Педагогические технологии подготовки студентов и юристов-практиков к деятельности в условиях гуманизации жизни общества. Подготовка цивилизованных профессионалов правоохранительных органов должна отвечать мировому уровню цивилизации, характерному утверждению в жизни идей и норм гуманизма, демократии, правового государства и общества с рыночной экономикой. Это непременный блок и международных образовательных стандартов. Есть немало поучительного в педагогическом опыте наиболее развитых стран, ставших ранее на путь реализации таких идей и имеющих опыт воплощения их в жизнь.
Гуманитарная подготовка профессионалов правоохранительных органов призвана несомненно занять важнейшее место в системе их образования и кадровой работы. Гуманизм выступает ныне:
- как общечеловеческое мировоззрение, как условие сохранения человечества на Земле;
- как основа идеологии, морали, организации и жизни цивилизованного общества, в фокусе которого находится человек, признающийся величайшей социальной, духовной и природной ценностью;
- как предпосылка создания правового общества, призванного стоять на страже законных прав, свобод и достоинства граждан;
- как сверхзадача деятельности любого сотрудника правоохранительных органов,
- как особая группа профессиональных норм, знаний, навыков, привычек сотрудника правоохранительных органов, необходимых ему для понимания жизненных случаев, становящихся предметом юридического рассмотрения и принятия верных решений по ним. Он должен смотреть на мир и свою деятельность не сквозь «криминальные очки», а через «очки социального обслуживания, цивилизованные, гуманитарные».
За рубежом уделяется специальное внимание обучению и воспитанию студентов юридических образовательных учреждений сотрудников правоохранительных органов в духе идей:
- глобального понимания мира («планетарного сознания»),
- взаимопонимания между народами и предупреждения войны с применением средств массового поражения, признания мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле («педагогика мира»),
- необходимости сохранения и защиты природной сферы,
- признания полного равенства людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений,
- признания свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в
рамках закона, - как важнейшего предназначения цивилизованного правового общества,
- необходимости создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан.
Преследуется цель формирования мыслящей личности, гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и назначение своей деятельности в обществе и в мире, ориентированное на сохранение и упрочение человеческих ценностей. Как уже отмечалось в лекции 4, это важные признаки духовности личности
Центральное место в гуманитарной подготовке отводится изучению: теории гуманизма и демократии, культуры, искусства этноса народа, родного языка и литературы, социологии, основ психологии и педагогики, философии права, прав и обязанностей гражданина, национальной психологии и культуры других народов, проблем человечества (мира, экологии, сотрудничества) профессиональной морали, деонтологии, социологии, психологии и педагогики правоохранительной деятельности, вопросов личностного роста и самообразования.
Гуманитарная подготовка юристов правоохранительных органов рассматривается за рубежом еще и как противовес, узко правовой, нормативной наполненности образования, что при однобоком подходе становится зачастую причиной профессиональной узости их мышления, его нормативности, решения профессиональных задач вне понимания человека-личности, по образцу срабатывания «нормативной машины». Профессиональная узость и однобокость приводят к психологическому перевертышу - утрате социального, гуманного, созидательного смысла правоохранительной деятельности — служения людям и превращения ее в борьбу с людьми. Профессиональная однобокость образования — обрезанные корни развития личности, придающие ей однобокость и изначально порождающие процесс профессиональной деформации личности, которая потом приобретает тенденцию к расширению и углублению, становясь причиной человеческой глухоты, черствости, формализма, бездушия, бесчеловечности и нарушении законности. Чтобы противовес действительно был уравновешивающим, гуманитарная подготовка не может строиться по остаточному принципу, а должна занимать объемное место в учебных планах юридического учебного заведения, в затратах учебного времени, в системе работы с персоналом, быть непрерывной и действенной в психолого-педагогическом отношении. Если этого не сделать, правовая система еще долго будет функционировать в старом стиле и тормозить создание правового государства, что убедительно подтверждает зарубежный опыт.
Педагогические технологии демократической подготовки. Демократическая подготовка студентов юридических образовательных учреждений и сотрудников правоохранительных органов связана с идеями гуманизма и нацелена на формирование у них знаний, навыков, умений и качеств, позволяющих им успешно жить и действовать в условиях развития, упрочения и существования действительной демократии[200]. Эта подготовка, по мировому опыту, предполагает достижение внутреннего принятия обучающимися норм поведения, заключающихся в:
- признании права каждого человека на свое понимание окружающего, свое мнение, свои интересы и желания, на выбор решений и поступков, на индивидуальность, свободное развитие, на выбор пути в жизни, на свой менталитет, но в пределах норм права и уважения прав других людей;
- отношении к разнообразию (плюрализму) идей, взглядов,
желаний, подходов, отношений как к нормальному явлению в
жизни общества, не как к недостатку, а достоинству общества,
коллектива, группы, как обязательному условию быстрого развития, движения вперед, достижения успехов и принятия взвешенных решений;
- проявлении уважение и терпимости к менталитету (индивидуальности, своеобразию) другого человека, терпимости к тому, что он своеобразен и имеет право быть несогласным с нами, иметь свою точку зрения, интересы и это далеко не всегда плохо;
- отношении к другому человеку (группе), отличающемуся от нас, не как к врагу (не допускать возникновения «образа врага»). Антидемократична формула М. Горького «кто не с нами - тот против нас» и демократична христианская - «кто не против нас — тот с нами»;
- стремлении при столкновении с иными мнениями, решениями и поступками понять их, разобраться в причинах и сильных сторонах, увидеть достоинства, а не сводить все к недостаткам;
- недопустимости попыток сразу критиковать и переделывать человека с иными взглядами и интересами, стремления «обращать его в свою веру»; необходимой учитывать его своеобразие в общении и работе с ним; стараться адаптировать свои рассуждения и действия к его особенностям; при обязательной необходимости влиять на него не сводить дело к силовому давлению и принуждению, но всегда стараться убедить, аргументировано доказывать;
— умении вести дискуссию, убедительно отстаивать свою позицию;
- признании права другого человека на удовлетворение своих интересов, проявление индивидуальных сильных сторон, индивидуальное развитие;
—признании права выбора человеком своего решения в различных ситуациях, в том числе и образовательных, при обязательной личной ответственности за выбор и его последствия. Чем больше свободы - тем больше ответственности за индивидуальный выбор. Каждый пожинает плоды своих верных и неверных выборов. Каждый должен сознавать, что он сам создатель собственной судьбы и успеха. Некого винить за свои Неудачи, кроме самого себя. Хочешь добиться успехов в службе, жизни — подчиняйся необходимости делать правильный выбор и др.
Все эти демократические нормы обязаны реализовываться в пределах правовых норм и ни в коем случае не выходить за них. Свобода, по Вольтеру, — заключается в том, чтобы подчиняться только закону. Формула «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека» индокринируется за рубежом в сознании граждан с детского возраста и является одним из опорных столпов цивилизованного понимания прав, свобод, гуманизма и демократии.
Со временем, в процессе многократных опытов реализации в жизни и учебе демократических норм мышления и поведения, у студентов в сотрудников формируются демократические навыки и привычки, демократизм как комплексное качество личности. Многие демократические нормы в условиях прохождения службы и деятельности в МВД, ВВ, ФСБ имеют свои особенности, но отрицать их огульно - значить мыслить поверхностно и недальновидно.
Демократическое обучение и воспитание обучающихся в юридических образовательных учреждениях и служащих в правоохранительных органах требует введения соответствующих учебных дисциплин, курсов, разделов, тем, но дело не сводится к этому. Надо и образовательный процесс и работу правоохранительного органа строить определенным образом:
- организовывать управление в образовательном учреждении и правоохранительном органе со всей допустимой демократичностью, сочетая единоначалие и коллегиальность, расширяя доступ всех категорий работников, в том числе и обучающихся, к участию в управлении;
- предоставлять образовательным учреждениям самостоятельность в определении содержания педагогического процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами, выбирать формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся, обеспечивать свободу посещения мероприятий не предусмотренных учебным планом;
- признавать право руководителям занятий вносить свои коррективы в их содержание, использовать методы и средства по своему усмотрению, руководствуясь Государственными образовательными стандартами, Федеральными Законами об образовании и подзаконными актами;
- предоставлять свободу обучаемым получать образование согласно своим склонностям и потребностям, право выбирать факультативные (необязательные) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые факультетами и кафедрами;
- поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства студентов, преподавателей и сотрудников, не применять методов физического и психического насилия;
- при организации и проведении различных форм занятий
развивать демократические качества, установки, привычки в умения у обучаемых. Активно использовать дискуссии, не пресекать высказывания обучающимися и сотрудниками своих мыслей, несовпадающих с изложенными преподавателем, не проявлять в отношении их остракизма и унижающих достоинство реплик, требовать от каждого высказывающего свою точку зрения убедительной аргументации и доказательств;
- уважать все права обучающихся и сотрудников, демонстрируя пример демократизма во всей деятельности образовательных учреждений и правоохранительных органов; взаимоотношениях преподавателей и обучающихся, руководства и преподавателей; стиле общения, принятии и исполнении решений, организации и методике занятий и др.;
- учить и требовать от студентов и сотрудников проявления
норм демократии в своей учебной и профессиональной деятельности.
Педагогические технологии подготовки к труду, жизни и деятельности в условиях рыночной экономики. Подготовка обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики занимает видное место в системах подготовки профессионалов практически во всех странах.
Отмечается, что подготовленность гражданина, профессионала в этом плане связана с наличием у обучающегося, юриста, практического работника:
- активности, самостоятельности, инициативности, предприимчивости, расторопности, находчивости, гибкости, деловитости (целеустремленности, расчетливости, предусмотрительности, настойчивости, упорства, морально-психологической устойчивости неудачам, привычки доводить дело до конца и в каждом деле достигать наивысших результатов), честности, совестливости, порядочности, ответственности, надежности (репутации надежного профессионала), организованности, аккуратности, экономности бережливости (умении максимально экономно достигать требуемых результатов), умении и привычке рассчитывать на себя;
— осознании возможностей личной карьеры, условий и способов ее успешности;
- знания экономики и, в частности, домашней экономики,
- способности к самостоятельному анализу жизненных ц профессиональных реалий в их экономическом аспекте;
— способности работать в группе;
- развитых умений и навыков профессионального общения, общения в торговле, промышленности, бизнесе, коммерции, правоохранительной деятельности;
- благожелательности как основы успеха во взаимоотношениях, вежливости, искренности, внимательности;
— умения дорожить рабочим местом, понимания, что оно не
гарантировано пожизненно и право на него надо постоянно подтверждать качеством работы;
- привычки к добыванию средств для удовлетворения своих потребностей;
— умения оценивать статистические данные в прессе, разбираться в экономических и финансовых таблицах и графиках;
- современного экономическое мышление, умения вести экономические расчеты в пределах своей деятельности и личной жизни;
- способности анализировать, идентифицировать, обобщать,
применять знания в изменяющихся условиях жизни и экономических ситуаций;
- любознательности, умения добывать знания, приобретать
навыки при доучивании и переучивании.
Глобальная психологическая задача, актуальная для нас: превратить граждан, сотрудников разных учреждений в созидателей, из пассивных людей, привыкших в условиях плановой экономики постоянно говорить «дай», в активных деятелей, умеющих инициативно, самостоятельно и созидательно решать задачи я достигать целей. Показателен такой факт. В начале 80-х годов Министерство высшего и среднего образовании СССР обобщало отзывы и письма, поступившие из разных стран, направлявших своих молодых людей на учебу к нам и в другие страны. Выявилась такая особенность оценок: специалисты, прошедшие подготовку у нас, возвратившись на родину и получив работу, начинали зачастую анализировать, рассуждать и требовать создания условий и средств; специалисты, подготовленные в странах с рыночной экономикой, назначенные на посты, обычно сразу энергично брались за дело, изыскивая самостоятельно возможности его выполнения и усовершенствования. Настало время коренным образом изменить этот глубокий недостаток подготовки и наших специалистов.
С учетом мирового педагогического опыта можно отметить целесообразность следующих организационных и психолого-педагогических мер:
а) решительно улучшить формирование качеств личности, о
чем неоднократно говорилось выше, особенно тех, которые нужны в процессе гуманизации, демократизации, ускорения процесса НТР, создания рыночной экономики в обществе;
б) развивать деловые умения:
- умение ставить перед собой реальные цели,— умение рассчитывать последовательность движения к цели, не достижимой разовым усилием,
- умение анализировать ситуации и возникшие проблемы;
- умение выдвигать профессионально и научно обоснованные
версии о происхождении проблемы и способах ее решения;
- умение предвидеть трудности решения проблемы;
- умение наметить пути и способы решения проблемы и сопоставить их со своими возможностями (опытом, подготовкой, качествами, способностями, имеющимися средствами, наличным временем и др.);
- умение принимать решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитать этапы и методы выполнения, средства обеспечения, непосредственные результаты, возможные побочные и отдаленные последствия;
- умение самокритично оценивать правильность выбранного решения и расчета его выполнения;
- умение контролировать ход выполнения решения, оценивать достигаемые промежуточные результаты и успешность движения к нужному конечному.
Все эти умения, как справедливо считают за рубежом, нужны не только руководителям, но и любому специалисту;
в) развивать коммуникативные способности, навыки и умения общения при решении деловых задач и жизненных проблем:
- умение оценивать собеседника, предвидеть его намерения, отдавать себе отчет о занятой им позиции в разговоре и применяемых приемах;
- умение быстро, легко и по-деловому включаться в общение и перейти к сути разговора;
- умение понимать главное и второстепенное в разговоре, отделять словесную шелуху от важных высказываний;
- умение слушать и проникать в смысл того, что порой неявно выражено в словах;
- умение ясно выражать, интерпретировать, анализировать и
резюмировать высказанные и выслушанные мысли;
- умение аргументировано защищать свою позицию и опровергать неприемлемые для решения служебных задач предложения других и т.п.;
Можно сказать, что в наших учебных заведениях имеется определенный опыт подготовки студентов и сотрудников правоохранительных органов к жизни и деятельности в современных общественных условиях. Они изучают экономику, вопросы организации работы, общения, анализа ситуаций, принятия решений и т.п. Но, сверяя имеемое с приведенным выше зарубежным опытом, можно сказать, что вся эта подготовка заслуживает серьезного расширения и педагогического усовершенствования, особенно в плане реальных результатов развития качеств и формирования навыков и умений.
Представляет несомненный интерес, распространенный во всем мире опыт подготовки студентов к жизни в условиях рыночной экономики поощрением зарабатывания денег ими в период учебы для получения образования, оплаты (хотя бы частичной) его и обеспечения потребностей в студенческие годы. Это делается учебными заведениями, родителями и по личной инициативе студентов. Поощряется работа за пределами и в стенах учебного заведения, что находит свое выражение в функционировании ученических (студенческих) кооперативов, сберегательных касс. Число их в отдельных странах достигают 50 тысяч и более. Кооперативы занимаются:
- возрождением и развитием народных промыслов;
- созданием и обслуживанием буфетов в самих учебных заведениях, организацией завтраков и обедов для всех студентов;
- снабжением студентов учебниками, пособиями, конспектами, распечатками, канцелярскими принадлежностями, художественной литературой, одеждой;
- ремонтом и пошивом одежды, ремонтом обуви и часов;
- организацией стрижки волос, косметическим обслуживанием;
- организацией и ремонтом учебных помещений, учебного оборудования, спортивного инвентаря;
- организацией и осуществлением ксерокопирования;
- поиском, подбором и обустройством жилья для иногородних обучающихся;
- ремонтом квартир;
- переводами с иностранных языков;
- компьютерным обслуживанием по заказам;
- уходом за детьми на дому и людьми пожилого возраста;
- доставкой корреспонденции, продукте» на дом;
- участием в проведении юридических консультаций и др.
Кооперативы самоуправляются, работают в свободное от занятий время. Поощрение в их создании, управлении ими и обеспечении работы имеет не чисто меркантильные цели, но и не педагогические. Работа студентов в них развивает трудолюбие, предприимчивость, деловитость, привычку и потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, в объединении усилий для достижения личных целей, навыков демократического решения проблем при совместной работе; воспитывает инициативность и самостоятельность, коллективизм и ответственность за поступки, экономическое мышление, привычку трудом добывать средства для удовлетворения своих потребностей. Кооперативы приносят пользу и учебному заведению. О том, что все это дает в итоге, можно судить по разительному контрасту зарубежных и отечественных студентов: там добывают себе средства, у нас в массе студенты требуют от правительства увеличения стипендий, от родителей денег («дай»), не прилагая усилий, чтобы хоть что-то сделать самим при наличии реальных возможностей.