Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов. Образовательные учреждения закладывают надежные основы профессионализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должности, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но этим дело не заканчивается: жизнь и условия непрерывно меняются, возникают новые проблемы и задачи, новые условия и возможности, происходят изменения в законодательстве, появляются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступлений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания, меняются люди, их отношение к праву, правоохранительным органам, их представителям и тому, что они делают и т.д. и т.п. Короче говоря, кончив образовательное учреждение, нужно продолжать непрерывно учиться, чтобы поспевать за стремительно уходящей вперед жизнью, постоянно совершенствоваться, обогащаться профессиональной мудростью, обновлять свой профессионализм, поддерживать его на высшем уровне. Эту же необходимость подтверждает система непрерывного образования, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки[151].
|
|
Длительная практика и широкий опыт выработали эмпирические основы ее проведения, но до сих пор в ней мало использовались достижения и возможности научной педагогики и педагогической психологии. Между тем, опора на них потенциально весьма продуктивна и перспективна. Стихийный и эмпирический пит! совершенствования профессиональной подготовки, опирающийся на опыт, всегда обращен в прошлое, а не в будущее, длителен, медлителен, сопряжен с пробами и ошибками, не всегда приводи, к наилучшим выводам и решениям. Путь научного совершенствования современен, опережает и направляет практику, он ускорен сводит возможные ошибки к минимуму, обеспечивает всесторонние взвешенные решения и новации.
Область научной педагогики, изучающая процесс обучения его закономерности именуется дидактикой (от греч. «дидактикос» - обучающий). Она отвечает на вопросы: для чего и чему учить? как учить? кому учить? Иначе говоря, она дает обоснования системе обучения; ее целям, задачам, содержанию, методам и средствам, формам организации, необходимым условиям, критериям н способам оценки эффективности и др. Дидактика, как общая теория образования и обучения, рассматривает общие положения в закономерности. Они обнаруживаются в любом процессе обучения, но в то же время обучение каждому предмету, виду действий, профессии имеет свою специфику. Эта специфика находит отражение в частных дидактиках, представляющих адаптацию общих положений в частной методике. Развитие такой дидактики и ее приложений к практике профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов и есть научный путь подъема ее на качественно новый уровень.
|
|
Специфика и общие педагогические задачи подготовки. Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом организации управления и обеспечения деятельности правоохранительного органа.
Профессиональная подготовка строится как особое направление работы с кадрами непосредственно в правоохранительных органах и в этом ее существенное своеобразие и отличие от происходящего в образовательных учреждениях. Общая организация ее осуществляется кадровыми аппаратами, специальными службами и непосредственными руководителями занятий. Но основное своеобразие — в педагогической системе как всей подготовки, так проводимых занятий.
Под подготовкой нередко подразумевается обучение персонала. Но профессионализм, как уже отмечалось, не сводится к обученности. Профессионализм нечто большее, чем обученность. Чтобы добиться высоких профессиональных результатов, надо быть еще профессионально воспитанным (быть добросовестным, ответственным, преданным профессиональному долгу, целеустремленным, настойчивым, упорным, честным, человечным и др.) и профессионально развитым (иметь развитые профессиональные способности). Поэтому профессионалом может считаться только тот, кто не только знает, но и + может + хочет + способен (см. параграф 4.1, рис. 6). Поэтому и профессиональная подготовка - весьма специфичная педагогическая система. Имея в своей основе обучение, она обязана решать триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это особое обучение: обучающе-воспитывающе-развивающее. Его содержание, формы и методы эффективны, если направлены на решение этих задач в комплексе и строятся соответственно.
Это основополагающие положения частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Сведение подготовки к обучению ущербно и антипедагогично в своих корнях, не дает желаемых результатов в достижении высот профессионального мастерства и порождает горькие плоды нарушений законности, формализма, бездушия, потери уважения у граждан и др.
Частные педагогические задачи. Частные задачи обучения связаны с формированием, совершенствованием, обогащением, закреплением и поддержанием на должном уровне профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников.
Частные задачи профессионального развития сотрудников в ходе профессиональной подготовки обусловлены необходимостью 1 возможностями развития профессиональных способностей - особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах овладения профессией, решении профессиональных задач и профессиональном росте. К таким способностям, подлежащим целенаправленному развитию, относятся:
- профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое др.);
|
|
- профессиональная наблюдательность;
- профессиональная память;
- способность к перевоплощению и ролевому поведению;
- профессиональная бдительность;
- скорость реакции;
- профессионально-психологическая устойчивость и др.
Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особенностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, нередко уникальные.
Частные задачи воспитания обучающихся определяются потребностями повышения уровня профессиональной культуры в профессиональной воспитанности, требования к которым возрастают по ходу развития общества и в связи с возможностями профессиональной деформации под влиянием осуществляемой деятельности и ее условий. Хорошие возможности их решения связаны с:
- воспитательными возможностями организации занятий, вносящей вклад в воспитание организованности, дисциплинированности, добросовестности, требовательности к себе, аккуратности, воли в преодолении трудностей учебы, привычки к самостоятельной работе и др.;
— воспитательными возможностями содержания занятий,
практически всегда связанных с воспитанием патриотизма, любви
к профессии, чувства долга, стремления к повышению уровня
профессионализма, формированием правовых взглядов, убеждений и установок на соблюдение законности, привычек и потребностей в уважении прав и достоинства других людей, интереса к
изучению и учету психологических и педагогических особенностей
людей, профессиональных привычек, мотивов к соблюдению норм
и правил морали и профессиональной деонтологии и др.;
—воспитанием методикой и условиями проведения занятий
таких качеств как коллективизм, смелость, мужество, самообладание, активность, самостоятельность, инициативность и т.п.;
—воспитанием примерам личности руководителя занятии.
Профессионализм, личные качества, высокий методический уровень его подготовки приводят в действие механизмы заражения, внушения, подражания и способствуют возникновению у обучающихся интереса, увлеченности, целеустремленности, трудолюбия, стремления к самовоспитанию и самообразованию.
|
|
Основные и частные педагогические задачи профессиональной подготовки определяют и ее основное содержание, организацию я методику. Последние конкретизируются организаторами подготовки и руководителями занятий с учетом специфики профессиональной деятельности обучаемых учебной группы, ее успехов и недостатков, новаций, фактической подготовленности и директивных указаний на текущий год.