Понятие организационной структуры управления. Типы организационных структур управления

1. Оптимальная организационная структура – это структура, которая наилучшим образом позволяет организации взаимодействовать с внешней средой, эффективно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с максимальной результативностью.

Организационные структуры и их выбор основаны на стратегических планах организации, причем при существенных изменениях планов организационные структуры следует изменять и совершенствовать, учитывая ситуационный подход к менеджменту.

2. Впервые в 1900г. социолог Макс Вебер предложил идею бюрократии. Бюрократическая структура характеризуется высокой степенью разделения труда, разветвленной иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, а также подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Вебер называл такую структуру рациональной, так как предполагается, что решения, принимаемые бюрократией, имеют объективный характер.

3. Департаментализация – означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, секторами, службами и т. п.

Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную конкретную задачу и обязанности. Создание такой структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют, причем конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

К традиционным функциональным блокам компании относятся: производство, маркетинг и финансы. Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные службы можно подразделить на более мелкие структурные элементы, которые в теории менеджмента называются вторичными или производными.

4. Различные типы дивизиональной структуры имеют одни и те же недостатки и преимущества, так как имеют одну общую цель – обеспечить более эффективную реакцию организации на тот или иной фактор окружающей среды. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов и достижения ее целей.

5. Проектная организационная структура. Для того, чтобы эффективно управлять крупномаштабными проектами, которые ограничены по продолжительности и ресурсам, современные организации используют проектную структуру. Это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее суть заключается в том, чтобы собрать в одну команду самых высококвалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта в зарание определенные сроки и с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы.

6. Организации, в которых руководство высшего уровня оставляет за собой значительную часть полномочий, называются централизованными. Децентрализованные организации – такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. На практике не встречается полностью централизованная или децентрализованная организация. Кроме того, любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другой организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: