При раскрытии этой темы следует привлечь историко-философский материал, раскрывающий становление категории бытия. Важно выделить основное смысловое содержание этого понятия, которое постоянно заставляло философов обращаться к бытию. При всем многообразии подходов четко присутствует поиск подлинного. В каждую историческую эпоху вставала проблема подлинного бытия. В античности подлинным объявляется мир умопостигаемых сущностей (Логос, эйдосы, формы и т.п.). В средневековье подлинное бытие -Бог. Новое время ориентировано на поиск подлинного в самом мире. Под ним понималась и природа, и человеческий разум, и объективированные формы человеческой деятельности. В Новое время возникает еще одно проявление подлинного - трансцендентальный субъект Канта. В наше время поиск подлинного бытия не прекратился и студент должен поразмышлять над этим.
Видами отрицания бытия являются ничто и небытие. Ничто и небытие являются не самостоятельными сущностями, «существуют не рядом друг с другом, а друг через друга, так что каждое из них становится тем, что оно есть только посредством своего отношения к собственной противоположности» (Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. - М., «Медный змей», 1998, С. 49). Студент должен осознать, что бытие не может быть осмыслена во всей глубине без сопоставления ее с отрицанием. Из определения бытия как реальности с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т. е. в качестве инобытия. Иногда различают ничто и небытие. Можно воспользоваться уже названной работой В.Б. Кучевского: «Если ничто представляет собой выражение отношений различия и противоположности в мире непосредственно данных частных существований, то небытие - своеобразное выражение смены состояний, изменения, перехода в иное того или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие - это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственной предметно-динамической структурой бытия» (Указ. соч., С. 57).
|
|
Студент должен уметь выделить уровни бытия и объяснить специфику каждого из них. Особое внимание обратить на бытие человека. Осмыслить плодотворность тезиса, что бытие человека заключается в его способности к трансцендированию.
При рассмотрении бытия, уровней бытия часто употребляются такие слова как объективное и субъективное, природный мир и явления человеческого сознания. Разделение универсума на объективную и субъективную реальность конкретизируется в категориях материи и сознания.
Студенту следует показать как исторически менялась представление о материи и объяснить причины этих изменений. Надо проанализировать ленинское определение материи и выделить основное свойство материи - быть объективной реальностью. Вместе с тем это определение содержит добавление - «...объективная реальность, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях» (Ленин В.И. Поли. Собр. Соч., т. 18, С. 131) - которое рождает ряд проблем. С одной стороны, это уточнение выбивает почву под теми, кто считает Бога объективной реальностью и поэтому получается, что нет разницы между материей и Богом. Но с другой стороны, это добавление чрезмерно возвысило роль чувственного познания, в то время как существует множество объективных явлений, которые не отображаются в наших ощущениях. Следовательно, это определение философско-гносеологическое, разрывающее узкие рамки вещественно-субстратного представления о материи, но не решающее всех проблем определения материи. Стоит поразмышлять над субстанциально-аксиологическим определением материи.
|
|
Существует несколько уровней организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. В неживой природе два вида материи - вещество и поле. В современной физике говорят о сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном полях в зависимости от разных типов взаимодействия элементарных частиц. Элементарные частицы квалифицируются по типам взаимодействия. Андроны (тяжелые частицы - протоны, нейтроны, мезоны и др.) участвуют во всех типах взаимодействия. Пептоны (легкие частицы - электроны, нейтрино и др.) участвуют только в электрослабых и гравитационных. Современная наука стремится к познанию глубинного строения материи. Выдвигается гипотеза о существовании кварков, которые наряду с пептонами являются своеобразныим строительным материалом для вещества универсума. Элементарный уровень организации материи погружен в физический вакуум. Это - не пустота, а особое состояние материи, находящейся в сверхсжатом виде с фантастической плотностью 10 в 93 степени грамм на сантиметр кубический. Есть гипотеза, что из вакуума путем большого взрыва возникла наша Вселенная.
Столь же подробно следует охарактеризовать биологический и социальный урони организации материи.
Материя имеет атрибутивные свойства: движение, пространство и время. При рассмотрении движения следует иметь в виду, что высшие формы движения материи несводимы к сумме низших. При изучении вопроса о пространстве и времени надо знать их общие черты и особенности каждого из них. Наше пространство трехмерно. В одномерном или двумерном пространстве не могли бы взаимодействовать вещество и поле. Только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование молекул и макротел. Так как пространство связано с временем, то наш мир являет себя в четырехмерном измерении. Существует гипотеза о десятимерном пространстве-времени. Поразмышляйте над ней. Может здесь путь к открытию параллельных миров? В истории философии и науки выделяют субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. В чем их суть? Пространственно-временная организация специфически проявляется на биологическом и социальном уровнях. Надо показать эту специфику на конкретных примерах.
Один из центральных философских вопросов заключается в ответе на вопрос: «Как возникают материальные системы с различным уровнем организации?». В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности самоорганизации материальных систем. Задача этой дисциплины разрешить одну из философских загадок: каким образом неживая природа, которая стремится к хаосу, может породить живую природу, стремящуюся к порядку. Вектор неживой природы - от сложного к простому, вектор живой природы имеет обратное направление. Каким образом разнонаправленные векторы взаимодействуют? Основоположники синергетики (И. Пригожий, А. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принадлежат к незамкнутым системам, которым присущи неравновесность и нелинейность. В этих системах появляются диссипативные структуры. Суть этого явления в том, что пока система находится в состоянии термодинамического равновесия ее элементы (например, молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга и неспособны к образованию упорядоченных структур. Но если эта система в силу каких-либо воздействий переходит в неравновесное состояние, то ситуация кардинально меняется: элементы такой системы начинают действовать согласованно. Это и есть диссипативная структура. После появления она не теряет возбужденного состояния и у нее обнаруживается повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде генерируют и отбирают различные структурные конфигурации. Если предполагается, что неравновесность является естественным состоянием всех процессов действительности, то столь же естественным оказывается их стремление к самоорганизации. Принцип самоорганизации является также атрибутивной формой существования материи.
|
|
Важную роль в решении проблемы саморазвития, самодвижения материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять этапы развития диалектики, начиная с античности. Различать объективную и субъективную диалектику. Диалектику следует рассматривать как развивающуюся систему универсальных связей. Поэтому студенту следует четко знать суть понятия системы. Многообразие разнообразных связей в системе фиксируется в универсальных, структурных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизируется с помощью соответствующих категорий. Следует знать их.
Душой диалектики является принцип развития. Следует подумать над определением развития и знать основные законы развития.
|
|
В наше время диалектика не всеми принимается как единственно научный метод познания и преобразования действительности. Студент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности.