Цели и задачи ценообразования

Большинство предприятий в своей практической работе ча­сто сталкиваются с необходимостью принятия решений по ус­тановлению цен на производимую продукцию. Эта проблема возникает в следующих случаях:

1. Цена устанавливается впервые, например, при выпуске на рынок новой продукции или начале продажи производимой продукции на новом рынке, каковым может быть и экспортный рынок.

2. Обстоятельства принуждают предприятие принять решение об изменении цены. Такими обстоятельствами могут быть: изменение спроса, изменение структуры затрат, стиму­лирование продаж, привлечение новых покупателей.

3. Цены изменяют конкуренты. В этом случае предприя­тию предстоит решить вопрос, следует ли также изменить цену своего товара.

Ценовая политика предприятия строится на основании по­ставленных целей. Это обусловливает применение альтерна­тивных методов ценообразования. Выбор метода зависит от ха­рактера товара, степени его новизны, дифференциации по ка­чественным характеристикам, стадии жизненного цикла товара, вида и способа производства. Кроме того, учитываются и внешние факторы: политическая стабильность, уровень ин­фляции, система государственного регулирования, структура рынка, уровень платежеспособности населения и др.

Цели и задачи, которые стоят перед предприятием при ре­шении вопросов ценообразования, вытекают непосредственно из воздействия окружающей среды, из анализа рынка, поло­жения на нем предприятия, его конкурентной позиции и дру­гих факторов. Поэтому предприятие может ставить перед со­бой не одну, а несколько целей, как краткосрочного, так и дол­госрочного характера (табл. 2).

Таблица 2 Классификация целей и задач ценообразования

Цели Задачи Уровень цен
Кратко­срочные Выживае­мость Сохранение существующего поло­жения на рынке Низкий (тенден­ция к понижению)
  Обеспечение окупаемости затрат
Получение высокой прибыли Быстрое получение выручки (де­нежных средств) Высокий (тенден­ция к росту)
Максимизация текущей прибыли
Долго­срочные Обеспече­ние высоко­го качества Сохранение лидерства по качеству Высокий
Завоевание лидерства по качеству
Максимиза­ция сбыта Увеличение объема продаж Низкий
Завоевание лидерства в сегменте рынка

На практике используются различные методы установлений цен. При этом учитываются различные группы факторов, ока­зывающие влияние на стратегию ценообразования и на принятие конкретных решений. В специальной литературе по цено­образованию рассматриваются следующие факторы: позиция и цели предприятия на рынке, издержки, или фактор затрат, фактор спроса и предложения, жизненный цикл продукта (сте­пень новизны продукции), фактор полезности, структура рын­ка, государственное воздействие на ценообразование. В рыноч­ной экономике важное значение имеет фактор спроса и предло­жения, на его основе определяется равновесная цена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: