Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов

Педагогические технологии подготовки студентов и юри­стов-практиков к деятельности в условиях гуманизации жизни общества. Подготовка цивилизованных профессионалов правоох­ранительных органов должна отвечать мировому уровню цивили­зации, характерному утверждению в жизни идей и норм гуманиз­ма, демократии, правового государства и общества с рыночной экономикой. Это непременный блок и международных образовательных стандартов. Есть немало поучительного в педагогическом опыте наиболее развитых стран, ставших ранее на путь реализации таких идей и имеющих опыт воплощения их в жизнь.

Гуманитарная подготовка профессионалов правоохранительных органов призвана несомненно занять важнейшее место в сис­теме их образования и кадровой работы. Гуманизм выступает ны­не:

- как общечеловеческое мировоззрение, как условие сохра­нения человечества на Земле;

- как основа идеологии, морали, организации и жизни цивилизованного общества, в фокусе которого находится человек, признающийся величайшей социальной, духовной и природной цен­ностью;

- как предпосылка создания правового общества, призванного стоять на страже законных прав, свобод и достоинства граждан;

- как сверхзадача деятельности любого сотрудника правоох­ранительных органов,

- как особая группа профессиональных норм, знаний, навы­ков, привычек сотрудника правоохранительных органов, необхо­димых ему для понимания жизненных случаев, становящихся предметом юридического рассмотрения и принятия верных реше­ний по ним. Он должен смотреть на мир и свою деятельность не сквозь «криминальные очки», а через «очки социального обслу­живания, цивилизованные, гуманитарные».

За рубежом уделяется специальное внимание обучению и вос­питанию студентов юридических образовательных учреждений сотрудников правоохранительных органов в духе идей:

- глобального понимания мира («планетарного сознания»),

- взаимопонимания между народами и предупреждения вой­ны с применением средств массового поражения, признания мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле («педагогика мира»),

- необходимости сохранения и защиты природной сферы,

- признания полного равенства людей вне зависимости от ра­сы, нации, пола, религиозности, политических убеждений,

- признания свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в
рамках закона, - как важнейшего предназначения цивилизован­ного правового общества,

- необходимости создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан.

Преследуется цель формирования мыслящей личности, граж­данина своей страны и мира, понимающего свое место и назначение своей деятельности в обществе и в мире, ориентированное на сохранение и упрочение человеческих ценностей. Как уже отмечалось в лекции 4, это важные признаки духовности личности

Центральное место в гуманитарной подготовке отводится изу­чению: теории гуманизма и демократии, культуры, искусства этноса народа, родного языка и литературы, социологии, основ психологии и педагогики, философии права, прав и обязанностей гражданина, национальной психологии и культуры других наро­дов, проблем человечества (мира, экологии, сотрудничества) профессиональной морали, деонтологии, социологии, психологии и педагогики правоохранительной деятельности, вопросов лично­стного роста и самообразования.

Гуманитарная подготовка юристов правоохранительных орга­нов рассматривается за рубежом еще и как противовес, узко пра­вовой, нормативной наполненности образования, что при однобо­ком подходе становится зачастую причиной профессиональной узости их мышления, его нормативности, решения профессио­нальных задач вне понимания человека-личности, по образцу сра­батывания «нормативной машины». Профессиональная узость и однобокость приводят к психологическому перевертышу - утрате социального, гуманного, созидательного смысла правоохранитель­ной деятельности — служения людям и превращения ее в борьбу с людьми. Профессиональная однобокость образования — обрезан­ные корни развития личности, придающие ей однобокость и изна­чально порождающие процесс профессиональной деформации личности, которая потом приобретает тенденцию к расширению и углублению, становясь причиной человеческой глухоты, черство­сти, формализма, бездушия, бесчеловечности и нарушении закон­ности. Чтобы противовес действительно был уравновешивающим, гуманитарная подготовка не может строиться по остаточному принципу, а должна занимать объемное место в учебных планах юридического учебного заведения, в затратах учебного времени, в системе работы с персоналом, быть непрерывной и действенной в психолого-педагогическом отношении. Если этого не сделать, пра­вовая система еще долго будет функционировать в старом стиле и тормозить создание правового государства, что убедительно под­тверждает зарубежный опыт.

Педагогические технологии демократической подготовки. Демократическая подготовка студентов юридических образова­тельных учреждений и сотрудников правоохранительных органов связана с идеями гуманизма и нацелена на формирование у них знаний, навыков, умений и качеств, позволяющих им успешно жить и действовать в условиях развития, упрочения и существования действительной демократии[200]. Эта подготовка, по мировому опыту, предполагает достижение внутреннего принятия обучаю­щимися норм поведения, заключающихся в:

- признании права каждого человека на свое понимание ок­ружающего, свое мнение, свои интересы и желания, на выбор ре­шений и поступков, на индивидуальность, свободное развитие, на выбор пути в жизни, на свой менталитет, но в пределах норм права и уважения прав других людей;

- отношении к разнообразию (плюрализму) идей, взглядов,
желаний, подходов, отношений как к нормальному явлению в
жизни общества, не как к недостатку, а достоинству общества,
коллектива, группы, как обязательному условию быстрого разви­тия, движения вперед, достижения успехов и принятия взвешенных решений;

- проявлении уважение и терпимости к менталитету (индивидуальности, своеобразию) другого человека, терпимости к тому, что он своеобразен и имеет право быть несогласным с нами, иметь свою точку зрения, интересы и это далеко не всегда плохо;

- отношении к другому человеку (группе), отличающемуся от нас, не как к врагу (не допускать возникновения «образа вра­га»). Антидемократична формула М. Горького «кто не с нами - тот против нас» и демократична христианская - «кто не против нас — тот с нами»;

- стремлении при столкновении с иными мнениями, решениями и поступками понять их, разобраться в причинах и сильных сторонах, увидеть достоинства, а не сводить все к недостаткам;

- недопустимости попыток сразу критиковать и переделывать человека с иными взглядами и интересами, стремления «обращать его в свою веру»; необходимой учитывать его своеобразие в общении и работе с ним; стараться адаптировать свои рассуждения и действия к его особенностям; при обязательной необходимости влиять на него не сводить дело к силовому давлению и принуждению, но всегда стараться убедить, аргументировано доказывать;

— умении вести дискуссию, убедительно отстаивать свою позицию;

- признании права другого человека на удовлетворение сво­их интересов, проявление индивидуальных сильных сторон, индивидуальное развитие;

—признании права выбора человеком своего решения в различных ситуациях, в том числе и образовательных, при обяза­тельной личной ответственности за выбор и его последствия. Чем больше свободы - тем больше ответственности за индивидуаль­ный выбор. Каждый пожинает плоды своих верных и неверных выборов. Каждый должен сознавать, что он сам создатель собст­венной судьбы и успеха. Некого винить за свои Неудачи, кроме самого себя. Хочешь добиться успехов в службе, жизни — подчи­няйся необходимости делать правильный выбор и др.

Все эти демократические нормы обязаны реализовываться в пределах правовых норм и ни в коем случае не выходить за них. Свобода, по Вольтеру, — заключается в том, чтобы подчиняться только закону. Формула «моя свобода кончается там, где начина­ется свобода другого человека» индокринируется за рубежом в сознании граждан с детского возраста и является одним из опор­ных столпов цивилизованного понимания прав, свобод, гуманизма и демократии.

Со временем, в процессе многократных опытов реализации в жизни и учебе демократических норм мышления и поведения, у студентов в сотрудников формируются демократические навыки и привычки, демократизм как комплексное качество личности. Мно­гие демократические нормы в условиях прохождения службы и деятельности в МВД, ВВ, ФСБ имеют свои особенности, но отри­цать их огульно - значить мыслить поверхностно и недальновидно.

Демократическое обучение и воспитание обучающихся в юри­дических образовательных учреждениях и служащих в правоох­ранительных органах требует введения соответствующих учебных дисциплин, курсов, разделов, тем, но дело не сводится к этому. Надо и образовательный процесс и работу правоохранительного органа строить определенным образом:

- организовывать управление в образовательном учреждении и правоохранительном органе со всей допустимой демократично­стью, сочетая единоначалие и коллегиальность, расширяя доступ всех категорий работников, в том числе и обучающихся, к уча­стию в управлении;

- предоставлять образовательным учреждениям самостоя­тельность в определении содержания педагогического процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами, выбирать формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся, обеспечивать свободу посещения мероприя­тий не предусмотренных учебным планом;

- признавать право руководителям занятий вносить свои коррективы в их содержание, использовать методы и средства по своему усмотрению, руководствуясь Государственными образова­тельными стандартами, Федеральными Законами об образовании и подзаконными актами;

- предоставлять свободу обучаемым получать образование согласно своим склонностям и потребностям, право выбирать фа­культативные (необязательные) и элективные (избираемые в обя­зательном порядке) курсы, предлагаемые факультетами и кафед­рами;

- поддерживать дисциплину на основе уважения человече­ского достоинства студентов, преподавателей и сотрудников, не применять методов физического и психического насилия;

- при организации и проведении различных форм занятий
развивать демократические качества, установки, привычки в уме­ния у обучаемых. Активно использовать дискуссии, не пресекать высказывания обучающимися и сотрудниками своих мыслей, несовпадающих с изложенными преподавателем, не проявлять в от­ношении их остракизма и унижающих достоинство реплик, требо­вать от каждого высказывающего свою точку зрения убедительной аргументации и доказательств;

- уважать все права обучающихся и сотрудников, демонстрируя пример демократизма во всей деятельности образователь­ных учреждений и правоохранительных органов; взаимоотноше­ниях преподавателей и обучающихся, руководства и преподавате­лей; стиле общения, принятии и исполнении решений, организа­ции и методике занятий и др.;

- учить и требовать от студентов и сотрудников проявления
норм демократии в своей учебной и профессиональной деятельно­сти.

Педагогические технологии подготовки к труду, жизни и деятельности в условиях рыночной экономики. Подготовка обу­чающихся к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики занимает видное место в системах подготов­ки профессионалов практически во всех странах.

Отмечается, что подготовленность гражданина, профессионала в этом плане связана с наличием у обучающегося, юриста, практи­ческого работника:

- активности, самостоятельности, инициативности, предпри­имчивости, расторопности, находчивости, гибкости, деловитости (целеустремленности, расчетливости, предусмотрительности, настойчивости, упорства, морально-психологической устойчивости неудачам, привычки доводить дело до конца и в каждом деле достигать наивысших результатов), честности, совестливости, порядочности, ответственности, надежности (репутации надежного профессионала), организованности, аккуратности, экономности бережливости (умении максимально экономно достигать требуемых результатов), умении и привычке рассчитывать на себя;

— осознании возможностей личной карьеры, условий и спосо­бов ее успешности;

- знания экономики и, в частности, домашней экономики,

- способности к самостоятельному анализу жизненных ц профессиональных реалий в их экономическом аспекте;

— способности работать в группе;

- развитых умений и навыков профессионального общения, общения в торговле, промышленности, бизнесе, коммерции, пра­воохранительной деятельности;

- благожелательности как основы успеха во взаимоотноше­ниях, вежливости, искренности, внимательности;

— умения дорожить рабочим местом, понимания, что оно не
гарантировано пожизненно и право на него надо постоянно под­тверждать качеством работы;

- привычки к добыванию средств для удовлетворения своих потребностей;

— умения оценивать статистические данные в прессе, разби­раться в экономических и финансовых таблицах и графиках;

- современного экономическое мышление, умения вести эко­номические расчеты в пределах своей деятельности и личной жиз­ни;

- способности анализировать, идентифицировать, обобщать,
применять знания в изменяющихся условиях жизни и экономиче­ских ситуаций;

- любознательности, умения добывать знания, приобретать
навыки при доучивании и переучивании.

Глобальная психологическая задача, актуальная для нас: пре­вратить граждан, сотрудников разных учреждений в созидателей, из пассивных людей, привыкших в условиях плановой экономики постоянно говорить «дай», в активных деятелей, умеющих ини­циативно, самостоятельно и созидательно решать задачи я дости­гать целей. Показателен такой факт. В начале 80-х годов Мини­стерство высшего и среднего образовании СССР обобщало отзывы и письма, поступившие из разных стран, направлявших своих мо­лодых людей на учебу к нам и в другие страны. Выявилась такая особенность оценок: специалисты, прошедшие подготовку у нас, возвратившись на родину и получив работу, начинали зачастую анализировать, рассуждать и требовать создания условий и средств; специалисты, подготовленные в странах с рыночной экономикой, назначенные на посты, обычно сразу энергично брались за дело, изыскивая самостоятельно возможности его выполнения и усовершенствования. Настало время коренным образом изменить этот глубокий недостаток подготовки и наших специалистов.

С учетом мирового педагогического опыта можно отметить це­лесообразность следующих организационных и психолого-педагогических мер:

а) решительно улучшить формирование качеств личности, о
чем неоднократно говорилось выше, особенно тех, которые нуж­ны в процессе гуманизации, демократизации, ускорения процесса НТР, создания рыночной экономики в обществе;

б) развивать деловые умения:

- умение ставить перед собой реальные цели,— умение рас­считывать последовательность движения к цели, не достижимой разовым усилием,

- умение анализировать ситуации и возникшие проблемы;

- умение выдвигать профессионально и научно обоснованные
версии о происхождении проблемы и способах ее решения;

- умение предвидеть трудности решения проблемы;

- умение наметить пути и способы решения проблемы и со­поставить их со своими возможностями (опытом, подготовкой, качествами, способностями, имеющимися средствами, наличным временем и др.);

- умение принимать решения, выбирая обоснованно одно из ряда возможных, рассчитать этапы и методы выполнения, средст­ва обеспечения, непосредственные результаты, возможные побоч­ные и отдаленные последствия;

- умение самокритично оценивать правильность выбранного решения и расчета его выполнения;

- умение контролировать ход выполнения решения, оцени­вать достигаемые промежуточные результаты и успешность дви­жения к нужному конечному.

Все эти умения, как справедливо считают за рубежом, нужны не только руководителям, но и любому специалисту;

в) развивать коммуникативные способности, навыки и умения общения при решении деловых задач и жизненных проблем:

- умение оценивать собеседника, предвидеть его намерения, отдавать себе отчет о занятой им позиции в разговоре и применяе­мых приемах;

- умение быстро, легко и по-деловому включаться в общение и перейти к сути разговора;

- умение понимать главное и второстепенное в разговоре, отделять словесную шелуху от важных высказываний;

- умение слушать и проникать в смысл того, что порой неяв­но выражено в словах;

- умение ясно выражать, интерпретировать, анализировать и
резюмировать высказанные и выслушанные мысли;

- умение аргументировано защищать свою позицию и опро­вергать неприемлемые для решения служебных задач предложе­ния других и т.п.;

Можно сказать, что в наших учебных заведениях имеется оп­ределенный опыт подготовки студентов и сотрудников правоохра­нительных органов к жизни и деятельности в современных обще­ственных условиях. Они изучают экономику, вопросы организа­ции работы, общения, анализа ситуаций, принятия решений и т.п. Но, сверяя имеемое с приведенным выше зарубежным опытом, можно сказать, что вся эта подготовка заслуживает серьезного расширения и педагогического усовершенствования, особенно в плане реальных результатов развития качеств и формирования навыков и умений.

Представляет несомненный интерес, распространенный во всем мире опыт подготовки студентов к жизни в условиях рыночной экономики поощрением зарабатывания денег ими в период учебы для получения образования, оплаты (хотя бы частичной) его и обеспечения потребностей в студенческие годы. Это делается учеб­ными заведениями, родителями и по личной инициативе студен­тов. Поощряется работа за пределами и в стенах учебного заведе­ния, что находит свое выражение в функционировании учениче­ских (студенческих) кооперативов, сберегательных касс. Число их в отдельных странах достигают 50 тысяч и более. Кооперативы занимаются:

- возрождением и развитием народных промыслов;

- созданием и обслуживанием буфетов в самих учебных за­ведениях, организацией завтраков и обедов для всех студентов;

- снабжением студентов учебниками, пособиями, конспекта­ми, распечатками, канцелярскими принадлежностями, художест­венной литературой, одеждой;

- ремонтом и пошивом одежды, ремонтом обуви и часов;

- организацией стрижки волос, косметическим обслуживани­ем;

- организацией и ремонтом учебных помещений, учебного оборудования, спортивного инвентаря;

- организацией и осуществлением ксерокопирования;

- поиском, подбором и обустройством жилья для иногород­них обучающихся;

- ремонтом квартир;

- переводами с иностранных языков;

- компьютерным обслуживанием по заказам;

- уходом за детьми на дому и людьми пожилого возраста;

- доставкой корреспонденции, продукте» на дом;

- участием в проведении юридических консультаций и др.

Кооперативы самоуправляются, работают в свободное от заня­тий время. Поощрение в их создании, управлении ими и обеспече­нии работы имеет не чисто меркантильные цели, но и не педаго­гические. Работа студентов в них развивает трудолюбие, предпри­имчивость, деловитость, привычку и потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, в объединении усилий для достижения личных целей, навыков демократического решения проблем при совмест­ной работе; воспитывает инициативность и самостоятельность, коллективизм и ответственность за поступки, экономическое мыш­ление, привычку трудом добывать средства для удовлетворения своих потребностей. Кооперативы приносят пользу и учебному заведению. О том, что все это дает в итоге, можно судить по рази­тельному контрасту зарубежных и отечественных студентов: там добывают себе средства, у нас в массе студенты требуют от прави­тельства увеличения стипендий, от родителей денег («дай»), не прилагая усилий, чтобы хоть что-то сделать самим при наличии реальных возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: