Сущность, цели и задачи управления. Субъекты и объекты управления. Требования к процессу управления

Процесс управления и его содержание.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Под объектом управления следует понимать отдельную структуру либо организацию в целом, на которую направлено управляющее воздействие. Субъект управления – орган либо лицо, осуществляющее управляющее воздействие.

Основные задачи процесс а управления заключаются в планировании, организации, мотивации, коммуникации, управления, разработки процессов и принятия решений, а также контроль. Взаимосвязь этих компонентов показывает, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

1. Лояльность к работающим.

2. 100 % ответственность — как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

5. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

6. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

7. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.

8. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.

9. Этика бизнеса.

10. Честность и доверие к людям.

11. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.

12. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.

13. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

Современные организации обычно имеют достаточно большой объем управленческой работы, поэтому такая работа должна быть разделена. В этом случае идет речь о горизонтальном и вертикальном разделении управленческого труда. В свою очередь вертикальное разделение образует уровни управления.

Вне зависимости от количества существующих уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории.

Технический (3) – люди на этом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.

Управленческий (2) – люди на этом уровне в основном заняты управлением и координацией внутри организации, согласованием различных форм деятельности и действий существующих структурных подразделений.

Институциональный (1) – руководители в основном заняты разработкой долгосрочных перспективных планов, формированием целей, адаптацией организации к внешним условиям и т. д.

Наиболее приемлемым способом описания уровней управления является следующий: высший, средний, низший уровни управления. Руководители низшего уровня осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения информацией о правильности выполнения этих заданий вышестоящих органов. Отвечают за использование выделенных им ресурсов. Это мастер, заведующий отделом, зав. кафедры.

Руководители среднего уровня являются промежуточным звеном между высшим и низшим уровнями, они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне и передают эти решения после соответствующих преобразований в виде спецификаций и конкретных заданий на низшие уровни. Характер работы таких руководителей сильно варьирует от одной организации к другой, а иногда даже в рамках одной организации, причем характер их работы в большей степени определяется содержанием работы структурного подразделения, чем организации в целом. Это заведующий отделом в бизнесе, управляющий сбытом по региону, директор филиала, декан.

Руководители высшего уровня отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или основной ее части. Это директор предприятия, президент компании, главный бухгалтер, председатель совета директоров, ректор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: