Методы переоценки ВВП и его компонентов в постоянные цены

Существует несколько методов исчисления ВВП и его компонентов в постоянных ценах, наиболее важными из которых являются:-метод дефлятирования с помощью индексов цен;-метод двойного дефлятирования;-метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема;-метод переоценки элементов затрат;

6. Как измеритель совокупного объема производства ВВП имеет серьезный недостаток: он завышает объем выпущенной продукции на величину перенесенной стоимости основного капитала (амортизации). Поэтому, чтобы определить величину, на которую производство реально увеличило объем выпуска товаров и услуг за год, необходимо из ВВП
вычесть амортизацию основного капитала (Аосн.кап). В результате получим чистый внутренний продукт (ЧВП):
ЧВП = ВВП – Аосн.кап
То есть ЧВП указывает на величину доходов поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности, с помощью которых создан данный ЧВП.
Единственной составляющей ЧВП, не отражающей истинного вклада экономических ресурсов в него, являются косвенные налоги (налоги на производство и импорт). Для определения суммарного дохода всех владельцев экономических ресурсов необходимо из ЧВП исключить сумму косвенных налогов (Нк). Получим показатель, который называется национальным доходом (НД):
НД = ЧВП – Нк
Однако такой метод исчисления национального дохода приемлем только для стран, в которых он исчисляется по так называемой факторной стоимости, когда доходы сектора органов государственного управления не могут рассматриваться в качестве факторного дохода.В связи с чем из национального дохода и вычитают косвенные налоги (налоги на производство и импорт).
В новой системе СНС понятие «первичные доходы» заменено показателем «факторные доходы». В соответствии с концепцией первичных доходов они оцениваются в рыночных ценах и больше факторных доходов на величину налогов на производство и импорт (косвенных налогов), которые рассматриваются в качестве первичных доходов сектора органов государственного управления. Поэтому соотношение между ЧВП и НД характеризуется равенством, т.е.
ЧВП = НД.
Следовательно, национальный доход представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период времени и выраженных в рыночных ценах.
Национальный доход, дополненный текущими трансфертами, полученными из-за границы, образует располагаемый национальный доход, который может быть рассчитан также и на валовой (ВНДр), чистой (ЧНДр) основе. Поэтому располагаемый национальный доход можно представить следующими формулами:
ВНДр = ВНД ± Тт,
ЧНДр = ЧНД ± Тт,
где ВНДр, ЧНДр — располагаемые валовой и чистый национальные доходы; Тт — текущие трансферты из-за границы.
Необходимо обратить внимание на то, что в новой СНС трансферты капитала не влияют ни на национальный доход, ни на располагаемые доходы отдельных секторов, так как они отражаются на другом счете — счете операций с капиталом. Равным образом на него не влияют и операции с ценными бумагами, так как они находят отражение в финансовом счете СНС и не влияют на показатели текущих доходов.

7. Валовой национальный доход (ВНД) (Gross national income (GNI)) включает все факторные доходы, а также косвенные налоги и стоимость потребленного капитала (амортизацию) за отчетный период. По своей величине ВНД (GNI) равен ВВП. ВНД, так же, как ВВП (GDP), рассчитывается тремя способами:

1. как сумма добавленной стоимости и амортизационных начислений;

2. как поток расходов на покупку товаров и услуг (поток продуктов);

3. как поток доходов.

Итоги подсчетов должны совпадать. При этом следует помнить, что стоимость продукции равна сумме доходов. И в масштабе общества ВВП и ВНД количественно совпадают, поскольку эти переменные отражают один и тот же поток конечных результатов национального производства, но лишь в разных фазах воспроизводства: в фазе непосредственного производства и в фазе распределения. ВНД - это сумма первичных доходов, полученных населением во всех отраслях и сферах экономики. Тождество ВВП и ВНД и их различия можно показать следующим образом:

Левая часть тождества - основное макроэкономическое тождество, правое - сумма доходов, где С - потребление, S - сбережение, TR - чистые государственные трансферты, Т - общие налоги. Вычтя амортизацию, мы получим уравнение для чистого национального продукта (NNP).

где DI - располагаемый доход,
Тn - чистые налоги,
Тi - косвенные налоги,
NI - национальный доход,
In - чистые инвестиции.

Данное тождество показывает, что стоимость чистого национального продукта всегда равна сумме национального дохода и косвенных налогов, а также что весь чистый продукт используется на потребление, правительственные расходы и чистые частные инвестиции. В правой части тождества отражено равенство национального дохода и косвенных налогов к сумме располагаемого дохода и чистых налогов. Располагаемый доход равен сумме потребления и сбережения и тождественен сумме чистого продукта и трансфертов за вычетом общих налогов: DI = С + S = NNP - TR - T. Величина потребления равна разнице между располагаемым доходом (DI) и сбережением и тождественна сумме чистого национального продукта (NNP) и трансфертов за вычетом общих налогов и сбережений:

8. Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты (применяется для устранения влияния разных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики);

Рыночная цена производителя – цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме НДС и налога на импорт) и исключающая субсидии на продукты;

Рыночная цена покупателя – цена, уплачиваемая покупателем за продукты или услуги, включающая чистые налоги на производство и импорт и торгово-транспортную наценку.

Взаимосвязь между тремя видами цен:

А - цена покупателя

Б – НДС

В – торгово-транспортная наценка

Г – цена производителя (Г = А – Б- В)

Д – другие налоги на продукты (акцизы)

Е – субсидии на продукты

Ж – основная цена (Ж= Г – Д + Е)

9. Одним из основных методологических принципов СНС является метод двойной записи, заимствованный из бухгалтерского учета.

Счет представляет собой таблицу, включающую две группы показателей: ресурсы и их использование. Левая и правая части каждого счета уравниваются при помощи сальдовой (балансирующей) статьи.

Схема счета

Использование Ресурсы
Показатели (статьи) использования Сальдовая статья = Итого ресурсов – статьи использования Показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов

Балансирующая статья каждого счета представляет собой самостоятельный обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию воспроизводства, а также позволяет увязать счета в единую систему. Сальдовая статья каждого предыдущего счета является основной ресурсной статьей последующего счета.

Основные счета СНС (консолидированные счета – для экономики в целом)

Использование Ресурсы
1.Счет производства
3.Промежуточное потребление (ПП) 4.Валовый внутренний продукт (ВВП) (валовая добавленная стоимость) (4= 1 + 2 – 3) 1.Валовый выпуск в основных ценах (ВВ) 2.Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на продукты и импорт.
Итого использовано Итого ресурсов
2. Счет образования доходов
Использование Ресурсы
2.Оплата труда 3.Чистые другие налоги (за вычетом субсидий) на производство и импорт 4.Валовая прибыль (валовые смешанные доходы)= 1 – 2 – 3) 1.Валовый внутренний продукт (валовая добавленная стоимость)
Итого использовано Итого ресурсов
3.Счет распределения доходов
Использование Ресурсы
5.Доходы от собственности,переданные «остальному миру» 6.Валовый национальный доход(6= 1 + 2 + 3 + 4 – 5) Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) Оплата труда Чистые другие налоги (за вычетом субсидий) на производство и импорт Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
Итого использовано Итого ресурсов
4.Счет перераспределения (вторичного распределения) доходов
Использование Ресурсы
3.Текущие трансферты, переданные «остальному миру» Валовый национальный располагаемый доход = 1 + 2 – 3) Валовый национальный доход Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Итого использовано Итого ресурсов
5.Счет использования доходов
Использование Ресурсы
Конечные потребление Валовое национальное сбережение (3 = 1 – 2) Валовый национальный располагаемый доход
Итого использовано Итого ресурсов
6.Счет операций с капиталом
Использование Ресурсы
3. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» 4. Валовое накопление основного капитала 5. Изменение запасов 6. Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (-) (6 = 1 + 2 – 3 – 4 – 5) 1. Валовое национальное сбережение 2.Капитальные трансферты, полученные от «остального мира»
Итого использовано Итого ресурсов
7.Финансовый счет
Использование Ресурсы
3. Приобретение финансовых активов 1. Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (-) 2. Принятие финансовых обязательств
Итого использовано Итого ресурсов

Счета производства и образования доходов разрабатываются для всех трех уровней: экономики в целом, по секторам экономики, по отраслям (видам экономической деятельности).

Трансферт – односторонняя экономическая операция, в результате которой происходит получение дохода экономической единицей на безвозмездной основе.

На завершающем этапе составления СНС строится счет товаров и услуг (продуктов и услуг).

Использование Ресурсы
Промежуточное потребление   Валовый выпуск товаров и услуг  
Конечное потребление   Импорт товаров и услуг  
Валовое накопление основного капитала   Чистые налоги на продукты  
Изменение запасов материальных оборотных средств   Чистые налоги на импорт  
Экспорт товаров и услуг   Статистическое расхождение  
Всего   Всего  

10. Финансы — совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением фин. Ресурсов, а также с обменом, распределением и перераспределением, стоимости созданного валового внутреннего продукта (ВВП).Предметом науки о финансах являются финансовые отношения, которые возникают на всех уровнях ведения хозяйства: Общегосударственном (макроуровнь), Региональном (уровень административно - территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов хазяйства. Отдельно выделяется и международные финансы.Основной задачей курса явл. изучение теор. вопросов ф-сов, рассмотрение фин. политики и фин. мех-зма, влияющего на развитие обществ. пр-ва и овладение практич. навыками в области бюдж. планир-я и бюдж. рег-ия, анализов бюдж. процессов, оценки эф-сти исп-ия осн. фондов и об. ср-тв, методика расчета некот. видов налогов. Финансовая политика – совокупность целенаправленных действий и способов, кот. осущ-ет гос-во в пределах своих ф-кций и полномочий в сфере финн. Д-ти субъектов хоз-я и финн. Институтов, граждан и непосредственно гос-вом с целью решения опр. Задач и достижения поставленной цели. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.Первое направление финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения. Вторым направлением финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов на обеспечение социальных гарантий. Такими социальными гарантиями является образование, оборона, здравоохранение, культура, государственное управление, единые энергетические и коммуникационные системы и тому подобное. Не менее важное значение имеют социальное страхование, помощь малообеспеченным и другие виды помощи. Сегодня предоставление социальных гарантий населению является одной из важнейших функций государства в экономике свободной конкуренции, а финансирование их осуществляется из центрального и местных бюджетов. Величина социальных гарантий в значительной степени определяет размеры перераспределения валового национального продукта через бюджет. Третье направление финансовой политики - влияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий, которые угрожают здоровью человека. Для Украины теперь важными являются проведения и финансирования мероприятий относительно социальной защиты граждан, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, задание из конверсии военной промышленности, ускоренного развития агропромышленного комплекса и тому подобное.

11. 1) распределительная. Осущ-ся во всех сферах обществен. жизни: в мат. произв-ве в нематериальной сфере, в сфере обращения. С помощью этой функции осущ-ся распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). В рез-те распределения ВВП и НД создаются доходы общества. Распред ф-ция позволяет: а) образовывать ден фонды на уровне предприятия и дом. хоз-ва, а также гос-ва; б) образовывать не просто ден фонды, а фонды целевого назнач-я; в) осуществлять межотраслевое, межтерр-ное перераспред-е, а также между сферами и соц группами; г) создавать необх. резервы как на уровне предпр-ий, так и гос-ва. Механизм действия распределительной функции финансов повъъязаний с схемой распределения ВВП- Он включает у себя несколько стадий: 1) первичное распределение - это распределение заново созданной стоимости и формирование первичных доходов субъъектив, занятых в создании ВНП. 2) перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. 3) вторичное распределение это второй этап перераспределения в части формирования первичных доходов физических лиц, которые заняты в бюджетной сфере.

2) контрольная ф-ция. Наглядно представляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распред-я ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых ден фондов, в обеспеченности необх ресурсами произв процесса. Контр ф-ция финансов проявл-ся: а) до наступления распределит-го процесса, когда составл-ся программы, прогнозы, бюджеты; б) в процессе использования фондов ден ср-в, при исполнении намеченных программ, планов, смет; в) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения ден фондов.

Контр ф-ция реал-ся через: а) фин.-хоз контроль на отд предприятиях, на основе выполнения хоз договоров, осущ-ния коммерческого расчета; б) финн-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансир-я из бюдж ресурсов; в) кредитно-банковский контроль, при использ-нии принципов кредитования и ден расчетов.

3) регулирующая ф-ция. Тесно связана с вмешат-вом гос-ва с пом финансов в процесс воспроизв-ва. На микроуровне (предпр-е) – эта ф-ция стимулирует его деят-ть, создавая разл фонды, кот. способствуют улучшению кач-ва производствен процесса, увелич-ю его объема, улучш-ю мат положения работающих. На макроуровне (гос-во) эта ф-ция, используя гос расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: