«Я — Бог»
Важно стараться не нарушать «границ» ребенка, чем меньше его трогать, тем лучше. Принимать его нежелание быть вместе со все-
ми. Предлагать что-то сделать, употребляя слова «если бы...» («Ты не хочешь участвовать в постановке этой сцены, но если бы передумал, то кем бы стал...»).
«Я — Агрессор»
Не скрывать своих реальных чувств (если вас пугает злоба ребенка, то вы об этом так и говорите). Демонстрировать уважение силы ребенка-агрессора («Ты сильный человек, если делаешь все, что хочешь»). Постоянно подчеркивать те положительные стороны ребенка, которые вы действительно замечаете.
Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, выгнать, оскорбить), но не делаете. Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать.
«Я — Альтруист»
|
|
Следует отказываться от любых услуг со стороны ребенка и отслеживать собственные чувства (он может так замечательно себя вести, что возникнет желание его хвалить и соответственно подкреплять демонстративное поведение). Подчеркивать, что «быть беспомощным» (чего-то не знать, не уметь и т.п.) — это нормально. Если такой ребенок вдруг перестанет вести себя в «альтруистической манере», это не должно удивлять и вызывать растерянность.
«Я — Необыкновенный»
Рекомендуется открыто выражать чувства удивления, изумления и восхищения способностями и успехами ребенка, поддерживать его конструктивное стремление «проявить себя» и «быть в центре внимания». Если ребенок реализует эти желания неудобными для учителя способами, необходимо придумать и подсказать приемлемые для обеих сторон варианты. Важно помнить, что в случае отсутствия внимания такой ребенок чаще всего переходит в состояние «Я — Агрессор».
Постепенно можно привлекать внимание к «необыкновенности» других: «Ты сделал так интересно, а Саша увидел и сделал по-другому». При этом подчеркивать, что каждый «необыкновенен» в чем-то своем.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
Итак, мы представили краткое содержание проблемного семинара, попробуем на этом примере обсудить основные принципы его проведения.
Первое, о чем мы говорили, — необходимость создания проблемной ситуации. В данном случае это можно было бы сделать в начале семинара следующим образом.
На одном из семинаров педагог пожаловался мне на то, что у некоторых его коллег есть «звездная болезнь», проявляющаяся в выпячивании своих заслуг и принижении чужих. Как вы думаете, почему это происходит? Вы предполагаете, что у этого человека завышенная самооценка, и он себя слишком сильно любит? Но если он о себе такого высокого мнения, то зачем ему «как воздух» нужно быть во всем лучшим, первым, зачем ему восхищение окружающих? Вспомним детей: что заставляет их требовать постоянной похвалы взрослых? Прежде всего — неуверенность в себе, своих силах.
|
|
Если перенести это на «звездных педагогов», то за видимой «твердой» оболочкой мы разглядим у них «мягкое беззащитное» тело. Здесь можно провести аналогию с коконом бабочки: твердый кокон — внешнее самоутверждение и демонстрация собственной значимости, мягкое, уязвимое содержимое кокона — внутреннее чувство собственной неполноценности и малозначимости. При этом кокон прячет чувство неполноценности не только от окружающих, но прежде всего от самого себя.
Итак, если мы разобрались с причинами поведения «звездных педагогов», можно перейти к обсуждению аналогичных проблем у детей. Их обычно в психологии называют «детьми-нарциссами», а их психологическую трудность — нарциссическим расстройством.
Говоря об обучении, мы акцентировали внимание на необходимости учета педагогом ведущих каналов детского восприятия и доминантности. Однако и учителя имеют индивидуальные особенности восприятия информации, которые оказывают существенное влияние на эффективность ее переработки. Поэтому, с одной стороны, в проблемном семинаре
должны присутствовать слова, включающие различные модальности человека, то есть позволяющие эффективно обучать всех педагогов, к примеру: обсудим (аудиальная), рассмотрим (визуальная), почувствуем (кинестетическая). С другой стороны, информация должна быть оптимально представлена как для левополушарных, так и для правополушарных педагогов, к примеру, в виде графиков или метафор.
Поэтому при подготовке проблемной лекции необходимо переработать текст с учетом высказанных требований. Попробуем сделать это на примере обсуждения причин нарциссизма.
Как росток рождается из семечка и от его качества во многом зависит жизнь растения, так и практически любое личностное расстройство у ребенка является следствием нарушения эмоционального развития в раннем детстве.
Посмотрим, какого же. Давайте представим себе ребенка примерно трех лет. Что он делает, говорит?
Вы правы, он говорит «хочу то, хочу это», обижается, если его желания не выполняются. И это нормально. Каждый малыш проходит через стадию «всемогущества», когда ему кажется, что весь мир существует только ради него, и поэтому настаивает на своих желаниях.
И если цветку для успешного роста нужны вода и тепло, то ребенку для развития необходима любовь родителей — окутывающая, согревающая, поддерживающая. Поэтому когда взрослые ребенком эмоционально интересуются, он получает достаточно телесных ласк, к 5—6 годам он переходит на следующую стадию развития — формирование здоровой позитивной самооценки. Если с ребенком взрослые общались холодно и сухо, он «застревает» на стадии «всемогущества». Такое «застревание» произойдет и в том случае, если ребенок рассматривался родителями как зеркало их успеха: они горячо восхищались им, но на самом деле восторгались лишь собой как хорошими, успешными родителями. И в первом, и во втором случаях ребенок растет неуверенным в себе и в более зрелом возрасте пытается «добрать» внимание, которое недополучил в детстве, и далеко не всегда делает это конструктивным способом.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
Помимо создания проблемной ситуации и оптимизации формы представления информации, для активизации внимания слушателей нужно заранее подготовить в качестве иллюстрации примеры из жизни, близкие педагогам по личному опыту. Приведем пример.
|
|
«Я — Необыкновенный», или «Восхищайтесь мной»
Ребенок относится к товарищам и к вам как к «зеркалу» своих успехов. Рассказывает о своих уникальных способностях и умениях. Требует подтверждения и восхищения. Находиться рядом можно, только слушая и соглашаясь, иначе начнется конфронтация.
Кстати, недавно я встретилась с такой «необыкновенной» мамой. Я ждала ее с некоторой опаской, потому что никогда раньше не видела, а учителя характеризовали ее как необычайно агрессивную. Она быстро перешла с разговора о дочке на рассказ о самой себе, своих успехах. Мне ничего не оставалось, как только терпеливо слушать. Через полтора часа я начала нервничать, потому что закрывалась бухгалтерия, а мне предстояло получить зарплату. Пришлось предложить маме прерваться. Я думала, она закончит и уйдет. Нет, она дождалась меня и рассказывала о себе до закрытия школы. Понятно, почему я не решилась ее прервать? Что было бы иначе?
Я не случайно использовала ситуацию, связанную с родителями. Педагоги нередко испытывают существенные трудности при взаимодействии с ними, поэтому одно упоминание о мамах и папах повышает их заинтересованность.
Еще один вариант опоры на личный опыт педагогов — это использование аналогий, которые позволяют включить новую информацию в уже имеющиеся у слушателей схемы. Покажем это на примере.
Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), то сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, ударить, выгнать, оскорбить), но не делаете.
Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать. Конечно, легко сказать, но трудно осуществить. Однако культура проявления чувств — все равно как культура еды: ею нужно овладеть, и тогда это будет привычным делом.
|
|
Примеры сценариев проблемных семинаров приведены в Приложении 4.
3.4. Активные методы — занятия с элементами тренинга, тренинги
Занятие с элементами тренинга
Активными будем называть такие методы, которые обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их внешние действия. Данное определение опирается на понимание активности как способа самовыражения личности (К.А. Абульханова-Славская), то есть внешнего проявления внутренних потребностей, отношений, способностей. Важно отметить, что это тот путь, при котором обеспечивается или сохраняется субъектность личности. Поэтому активные методы должны побуждать участников к самовыражению, создавать условия для этого, но позволять реализовывать его в комфортных для каждого участника формах и содержании.
К активным методам обычно относят различного рода тренинги. Однако такая форма является для педагогов незнакомой, для многих кажется небезопасной, так как предполагает рассаживание участников по кругу, открытое выражение чувств. В особенности это касается коллективов, где у педагогов высокий уровень внутренней непроявленной агрессии. В такой ситуации предпочтительнее проводить занятия с элементами тренинга. При этом сохраняется привычная обста-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
новка, возможность сесть во второй и последующие ряды, говорить с места или молчать.
Занятие проводится по форме, близкой к проблемной лекции: в виде диалога с аудиторией. В него включаются элементы тренинга, то есть задания, которые обычно используются в тренинге. Возможны два варианта их выполнения.
Первый — задание выполняется несколькими участниками по их желанию перед остальной аудиторией. Это могут быть физические, словесные действия отдельных участников или определенным образом организованное взаимодействие друг с другом. Для большей безопасности можно говорить, что данные задания являются «детскими», то есть их выполняют ученики на психологических занятиях, а педагогам они предлагаются просто для иллюстрирования информации.
Второй — задание предлагается всем участникам, например, что-либо представить или произвести мысленные действия. А о результатах мысленных действий рассказывают только желающие. Приведем пример сценария занятия с элементами тренинга.