Российской Федерации «О техническом регулировании» (2002 г.)

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», принятый 27 декабря 2002 г., является основным документом, устанавливающим правовые основы для разработки и применения национальных туристских стандартов на территории России.

Прежде чем рассматривать место туристских стандартов в рамках данного Федерального закона, требуется уточнить один момент. Необходимо оговорить, что в России не существует отдельного Закона, который был бы посвящен только туристским стандартам. И указанный Федеральный закон носит общий характер и распространяется на стандарты всех отраслей экономики (в том числе и на сферу туризма), кроме случаев, оговоренных непосредственно в самом тексте Закона [172].

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» вступил в силу 1 июля 2003 г. С его вступлением в силу Закон РФ «О стандартизации», принятый в 1993 г. и регулировавший помимо прочего и вопросы разработки и применения в России стандартов, утратил силу, причем это оговаривалось специальной статьей (ст. 47) данного Федерального закона.

Прежде всего, укажем, что в ст. 2 Закона содержатся определения международного и национального стандартов и стандарта вообще.

Непосредственно национальным стандартам в этом Федеральном законе посвящены ст. 15, 16 и 17.

В статье 15 установлены общие правовые основы для применения стандартов. В частности, говорится, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. В этой же статье оговаривается добровольность применения национальных стандартов. Согласно п. 9 указанной статьи конкретный перечень таких стандартов определяется национальным органом России по стандартизации, который утверждает и опубликовывает национальные стандарты в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Основные правила разработки и утверждения национальных стандартов установлены в ст. 16. Согласно данной статье разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, а национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании соответствующих документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Далее национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Вопрос о порядке опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование отнесен, согласно Федеральному закону Российской Федерации «О техническом регулировании», к компетенции Правительства России.

Что касается остальных статей Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании», то в них ряд вопросов, касающихся национальных стандартов, рассматривается во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами и документами по стандартизации.

Статья 13 данного Федерального закона устанавливает, что национальные стандарты и стандарты организаций наряду с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в области стандартизации, а также применяемыми в установленном порядке общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации являются документами в области стандартизации.

В п. 1 ст. 14 определяется перечень полномочий национального органа Российской Федерации по стандартизации в отношении национальных стандартов, в том числе:

– утверждение национальных стандартов;

– принятие программы разработки национальных стандартов;

– организация экспертизы проектов национальных стандартов;

– осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

– создание технических комитетов по стандартизации и координирование их деятельности;

– организация опубликования (под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме) национальных стандартов и их распространение;

– участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;

– утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.

Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает возможность участия в разработке национальных стандартов непосредственно руководителей и сотрудников туристских фирм и гостиниц в рамках технических комитетов по стандартизации. Такая возможность закреплена в п. 4 ст. 14: «В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединении предпринимателей и потребителей».

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Закон утвердил открытость заседаний технических комитетов по стандартизации.

В ст. 43 содержится требование обеспечения доступностинациональных стандартов и информации об их разработке. Это требование обеспечивается в том числе функционированием специального Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, о котором говорится в ст. 44.

Согласно ст. 44 технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим Фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Статья 45 устанавливает порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования. Что касается стандартов, то за счет средств федерального бюджета осуществляется реализация программ по их разработке и проведение экспертизы отдельных проектов национальных стандартов.

После принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» российскими специалистами был проведен анализ различных его положений [7; 12; 145; 146; и др.]. В частности, российский юрист Я. Е. Парций сравнивает отдельные статьи указанного Закона с соответствующими статьями отмененного с 1 июля 2003 г. Закона РФ «О стандартизации» (1993 г.), а также делает выводы относительно направленности положений Федерального закона РФ «О техническом регулировании» применительно к туристской отрасли. Основные идеи Я. Е. Парция сводятся к следующему [145; 146].

Понятие стандартизации по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» претерпело принципиальные изменения. Из него исключено упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг.

Указывается роль стандартизации как средства повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. По мнению Я. Е. Парция, эта главная цель стандартизации может быть достигнута, если в разрабатываемых стандартах будут отражаться прогрессивные научно-технические требования.

Далее автор обращается к ст. 11 Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Эта статья содержит изложение целей стандартизации, а именно:

– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– обеспечение научно-технического прогресса;

– повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рациональное использование ресурсов;

– техническая и информационная совместимость;

– сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

– взаимозаменяемость продукции [145].

По мнению цитируемого автора, цели стандартизации, провозглашенные в ст. 11 Закона, следует рассматривать и как основные направления деятельности [146].

Если в Законе о стандартизации первой целью указано обеспечениебезопасности соответствующих объектов, то в данном Федеральном законе – повышение уровня их безопасности. Как считается, в последней формулировке отражен новый характер деятельности по стандартизации – разработка перспективных требований, превышающих достигнутый уровень.

Я. Е. Парций анализирует ст. 12 Федерального закона РФ «О техническом регулировании», в которой изложены принципы стандартизации:

– добровольность применения стандартов;

– максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

– недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 Федерального закона РФ «О техническом регулировании»;

– недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

– обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Указанные принципы автор условно делит на две группы.

Первая – принципы, направленные на недопущение в стандартах необоснованных ограничений свободы предпринимательства путем установления завышенных или дополнительных требований, не отвечающих целям стандартизации, определенным в ст. 11 Федерального закона РФ «О техническом регулировании».

Вторая – принципы технического характера:

– разработка национальных стандартов, как правило, на основе международных стандартов, за исключением случаев, указанных в Законе;

– недопустимость установления требований, противоречащих основополагающим требованиям технических регламентов (подчеркивается, что речь идёт именно о противоречии, а не о прогрессивном повышении требований); установление требований, обеспечивающих единообразие применения стандартов.

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» в отличие от Закона РФ «О стандартизации» не предусматривает разработку стандартов отрасли.

В результате анализа ст. 17 Федерального закона РФ «О техническом регулировании» сделан следующий вывод. Стандарт организации является основным локальным нормативным актом, в котором закрепляются потребительские показатели оказываемых туристских услуг, включая требования по безопасности, а также меры и способы, обеспечивающие их соблюдение.

Принятие стандарта организации не исключает разработку необходимых технических документов, детализирующих нормы стандарта. При разработке стандарта считается необходимым учитывать, что Законом не допускается установление в технических регламентах или других документах обязательных требований к услугам. Вместе с тем, в стандарте должны быть учтены общие и другие положения Закона РФ о защите прав потребителей, относящиеся к услугам.

Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» установлены только две категории стандартов: национальный стандарт и стандарт организации. Национальные стандарты являются по сути рекомендациями общероссийского масштаба, в то время как стандарты организаций представляют собой локальные правовые акты, обязательные для применения всеми работниками организации, их утвердившей [146, с. 22].

Таким образом, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» закрепил принцип добровольности применения стандартов, вопрос о котором поднимался в России еще с конца 1990-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: