного подхода» в их зарубежном понимании, следует учесть ряд обстоятельств. Понятие «личность» - междисциплинарно, употребляется во многих науках, каждая из которых дает ему определение в соответствии с особенностями своего предмета, особым ракурсом рассмотрения человека. При всем этом есть в общее - рассмотрение с позиций человеческого в человеке, человека как общественного существа, уровня его цивилизованности, его места и роли в общественной жизни, потребителя или созидателя. Такое общее понимание личности ставят индивидуализм на самый низкий уровень развитости личности, а высший уровень связывает с общественной гармоничностью и цивилизованностью ее.
Федеральный закон «Об образовании» в статье 2 п. 1 содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Статья 14 указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, но тут же отмечает необходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействия взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение преамбулы Закона о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества, государства». Очевидно, что закон, используя обсуждаемые категории, трактует их в принципиально ином смысле. При этом имеется полная согласованность концептуальных основ Закона и научных представлений о личности и уровне ее сформированности.
Отличительной, исторически сложившейся особенностью менталитета народов России является общинность, у части - патриархальность, предполагающие согласование личных интересов с интересами общности, оценку сформированности личности по уважению этих ценностей. При таком менталитете вполне приемлема и ценится индивидуальность, но претит индивидуализм, пренебрегающий интересами других людей и равнодушный к ним.
Изложенное свидетельствует, что зарубежные концепции не могут быть перенесены целиком, в неизменном виде в нашу жизнь и практику деятельности образовательных учреждений. Вместе с тем, важнейшие категории - «формирование» и «воспитание» - нуждаются в правильном, современном, цивилизованном понимании, исключающем крайности в практике работы со студентами. Нужно не отказываться от употребления этих категорий и стоящей за ними педагогической реальности, а понять, что ныне они стали иными, снять с них налет «железности», «насилия», «несгибаемости», антидемократичности и антигуманизма, навеянный практикой прошлого.
Формирование личности - процесс происходящих по разным причинам изменений в личности студента, приводящий со временем к качественным изменениям, оформляющимся в его особенности, качества, их совокупности, свойства, сопоставимые с моделью выпускника юридического образовательного учреждения. Это процесс, определяемый личным свободным выбором и самоопределением студента с оказанием ему помощи в оценке приоритетов профессионального образования, установленных Законом «Об образовании». Помощь осуществляется путем создания в образовательном учреждении системы социально-педагогических условий и влияний, позволяющей студентам сделать правильный в профессиональном отношении выбор в своем становлении в качестве профессионального юриста и способствовать его реализация. Целенаправленность помощи выражается в специальных усилиях персонала образовательного учреждения по полному использованию возможностей для этого в интересах самого студента, а также общества и государства.
Важную роль в формировании личности юриста имеет образование. В Государственном образовательном стандарте по специальности юриспруденция четко и детально прописаны показатели образованности юриста — дипломированного специалиста. Юрист должен, в частности:
- быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способным научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знать Конституцию Российской Федерации, этические и
правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и
обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке
экологических и социальных проектов;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть имя на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
- быть способным вести профессиональную деятельность в
иноязычной среде;
- иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеть культурой мышления и искусством логического
анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной
речи правильно (логично) их выстраивать;
- уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики и переоценки накопленного опыта к анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимать сущность и социальную значимость своей буду
щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих
конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- быть методически и психологически готовым к изменению
вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
Воспитание студента — целенаправленный процесс оказания помощи студенту в подготовке к жизни, самоопределении в ней и профессиональной деятельности, в выработке у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе, нацеленности на совершенствование общества, интеграции в национальную и мировую культуру. Так, Государственный образовательный стандарт по специальности юриспруденция содержит положение о том, что юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, се охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в выполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона и собственной профессиональной деятельности.
Статья 14 Закона указывает на необходимость обеспечения (т.е. преодоления стихийности, самотека, способствование) в образовательном учреждении самоопределения личности обучающихся правовое и педагогическое гарантирование условий для ее самореализации и решения других задач, относящихся к образованию, обучению, воспитанию и развитию, личностному росту. Это и норма и потребность реальной жизни и развития общества. Ведь образование но своему социальному предназначению призвано обеспечить передачу опыта старших поколений новым, молодым, приходящих им на смену. Помощь молодым нужна и по психолого-педагогическим особенностям их возраста, для которого, в частности, как показывают исследования и сама жизнь, характерно недостаточно развитое самосознание и рефлексия (взгляд и оценка себя со стороны), критическая самооценка. Распространена переоценка своих качеств и подготовленности к жизни[101], которая существенно тормозит личностный рост студента. Помощь студенту просто к месту и ко времени.
В современном понимании формирование и его составная часть - воспитание обучающихся в юридических образовательных учреждениях России, это действительно личностно-ориентированный процесс, преодолевающий устаревшую ориентацию на пресловутые ЗУНы (формирование только знаний, навыков и умений), это действительно процесс свободного развития, преодолевающий педагогический тоталитаризм и волюнтаризм, но не сводящийся к крайнему либерализму, анархизму, стихийности и формированию индивидуалистов, уважающих только себя. Образовательные учреждения, ранее именовавшиеся учебными, потому и стали так называться, что в педагогический процесс не может и не должен сводиться в них только к обучению. Он должен быть не учебным, а именно образовательным. Для этого его построение призвано обеспечить полноценное формирование личности, предполагающее собственно образование, обучение, воспитание и развитие. Однако это еще предстоит сделать на деле, ибо смена вывески только начало. Нужно по-современному, исходя из объективных исторических тенденций и интересов совершенствования общества и подготовки нужных для этого специалистов, цивилизованно и педагогически профессионально подходить к построению системы образовательного процесса в образовательном учреждении в целом и в деятельности каждого преподавателя и других лиц постоянного состава.