1. Производственное предпринимательство
2. Коммерческое предпринимательство
3. Финансовое предпринимательство
1.
Предпринимательство предполагает осуществление 1) непосредственных производительных функций, т.е. производство товара или оказание услуги; 2) посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем виде oт непосредственного производителя к потребителю.
Предприниматель в противостоянии потребителю действует двумя возможными способами: выявлять интерес потребителя через изучение потребительских запросов; навязывать интерес потребителю через выявление неосознанных потребностей.
Производственное предпринимательство может носить: 1) традиционный характер (поставка традиционных товаров на рынок) 2) инновационный характер. Инновация - обновление основного капитала (производственных факторов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии; 3) основной характер (производство товара, готового к потреблению); 4) вспомогательный характер (разработка. передача товаропроизводителям инноваций - способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства повышает качественные характеристики товара, т.е. новой техники и технологии). Вспомогательный характер носит инжиниринговая, конструкторская, консультационная, маркетинговая, лизинговая деятельность и др.
|
|
Виды предпринимательства: информационное, научно-техническое, производство товаров и услуг.
2.
Посредник - лицо, представляющее интересы производителя или потребителя, но не являющиеся таковыми. Посредническая деятельность ведет к росту производительности труда у производителей товара, ускорению темпов оборачиваемости капитала, насыщению товарных рынков производимыми товарами и услугами, снижает издержки производителя па поиск потребителя, снижает количество контактных линий в канале распределения. Несмотря на скидки, предоставляемые посреднику производителем при реализации товара, увеличивается валовой доход производителя.
Различают цены: оптовую цену производителя, оптовую цену посредника, розничные цены.
Оптовая цена - цена на партию товара, устанавливаемая с учетом скидки, предоставляемой покупателю за то, что он приобретает товарную партию целиком (партия определяется в зависимости от типа товара, от суммы покупки).
Оптовая цена производителя - устанавливается самим производителей для оптового покупателя исходя из знания розничной цены на товар, издержек на производство товара и нормы прибыли производителя.
|
|
Оптовая цена посредника - цена на товарную партию, закупаемую у него оптовым покупателем, с учетом оптовой скидки (например, розничный торговец). Посредников между производителем и покупателем может быть много, плановая прибыль первого посредника может дробиться между несколькими последующими посредниками, но за счет роста количества оборотов прибыль значительно возрастает по итогам финансового года.
Количество оборотов | Стартовый для оборота капитал, у.е. | % прибыли | Прибыль с оборота, у.е. | Итого оборот, у.е. |
10,5 | 220,5 | |||
220,5 | 11,03 | 231,5 | ||
231,5 | 11,6 | 243,1 | ||
243,1 | 12,2 | 255,3 | ||
255,3 | 12.8 | 268,1 | ||
268,1 | 13,4 | 281,1 | ||
281,1 | 14,1 | 295,6 |
Розничная цена - цена, устанавливаемая за товар розничным торговцем для розничных покупателей такого товара.
Формы посредничества: агентирование, оптовое купечество, посылторговское посредничество, торговое посредничество, коммивояжерство, аукционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлгорство.
1. Агентирование. Агент - лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах которого действует агент называется принципалом. Агенты бывают: агенты производителей (в интересах нескольких производителей), полномочные агенты по
сбыту (получают право на сбыт всей продукции производителя, не входят в его орг. структуру), агенты по закупкам (занимаются подбором нужного товарного ассортимента). Правовой основой таких отношений является агентский договор, где указывается агентское вознаграждение, цена
товара, условия продажи/покупки товара.
Если агенты представляют интересы принципала на долговременной основе, то посреднические функции выполняет брокер, специализирующийся на определенном виде товара.
Комиссионные операции - разновидность торгово-посреднических операций, совершаемых одной стороной (комиссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего имени за определенное вознаграждение, но за счет и в пользу комитента. Отношения сторон регулируются договором комиссии. Размер вознаграждения обычно - % от суммы сделки или разницы между ценой комитента и комиссионера.
2. Оптовое купечество. Оптовики - купцы - независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело, продают товар розничным торговцам
Дистрибьютор (в переводе распределять)- посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и распределяющий их своим постоянным клиентам. Функционируют в различных формах: оптовая фирма, оптовый дистрибьютор, торговый дом.
Дилер (в переводе торговец) - осуществляет перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. По особому договору с производителем может предоставлять ему информацию о рынке, называть услуги по рекламе, осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров.
Торговый маклер - предприниматель - посредник, который сам не участвует в совершении сделки, а только указывает на возможность её заключения. Он лишь сводит партнеров по сделке. Доход - маклерское вознаграждение. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.
Джоббер (в переводе «работа») - посредник, который обладает запасом готовой продукции, обеспечивает её хранение и поставку (транспортировку), в собственности товар не имеет.
3. Посылторговское посредничество. Посылторговец - предприниматель - посредник, который занимается реализацией товаров путем рассылки каталогов товаров. В этом случае посредник должен иметь складское помещение и транспорт. Особенность - ориентация на отдельные группы потребителей.
4. Торговое представительство. Торговый представитель - самостоятельный предприниматель одновременно может представлять интересы нескольких принципалов. К их услугам прибегают обычно фирмы, которые планируют развернуть активную деятельность в определенном географическом районе или в новой стране.
|
|
5. Коммивояжерство. Коммивояжер - предприниматель - посредник, который не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). Обеспечивают достаточно эффективную рекламу товарам, создают прочные каналы сбыта и послепродажного обслуживания.
6. Аукционерство. Аукцион - публичный торг. Стартовая цена - начальная цена. Лот - неделимая партия товара, выставляемая на торги. Лот продан после третьего удара молотка. На аукционах продают пушнину, лошадей, пряности, чай, табак и прочее.
В биржевой торговле принимают участие торговцы - посредники (брокеры, брокерские фирмы) и крупные производители (дилеры), которые продают крупные партии товаров.
Признаки классификации | Виды бирж |
Вид биржевого товара | Товарные, фондовые, валютные, биржа труда |
Номенклатура товаров | Специализированная, универсальная |
Вид биржевых сделок | Реального товара, форвардные (поставка товара в будущем), фьючерсные (приобретение права купить - продать товар в будущем), онкольные (сделки без фиксации цены), хеджирование (страхование потерь от изменения цены), опционы (приобретение права купить - продать товар в течение определенного времени в будущем), спекуляция (быки, медведи) |
Принцип организации | Государственные, частные, смешанные |
Статус биржи | АО, ТОО, ООО, ассоциации (объединения бирж) |
Формы участия посетителей в биржевых торгах | Закрытые, открытые |
Характер деятельности | Коммерческие, некоммерческие |
Сфера деятельности | Центральные, межрегиональные, местные |
Место и роль в мировой торговле | Международные, региональные, национальные |
Целью фьючерсного контракта является получение не реального товара, а разницы в цене на товар, обозначенный в контракте.
8. Ризлторство - торговля недвижимостью за комиссионные или определенную сумму.
|
|
3.
Финансовое предпринимательство осуществляется путем учреждения банков, инвестиционных компаний, фондов, трастовых компаний.
Банки - специализированные финансовые институты, сосредотачивающие у себя финансовые ресурсы - временно свободные денежные средства, предоставляющие их во временное пользование в виде кредитов, участвующие во взаимных платежах и расчетах между предприятиями учреждениями, государством и физическими лицами. Главная цель банков - качественное обслуживание клиентов, ускорение расчетов между ними. Для межбанковских расчетов используются электронные системы с высоким уровнем защиты информации (СВИФТ, Спринт Еврокэш) развивается электронная схема связи крупных предприятий с банком.
Коммерческие банки осуществляют свои функции для получения прибыли, которая формируется как разница между ценой предоставления банками кредита (по ставке ссудной процента по кредитам) и ценой привлечения капитала (по ставке ссудного процента по депозитам)
Инвестиционные компании и фонды - финансовые учреждения, преследующие извлечение прибыли, концентрирующие как свои, так и чужие капиталы и инвестирующие их с максимальной эффективностью в производства.
Трастовые компании - посредничество, связанное с доверительным управлением чужой собственностью в течение определенного времени. Трастовая структура обслуживает клиентов, которые являются собственниками капитала или объектов недвижимости, но не могут эффективно управлять такой собственностью. Заинтересованность трастовой компании в том, что она получает разницу между фактической прибылью от управления собственностью и прибылью выплачиваемую собственнику по договору.
Аудиторство - деятельность по проверке и контролю финансового состояния компании. В России - может быть как обязательной (для банков, страховых организаций, бирж, внебюджетные фондов, благотворительные фонды, АО, с иностранным инвестором), так и инициативной.