В одной стране каждому новорожденному выдавался портфельчик, в нем было два отделения. В первом находились умные мысли. Сначала их помещали взрослые. Потом дополнял сам ребенок, когда читал книги, лазал по Интернету, беседовал с людьми. Второе отделение предназначалось для чувств. Взрослые тоже пытались положить туда что-нибудь, например, стыд или страх перед старшими. Но чаще второе отделение наполнял сам ребенок, старательно запихивая туда удивление и восхищение, нежность и любовь, радость и гнев. Понятно, что для каждого отделения имелись ключи. Разве можно выпустить наружу все свои мысли или чувства? Да и посторонним нечего делать в этом портфеле. Со временем портфельчик так наполнялся мыслями и чувствами, что становился настоящим портфелем — богатством человека. Некоторые его называли мудростью.
И вот жил в этой стране один человек. Звали его Тир. Был он высоким и прекрасным. А может быть, маленьким и не очень красивым. Я, честно говоря, не знаю. Но случилось так, что отпирал он всегда только первое отделение своего портфеля. Он все время читал, встречался с людьми, думал, узнавал, поэтому мыслей у него имелось очень много. И это были действительно прекрасные мысли, которые восхищали других людей, позволяли Тиру добиваться успеха. А про второе отделение он вспоминал редко. Только иногда через дырочку в замочке оттуда просачивалась какая-то тоска, страх чего-то неясного. Тогда Тир все-таки открывал- второе отделение,
|
|
заталкивал тоску поглубже, а краешек увиденной при этом печали быстро прикрывал гневом. Затем он крепко запирал чувства на замок, а ключ старательно прятал от окружающих. Многие из них даже думали, что достался Тиру от рождения бракованный портфельчик — только с одним отделением.
Но однажды, когда Тир доставал из портфеля капельку злости, всегда необходимую в работе (а наш Тир был начальником чего-то), он о чем-то задумался. И из портфеля выскочила нежность. Она не стала раздумывать и ждать, пока Тир затолкнет ее обратно. И проскочила прямо ему в сердце. Сначала она окутала душу серебристой паутинкой надежды, затем наполнила теплом руки, растормошила волосы.
Тир растерялся. Он понял, почувствовал, что с ним что-то произошло. В смятении он подошел к зеркалу и увидел свое лицо: в общем, такое же, как и раньше, но в чем-то совершенно новое. «Ну, здравствуй, — сказал ему Тир. — Давай знакомиться».
А на улице начиналась весна. И клейкие листочки сирени уже готовились к тому, чтобы начать выкарабкиваться из плотных почек.
* * *
Отношение к себе и учебная деятельность
В одной школе учился мальчик Сережа. Он удивлял педагогов контрастностью своего поведения. На уроках он очень изобретательно нарушал дисциплину: выкрикивал с места, бросался бумажками, громко комментировал ответы ребят. Учителям было трудно работать в этом классе. Ученикам же Сережа очень нравился. Они хохотали над его выпадами, с трудом переключаясь на учебу. Однако когда Сережа был с педагогом один на один, к примеру, на дополнительных занятиях по математике, он становился другим человеком: воспитанным, добрым, мотивированным к учебе. В 7 классе Сережа совсем разболтался, он стал мешать настолько, что к нему начали применять дисциплинарные воздействия: при-
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
глашать на педсовет с родителями, лишать занятий в любимых кружках. Но эффект наблюдался обратный. После каждого педсовета его поведение становилось намного хуже. Создавалось впечатление, что он по каким-то причинам старается сам себе навредить.
Часто ли встречаются ученики, своими проявлениями похожие на нашего Сережу? Наверное, в каждом классе есть хотя бы один Сережа, абсолютно нормальный наедине с преподавателем и совершенно непредсказуемый в окружении одноклассников.
На самом деле проблема, которая мешала Сереже, может проявляться по-разному, но всегда деструктивно относительно учебного процесса. Поэтому сегодня мы обязательно поговорим о ней. А для начала дадим ей имя — низкий уровень самоуважения или низкая самооценка. Теперь Сережино поведение абсолютно понятно. Любому человеку хочется чувствовать свою значимость, заработать высокую оценку окружающих. Если бы Сережа был девочкой, возможно, он стал бы «ботаником», учился бы из последних сил, чтобы получить признание учителей, одноклассников, родителей. Но он мальчик. Кроме того, уровень самоуважения у него слишком низок. А такие люди хотят добиться признания, только если оно не связано с риском «а вдруг не получится?». Они действуют, когда абсолютно уверены в успехе. И поэтому выбирают для себя наиболее легкий путь получения признания сверстников — нарушение поведения. Они как будто играют роль матадора. Класс для них — арена, сверстники — зрители. А педагог — бык, которого нужно разозлить посильнее, чтобы снискать овации зрителей. Поэтому чем сильнее наказания взрослых, тем больше восхищения наш матадор,; видит в глазах сверстников и тем больше удовольствия получа-; ет. Казалось бы, замкнутый круг. Что же получается, таких Сереж остается только терпеть?
На самом деле нет. Необходимо перепрограммировать его с негативного лидерства на позитивное. Для.этого нужно со-
здавать ситуации успеха, когда Сергей может достичь определенного положительного результата, например, предложить ему подготовить выступление на интересную тему, доклад по теме урока. За хорошо выполненную работу обязательно поощрять, акцентировать заслуги Сергея перед классом, хвалить за проявление позитивного поведения, например: «Ты молодец, твое участие помогло мне сделать урок интересным» или «Сергей, ты сегодня проявил мужество, и это достойно уважения» и т.д. Стимулировать к участию в олимпиадах, творческих проектах. Побуждать к занятиям в спортивных секциях (футбол особенно), театральной студии, привлекать к участию во всех соревнованиях, в которых он может победить, получить грамоту или приз.
Очень важно помогать ему развивать рефлексию своего поведения (в случаях драк или конфликтов, как с детьми, так и со взрослыми, дать возможность остыть, переключиться на другое дело и обязательно обсудить в спокойной обстановке, желательно наедине, что произошло и как можно исправить ситуацию).
Итак, мы рассмотрели вопрос о том, как сниженная самооценка (или самоуважение) отражается на учебе и проявляется в человеческих отношениях.
|
|
На что еще она может влиять? Оказывается, на состояние здоровья. Эксперименты показали, что действия, вызывающие снижение самоуважения, приводят к ослаблению иммунной системы и, как следствие, к большей уязвимости для болезней. Были открыты и более сложные связи, правда, при исследовании обезьян. На их основании сделано предположение, что у людей с повышением самооценки увеличивается в организме уровень серотонина — определенного биохимического элемента. Получается, что изменение самооценки имеет и физиологический эффект.
Но я думаю, нет необходимости никого убеждать в этом. Наверное, все замечали, что ситуации, способствующие повышению самоуважения, вызывают прилив сил, хорошее са-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
мочувствие. И наоборот к примеру, после разборок с родителями наступает усталость, у кого-то начинает болеть голова, у кого-то повышается давление.
К сожалению, в нашей культуре слишком незначительное внимание уделяется отношению человека к себе и необходимости его повышения, как профилактике болезни, снижения профессиональной активности. Однако без этого нельзя обойтись, особенно тем, кто работает в профессии человек—человек и подвержен эмоциональному выгоранию. Нам мешают такие социальные стереотипы, как «стыдно быть нескромным», «не хвали себя сам, жди, пока другие похвалят».
Однако сегодня все больше специалистов соглашаются: у человека есть некая потребность, столь фундаментальная и столь существенная, что если она удовлетворена, то и все остальное находится в гармонии — человек будет здоровым, он будет счастлив как личность. Эта потребность — высокая самооценка, ощущение собственной ценности или, как иногда говорят, глубокая любовь к себе, радостное принятие себя. В связи с этим один из психиатров Нью-Йоркской психиатрической клиники утверждал: если бы люди вместо самоуничижения и уверенности в том, что они ни на что не годны, ощущали любовь к себе, их нагрузка уменьшилась бы наполовину. Другой специалист, уже из Клиники душевного здоровья при Калифорнийском университете, говорил, что основная работа психиатра — помочь пациенту найти все хорошее, что в нем есть, и как только пациент начнет думать о себе лучше, он будет лучше себя чувствовать.
|
|
Поэтому мне кажется, что у каждого из нас должна войти в привычку (так же, как утренний туалет) необходимость «приводить в порядок свою планету» — самого себя.
Способы могут быть различными, в зависимости от жела-ния человека. Можно, к примеру, вспоминать и называть свои хорошие качества, стараясь при этом, чтобы раз от раза их, число увеличивалось, припоминались все более тонкие каче-
ства. Интересно составить список тех людей, которым мы нужны по разным причинам, кому уже удалось помочь, кто без нашего участия чувствовал бы себя хуже.
Очень полезно периодически вспоминать и осознавать то важное и ценное, что удалось совершить в течение дня, недели, месяца. В этом может помочь упражнение Дж. Рейнуотер «Похвальное слово самому себе». Его лучше проводить в группе, но можно и индивидуально.
В течение 10 минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь.
Начните с самого раннего детства.
Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждый поступок, которыми вы можете гордиться.
Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний (например: «В институте я был первым в группе. Правда, в ней было всего десять человек». Отбросьте второе предложение и оставьте только первое!).
Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили вашего товарища по работе, или когда вы опоздали на назначенную встречу, потому что помогали потерявшемуся ребенку добраться до дома).
И не забудьте про поступки, которые кому-то могут показаться пустячными, но для вас были трудны (например, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени; или когда вы, человек не очень способный к языкам, решили все-таки улучшить свой франиузский со степени В до степени А и преуспели в этом).
Кроме того, очень важно увидеть те существующие источники радости, которые мы не всегда замечаем. В этом поможет упражнение «Уровень счастья», предложенное Дж. Рейнуотер.
Составьте список того, за что вы можете быть признательны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), собственное здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.
И если мы регулярно будем заниматься такого рода эмоциональной психогигиеной, то наша профессиональная успешность и здоровье будут улучшаться с каждым днем.
* * *