Обычно с достаточной очевидностью, легко выделяются следующие основные функции массовой моды.
1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 86.
264 Часть 3. Массовые социально-психологические явления
1. Массовизация человеческой психики. Об этой функции сказано уже вполне доста
точно, и нет смысла повторяться.
2. Повышение престижа. Приобщаясь, хотя бы внешне, к наиболее богатой и обла
дающей модными вещами публике, человек резко повышает свой престиж как
внешне, так и внутренне. Не случайно до сих пор верна и популярна известная
народная пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
3. Регуляция эмоциональных состояний. Известно, что обладающий модной одеждой,
предметом, идеей и т. д. человек чувствует себя значительно лучше, чем не обла
дающий такими вещами. Особенное значение фактор модности в виде модной
одежды имеет для женщин.
4. Приобщение к новому. Следя за модой, стремясь к модному в одежде, в идеях, в
образе жизни, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями,
чувствами и представлениями. Он подражает новому, легко перенимает его и тем
самым делает как бы «своим», формируя собственный вкус и предпочтения.
|
|
5. Самоутверждение личности. Следуя моде, человек утверждает себя в своих соб
ственных глазах. Понятно, что самоутверждение может касаться различных сфер.
Для женщин модная одежда всегда связана с сексуальным самоутверждением.
Для мужчин модная идея связана с интеллектуальным самоутверждением. Какой
бы ни была сфера моды, за ней стоит одно и то же — стремление к выделению и
утверждению себя. Однако говоря объективно, фактически эта функция проти
воположна функции массовизации психики. Самоутверждение отдельной лично
сти, становясь массовым, как бы захватывая большинство, всегда нивелирует эту
отдельную личность согласно действию законов психологии масс.
-