Методы установления цены продукции на основе издержек производства

Затратный метод — метод ценообразования, базирующий­ся на фактически сложившихся затратах. При установлении цен по этому методу возмещаются практически любые затра­ты, цены не стимулируют предприятия к рациональному ис­пользованию ресурсов, к достижению высоких конечных ре­зультатов. В итоге формируется представления о том, что цена должна покрывать все затраты, даже те, которые порождаются нерадивым отношением к использованию сырья и материалов, плохим использованием оборудования, слабой организацией производства, низкой дисциплиной труда. Этот метод отража­ет традиционную ориентацию главным образом на производ­ство и в меньшей степени — на рыночный спрос.

На основе издержек могут устанавливаться цены на новые товары, так как на рынке не существует аналогов для сравне­ния. Особенно это относится к случаю единичного произвоД' ства продукции, выполнения государственного заказа, моно

польного положения на рынке. Формула цены Ц при этом ме­тоде:

Ц = С + П+ КН,

где С — себестоимость единицы продукции, руб.; П — при­быль на единицу продукции, руб.; КН — косвенные налоги в цене продукции, руб.

Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элемен­тов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себе­стоимость которых известна. Применяется для расчета цены изделий, собираемых из унифицированных элементов, узлов, (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средства). Цена продукции, рас­считанная этим методом, представляет собой сумму цен от­дельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке. Этот метод применяется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных видов техники.

Метод структурной аналогии. Применяется в производ­ствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или ра­бот (услуг). Цену устанавливают по аналогу. При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат в цене аналогичного товара. По новому изделию определяют один из главных (основных) элементов затрат (материалы, заработная плата, амортизация), долю это­го элемента затрат в полной себестоимости изделия (или цене), Далее по формуле определяют цену нового изделия:

Ц = С /Д,

С — абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия; Д — доля основного вида затрат в цене изделия аналога.

Перечисленные методы не учитывают уровень спроса на про­дукцию, уровень цен конкурентов. Следует отметить, что в осно­ве рассмотренных методов затратного ценообразования лежит трудовая теория стоимости. В рамках этой теории предполагает­ся, что формирование стоимости происходит в сфере производства, поэтому база ценообразования носит преимущественно производ­ственный характер. Таким образом, согласно трудовой теории стоимости, процесс ценообразования замыкается преимуще­ственно в пределах одного фактора — издержек производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: