Большинство предприятий в своей практической работе часто сталкиваются с необходимостью принятия решений по установлению цен на производимую продукцию. Эта проблема возникает в следующих случаях:
1. Цена устанавливается впервые, например, при выпуске на рынок новой продукции или начале продажи производимой продукции на новом рынке, каковым может быть и экспортный рынок.
2. Обстоятельства принуждают предприятие принять решение об изменении цены. Такими обстоятельствами могут быть: изменение спроса, изменение структуры затрат, стимулирование продаж, привлечение новых покупателей.
3. Цены изменяют конкуренты. В этом случае предприятию предстоит решить вопрос, следует ли также изменить цену своего товара.
Ценовая политика предприятия строится на основании поставленных целей. Это обусловливает применение альтернативных методов ценообразования. Выбор метода зависит от характера товара, степени его новизны, дифференциации по качественным характеристикам, стадии жизненного цикла товара, вида и способа производства. Кроме того, учитываются и внешние факторы: политическая стабильность, уровень инфляции, система государственного регулирования, структура рынка, уровень платежеспособности населения и др.
Цели и задачи, которые стоят перед предприятием при решении вопросов ценообразования, вытекают непосредственно из воздействия окружающей среды, из анализа рынка, положения на нем предприятия, его конкурентной позиции и других факторов. Поэтому предприятие может ставить перед собой не одну, а несколько целей, как краткосрочного, так и долгосрочного характера (табл. 2).
Таблица 2 Классификация целей и задач ценообразования
Цели | Задачи | Уровень цен | |
Краткосрочные | Выживаемость | Сохранение существующего положения на рынке | Низкий (тенденция к понижению) |
Обеспечение окупаемости затрат | |||
Получение высокой прибыли | Быстрое получение выручки (денежных средств) | Высокий (тенденция к росту) | |
Максимизация текущей прибыли | |||
Долгосрочные | Обеспечение высокого качества | Сохранение лидерства по качеству | Высокий |
Завоевание лидерства по качеству | |||
Максимизация сбыта | Увеличение объема продаж | Низкий | |
Завоевание лидерства в сегменте рынка |
На практике используются различные методы установлений цен. При этом учитываются различные группы факторов, оказывающие влияние на стратегию ценообразования и на принятие конкретных решений. В специальной литературе по ценообразованию рассматриваются следующие факторы: позиция и цели предприятия на рынке, издержки, или фактор затрат, фактор спроса и предложения, жизненный цикл продукта (степень новизны продукции), фактор полезности, структура рынка, государственное воздействие на ценообразование. В рыночной экономике важное значение имеет фактор спроса и предложения, на его основе определяется равновесная цена.