Лекция 5. Организация и развитие собственного дела

1. Порядок создания нового предприятия

2. Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана

3. Управление новым предприятием

1.

1. Определение состава учредителей и разработка учредительных документов (устав).

2. Заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия.

3. Утверждение устава предприятия и оформление протокола №1 (назначается директор и председатель ревизионной комиссии).

4. Открытие временного счета в банке (для формирования УК не менее 50%).

5. Регистрация предприятия в местном органе власти (предоставляется заявление, устав, протокол №1, учредительный договор, свидетельство об уплате госпошлины).

6. Передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр.

7. Внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк.

8. Открытие постоянного расчетного счета в банке.

9. Регистрация предприятия в районной налоговой инспекции.

10. Получение разрешения на изготовление круглой печати и углового штампа.

11. Изготовление круглой печати и углового штампа.

Если создается акционерное общество, то необходимо учредителям осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют в СМИ извещение о предстоящей подписке, в котором указывают предмет, цели, сроки деятельности будущего АО, состав учредителей, дату проведения учредительной конференции, намеченный размер УК, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции. Подписавшиеся на акции обязаны внести до дня созыва конференции не менее 30% номинальной стоимости акций, для ЗАО - не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

За рубежом, как и в России, сложились определенные типы малых предприятий: инкубаторы создаются под крылом какого-либо крупного предприятия), надомный бизнес (услуги по настройке пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и проч.), блошиные рынки (участвуют мелкие производители, розничные и оптовые торговцы), выполнение заказов почтой (необходимо охватить значительное количество людей, делать значительные наценки на товар для выживания бизнеса), передвижные предприятия (продажа одежды, обуви, галантереи, парфюмерии, пирожки и проч. на колесах), продажа товаров на вечеринках (должна быть возможность попасть на различные приемы и вечеринки).

Перед началом собственного дела следует провести маркетинговые исследования, найти рыночную нишу, определиться с тем, стабильна ли политическая система, какова покупательская способность, конкуренция, состояние законодательной базы и проч. Кроме того, нужно решить вопрос по организационно - правовой структуре будущего предприятия. Большинство предпринимателей избирают форму товарищества с ограниченной ответственностью, при которой частники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости вкладов, что касается учредителей, их необходимо выбирать тщательно. Учитывать их платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие.

2.

Для того чтобы заявить о себе, как о новом предприятии целесообразно разработать технико-экономическое обоснование - ТЭО предприятия, в состав ТЭО рекомендуется включить:

1. Анализ спроса на продукцию, товары и услуги, планируемые к производству.

2. Производственные показатели:

2.1. наличие конструкторской, технологической и др. требуемой документации;

2.2. производственная программа;

2.3. перечень необходимых машин, оборудования, инструментов, основных фондов, сырья и материалов;

2.4. наличие производственных мощностей, проект их создания;

2.5. имеющееся в наличии оборудование и др.

2.6. рентабельность продукции и услуг;

2.7. величина амортизационных отчислений

3. Финансовые показатели

3.1. намечаемая выручка от реализации или оказания услуг

3.2. размер материальных и проч. затрат

3.3. предполагаемые отчисления в бюджет

3.4. чистая прибыль

3.5. ФОТ

3.6. размер создаваемых прочих фондов

4. Социальные показатели:

4.1. предполагаемая численность работников

4.2. ожидаемый размер оплаты труда

4.3. средняя реализация на одного работающего

4.4. возможность использования труда инвалидов и пенсионеров

Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Бизнес-план, предложенный Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, состоит из разделов.

1. Обзорный раздел - краткий обзор бизнес плана (наименование и описание проекта, характеристика организации).

2. Описание предприятия, его отличительные характеристики от других компаний на рынке.

3. Описание продукции (услуг) - подробная характеристика производимой продукции или услуг, сравнение её с продукцией конкурентов, планы развития производства.

4. Анализ рынка - характеристика рынка сбыта, возможности предприятия добиться успехов на нем, затраты и риски.

5. Производственный план - описание технологического процесса, требования к квалификации, наличие необходимого персонала, календарный план развития, потребность в финансовых ресурсах.

6. План сбыта - стратегия продаж компании в различные периоды.

7. Финансовый план - оценка способности проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга. Расчет платежеспособности, ликвидности, эффективности проекта (NPV, PI, IRR, срок окупаемости, ставка дисконтирования).

8. Анализ чувствительности проекта - анализ устойчивости проекта к возможным изменениям экономической ситуации, внутренних показателей проекта, рисков.

9. Экологическая и нормативная информация - анализ экологической безопасности проекта, оценка нормативной базы реализации проекта.

10. Приложения - документы, подтверждающие информацию бизнес- плана.

3.

После организации предприятия следует предусмотреть возможные препятствия, ограничения, изучить возможность получения денег (заемных, инвестиционных, налоговых и пр. Эти данные открыты, доступны, содержатся в публикация, статистической информации законодательных актах, у частных лиц. Следует определиться, каким будет предпринимательство индивидуальным, коллективным.

Далее необходимо решить вопрос о формировании производственной базы (взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу). Предприниматель при этом вступает в отношения с производителями оборудования и поставщиками материалов, сырья. Работников можно найти через биржу труда, объявления в прессе и другими путями. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, долговые обязательств, взяв займы в банках. Кредиты банка могут быть кратко-, средне-, долгосрочными. В настоящее время наибольшее распространение получили краткосрочные кредиты до 90 дней. Кредитование банком предприятий нередко сопровождается различными видами страхования (зданий, запасов, ценностей и проч.) При этом предприниматель вступает в отношения со страховыми организациями. Выпуская акции и др. ценные бумаги, организация вступает в отношения с фондовым рынком: биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды.

Если вновь созданное предприятие не превращается в отлаженное и управляемое производство, то оно обречено на провал, несмотря ни на какую блестящую предпринимательскую идею, привлеченный крупный капитал, качество выпускаемой продукции и даже высокого спроса на нее. Питер Друкер, профессор, определил основные требования предпринимательского управления на новом предприятии для обеспечения жизнедеятельности организации:

1. Концентрация внимания на рынке. На первом этапе следует уделить внимание не максимизации прибыли, а поиску источников финансирования разработок и ускоренного роста, регулированию деятельности, движению денежной наличности. Нужно учесть, что продукция или услуги могут найти совершенно новых потребителей на «неплановых рынках».

2. Финансовое предвидение в регулировании денег. Новое предприятие может нормально функционировать только при обеспечении его деятельности дополнительным капиталом.

3. Создание высшего органа управленческого звена сразу при организации нового предприятия.

4. Умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: