Лекция 3. Виды предпринимательской деятельности

1. Производственное предпринимательство

2. Коммерческое предпринимательство

3. Финансовое предпринимательство

1.

Предпринимательство предполагает осуществление 1) непосредственных производительных функций, т.е. производство товара или оказание услуги; 2) посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем виде oт непосредственного производителя к потребителю.

Предприниматель в противостоянии потребителю действует двумя возможными способами: выявлять интерес потребителя через изучение потребительских запросов; навязывать интерес потребителю через выявление неосознанных потребностей.

Производственное предпринимательство может носить: 1) традиционный характер (поставка традиционных товаров на рынок) 2) инновационный характер. Инновация - обновление основного капитала (производственных факторов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии; 3) основной характер (производство товара, готового к потреблению); 4) вспомогательный характер (разработка. передача товаропроизводителям инноваций - способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства повышает качественные характеристики товара, т.е. новой техники и технологии). Вспомогательный характер носит инжиниринговая, конструкторская, консультационная, маркетинговая, лизинговая деятельность и др.

Виды предпринимательства: информационное, научно-техническое, производство товаров и услуг.

2.

Посредник - лицо, представляющее интересы производителя или потребителя, но не являющиеся таковыми. Посредническая деятельность ведет к росту производительности труда у производителей товара, ускорению темпов оборачиваемости капитала, насыщению товарных рынков производимыми товарами и услугами, снижает издержки производителя па поиск потребителя, снижает количество контактных линий в канале распределения. Несмотря на скидки, предоставляемые посреднику производителем при реализации товара, увеличивается валовой доход производителя.

Различают цены: оптовую цену производителя, оптовую цену посредника, розничные цены.

Оптовая цена - цена на партию товара, устанавливаемая с учетом скидки, предоставляемой покупателю за то, что он приобретает товарную партию целиком (партия определяется в зависимости от типа товара, от суммы покупки).

Оптовая цена производителя - устанавливается самим производителей для оптового покупателя исходя из знания розничной цены на товар, издержек на производство товара и нормы прибыли производителя.

Оптовая цена посредника - цена на товарную партию, закупаемую у него оптовым покупателем, с учетом оптовой скидки (например, розничный торговец). Посредников между производителем и покупателем может быть много, плановая прибыль первого посредника может дробиться между несколькими последующими посредниками, но за счет роста количества оборотов прибыль значительно возрастает по итогам финансового года.

Количество оборотов Стартовый для оборота капитал, у.е. % прибыли Прибыль с оборота, у.е. Итого оборот, у.е.
         
      10,5 220,5
  220,5   11,03 231,5
  231,5   11,6 243,1
  243,1   12,2 255,3
  255,3   12.8 268,1
  268,1   13,4 281,1
  281,1   14,1 295,6

Розничная цена - цена, устанавливаемая за товар розничным торговцем для розничных покупателей такого товара.


Формы посредничества: агентирование, оптовое купечество, посылторговское посредничество, торговое посредничество, коммивояжерство, аукционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлгорство.

1. Агентирование. Агент - лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах которого действует агент называется принципалом. Агенты бывают: агенты производителей (в интересах нескольких производителей), полномочные агенты по
сбыту (получают право на сбыт всей продукции производителя, не входят в его орг. структуру), агенты по закупкам (занимаются подбором нужного товарного ассортимента). Правовой основой таких отношений является агентский договор, где указывается агентское вознаграждение, цена
товара, условия продажи/покупки товара.

Если агенты представляют интересы принципала на долговременной основе, то посреднические функции выполняет брокер, специализирующийся на определенном виде товара.

Комиссионные операции - разновидность торгово-посреднических операций, совершаемых одной стороной (комиссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего имени за определенное вознаграждение, но за счет и в пользу комитента. Отношения сторон регулируются договором комиссии. Размер вознаграждения обычно - % от суммы сделки или разницы между ценой комитента и комиссионера.

2. Оптовое купечество. Оптовики - купцы - независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело, продают товар розничным торговцам

Дистрибьютор (в переводе распределять)- посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и распределяющий их своим постоянным клиентам. Функционируют в различных формах: оптовая фирма, оптовый дистрибьютор, торговый дом.

Дилер (в переводе торговец) - осуществляет перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. По особому договору с производителем может предоставлять ему информацию о рынке, называть услуги по рекламе, осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров.

Торговый маклер - предприниматель - посредник, который сам не участвует в совершении сделки, а только указывает на возможность её заключения. Он лишь сводит партнеров по сделке. Доход - маклерское вознаграждение. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.

Джоббер (в переводе «работа») - посредник, который обладает запасом готовой продукции, обеспечивает её хранение и поставку (транспортировку), в собственности товар не имеет.

3. Посылторговское посредничество. Посылторговец - предприниматель - посредник, который занимается реализацией товаров путем рассылки каталогов товаров. В этом случае посредник должен иметь складское помещение и транспорт. Особенность - ориентация на отдельные группы потребителей.

4. Торговое представительство. Торговый представитель - самостоятельный предприниматель одновременно может представлять интересы нескольких принципалов. К их услугам прибегают обычно фирмы, которые планируют развернуть активную деятельность в определенном географическом районе или в новой стране.

5. Коммивояжерство. Коммивояжер - предприниматель - посредник, который не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). Обеспечивают достаточно эффективную рекламу товарам, создают прочные каналы сбыта и послепродажного обслуживания.

6. Аукционерство. Аукцион - публичный торг. Стартовая цена - начальная цена. Лот - неделимая партия товара, выставляемая на торги. Лот продан после третьего удара молотка. На аукционах продают пушнину, лошадей, пряности, чай, табак и прочее.

В биржевой торговле принимают участие торговцы - посредники (брокеры, брокерские фирмы) и крупные производители (дилеры), которые продают крупные партии товаров.

Признаки классификации Виды бирж
Вид биржевого товара Товарные, фондовые, валютные, биржа труда
Номенклатура товаров Специализированная, универсальная
Вид биржевых сделок Реального товара, форвардные (поставка товара в будущем), фьючерсные (приобретение права купить - продать товар в будущем), онкольные (сделки без фиксации цены), хеджирование (страхование потерь от изменения цены), опционы (приобретение права купить - продать товар в течение определенного времени в будущем), спекуляция (быки, медведи)
Принцип организации Государственные, частные, смешанные
Статус биржи АО, ТОО, ООО, ассоциации (объединения бирж)
Формы участия посетителей в биржевых торгах Закрытые, открытые
Характер деятельности Коммерческие, некоммерческие
Сфера деятельности Центральные, межрегиональные, местные
Место и роль в мировой торговле Международные, региональные, национальные

Целью фьючерсного контракта является получение не реального товара, а разницы в цене на товар, обозначенный в контракте.

8. Ризлторство - торговля недвижимостью за комиссионные или определенную сумму.

3.

Финансовое предпринимательство осуществляется путем учреждения банков, инвестиционных компаний, фондов, трастовых компаний.

Банки - специализированные финансовые институты, сосредотачивающие у себя финансовые ресурсы - временно свободные денежные средства, предоставляющие их во временное пользование в виде кредитов, участвующие во взаимных платежах и расчетах между предприятиями учреждениями, государством и физическими лицами. Главная цель банков - качественное обслуживание клиентов, ускорение расчетов между ними. Для межбанковских расчетов используются электронные системы с высоким уровнем защиты информации (СВИФТ, Спринт Еврокэш) развивается электронная схема связи крупных предприятий с банком.

Коммерческие банки осуществляют свои функции для получения прибыли, которая формируется как разница между ценой предоставления банками кредита (по ставке ссудной процента по кредитам) и ценой привлечения капитала (по ставке ссудного процента по депозитам)

Инвестиционные компании и фонды - финансовые учреждения, преследующие извлечение прибыли, концентрирующие как свои, так и чужие капиталы и инвестирующие их с максимальной эффективностью в производства.

Трастовые компании - посредничество, связанное с доверительным управлением чужой собственностью в течение определенного времени. Трастовая структура обслуживает клиентов, которые являются собственниками капитала или объектов недвижимости, но не могут эффективно управлять такой собственностью. Заинтересованность трастовой компании в том, что она получает разницу между фактической прибылью от управления собственностью и прибылью выплачиваемую собственнику по договору.

Аудиторство - деятельность по проверке и контролю финансового состояния компании. В России - может быть как обязательной (для банков, страховых организаций, бирж, внебюджетные фондов, благотворительные фонды, АО, с иностранным инвестором), так и инициативной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: