Рассмотрим группу методов, которые назвали проблемными. Главная их задача состоит не столько в информировании педагогов, сколько в побуждении к изменениям привычных взглядов на тот или иной аспект обучения и развития ребенка. Это не просто замена «неправильной» точки зрения педагогов на «правильную» или «плохой» — на «хорошую», а мотивация их к изменениям, расширению профессиональных «горизонтов». Это очень важно, потому что, как уже говорилось, многие педагоги склонны к догматизму, к использованию устоявшихся форм работы, не стремятся к поиску новых более совершенных путей.
Для учителей обычно проводятся проблемные занятия, то есть посвященные каким-либо аспектам развития детей. Мы не разделяем лекции и семинары, поскольку и те, и другие предполагают наличие важной информации и определенной формы ее обсуждения.
На проблемные лекции и семинары педагоги приглашаются специально. Поэтому к их подготовке нужно отнестись очень тщательно, обратив особое внимание на способы активизации. Как и в работе с родителями, с педагогами можно использовать создание проблемной ситуации. Проблемной мы называем такую ситуацию, которая порождает у человека внутреннюю потребность к получению новых знаний, открытию новых способов действия, что является начальным момен-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
том, источником творческого мышления. Обычно она создается, когда человек ощущает рассогласование между различными аспектами своего опыта, что создает у него потребность в его устранении через получение новых знаний и опыта. Для примера приведем краткое содержание семинара по проблеме нарциссических расстройств у детей, а затем обсудим эффективные способы его проведения.