(Семинар для учителей шестых классов)
Наши дети большую часть своего времени проводят в школе, поэтому очень важно, чтобы обстановка была для них эмоционально комфортной. Иначе школа станет для них ненавистной, и ожидать успешной учебы будет трудно. Для подростков особую значимость приобретает общение со сверстниками. Поэтому наличие в классе в целом ровных дружеских отношений является важнейшей потребностью подрост-ков. Понятно, что конфликты неизбежны, но некоторое их количество необходимо для развития определенных аспектов личности, в том числе уверенности в себе. Что же может ме-шать дружеским отношениям учащихся? Если говорить о подростках, то достаточно частой причиной нарушенных отношений между учащимися является отсутствие у многих терпимости к чужому мнению, к чужому желанию.
Как это может проявляться? Понятно, что по-разному. Иногда в передразнивании друг друга, иногда в приклеива-нии обидных кличек. Кто-то не хочет садиться рядом с конкретным одноклассником. А кто-то прибегает к открытому унижению, например, говоря сверстнику: «Ты никто, тебя
|
|
Приложения
вообще не существует» или «Ты сиди, молчи, ты и не человек вовсе». Иногда бывают случаи физической агрессии.
Почему такое случается? Значит ли это, что у подростков полностью не сформированы нормы морали?
Дело совсем не к этом. Нетерпимость к чужому мнению является возрастной особенностью шестиклассников. И чуть позже мы объясним причину ее появления. Но особо остро она появляется у подростков с определенными личностными трудностями, то есть является сигналом их наличия. И уже поэтому с причиной нетерпимости следует разобраться. Кроме того, как уже говорилось ранее, остро проявляемая нетерпимость ведет к конфликтам, снижает эмоциональный комфорт пребывания в школе. Ну и, конечно, частое проявление нетерпимости создает вероятность ее закрепления, превращения в устойчивый стереотип поведения. Давайте задумаемся, какой будет взрослая жизнь человека с такими стереотипами? Какой будет его семейная жизнь? Какие профессии ему противопоказаны?..
Но есть подростки, у которых терпимость к другому мнению уже сформирована. Зачем их родителям обсуждать проблемы терпимости? Но ведь эти подростки много времени проводят среди тех ребят, у которых ее нет, часто глубоко страдают от их поведения. Поэтому родителям «терпимых» подростков также стоит разобраться в проблеме нетерпимости для того, чтобы помогать своим детям более эффективно взаимодействовать с окружающими.
Поэтому давайте обсудим сначала причины появления нетерпимости, затем личностные особенности, ее усугубляющие. Потом подумаем, как можно помогать ребятам дома.
|
|
Итак, начнем с причин. Главной можно назвать возникновение такого явления, как подростковый эгоцентризм. В житейской психологии эгоцентризм считают морально-этической характеристикой, причем далеко не позитивной. Подростковый эгоцентризм — это совсем другое. Прежде всего
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
это нормальное явление, через которое в большей или меньшей степени проходят все подростки. Его исследовал и описал известный французский психолог Ж. Пиаже. Он считал, что каждая важная возрастная стадия развития характеризуется эгоцентризмом, который определяется возрастом ребенка.
Подростковый эгоцентризм — это преувеличенная вера в собственную правоту, когда собственное мнение кажется единственно верным, свои чувства и мысли наиболее значимыми, позиции других людей чаще всего не рассматриваются. Понятно, что, встречаясь с другим мнением, с другой позицией, подросток будет проявлять нетерпимость. Но ведь он общается с подростками, то есть с такими же, как он, также имеющими единственно верное мнение. Что в итоге? Обида, конфликт.
Усиливает эти реакции повышенная эмоциональная чув-: ствительность подростков, их эмоциональная нестабильность, раздражительность.
Быть взрослым — значит, быть крутым, никого не слу-шать, — это маленький дополнительный штрих к нетерпимости.
Однако есть подростки, у которых подростковый эгоцентризм проявляется особенно остро. Это ребята с неустойчивой самооценкой, для которых очень важно мнение окружающих о себе. Они стремятся самоутвердиться в среде сверст- ников различными способами: быть в центре внимания, быть во всем первыми. Отстоять свое мнение во что бы то ни стало для них является очень важным, даже если они сами понимают, что не совсем правы.
Если причины нетерпимости в целом понятны и все согласны, что необходимо помогать ребятам как можно быст- рее «проехать» позицию подросткового эгоцентризма, давай-те подумаем, как можно способствовать этому.
Сначала нужно договориться, что будем понимать под тер- пимостью к другому человеку. Многие считают, что терпи-мость к кому-то — это обязательное наличие с ним дружес-
ких отношений. Отнюдь нет. Терпимость — это признание права другого иметь отличную точку зрения, проявлять поведение, которое мне не нравится, но не оскорбляющее меня. Терпимость — это не значит подставить вторую щеку, если ударили первую. А способность отстраниться от того, что не очень нравиться. И что сделать дальше?
Давайте вернемся к подросткам, у которых терпимость к чужому мнению уже сформировалась. Как помочь им, если в классе есть ребята, которые объективно заслуживают проявления нетерпимости? Они могут открыто унижать других, высмеивать и задираться. Как быть с ними? Тоже терпеть? Закрывать глаза на их недостойные выпады?
Если ваши дети сталкиваются именно с таким человеком, стоит рассказать им, что нетерпимость к чужому мнению является нормальной возрастной особенностью подростков. Проявляя ее, сверстник стремится не столько обидеть другого, сколько утвердить себя. И чем более эмоционально ты будешь реагировать на его поступки, тем больше доставишь ему радости. Поэтому стоит учиться хладнокровно аргументировать свое мнение. Действительно, чего хочет подросток, «задирая» другого? Его бурной реакции. Значит, ответные эмоциональные вспышки — это как раз то, что ему нужно. Получается, что подросток провоцирует сверстника на конфликт и сам получает от этого удовольствие. А тот, как рыбка, ловится на крючок, обижается, кричит, иногда дерется, то есть делает все то, чего ждет от него провокатор. Спросите у вашего ребенка, хочет ли он быть такой рыбкой. Вы скажете, что дети этого не поймут. Начиная с 5-го класса, при подробном пошаговом объяснении дети не только прекрасно нас понимают, но способны учитывать это в своем поведении.
|
|
Ну а если наш подросток все знает, на провокацию не реагирует, а сверстник никак не унимается? Можно предложить ему «сломать сценарий», то есть действовать совсем не так, как от него ожидает провокатор.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
Одна из мам поделилась своим опытом взаимодействия с дочерью в ситуации, когда она порой ничего не слышит и пытается вывести ее из себя. Она рассказала, что в этот момент она громко кричит: «Рита, не вижу Риты!» — и смотрит по сторонам. Девочка быстро успокаивается.
Ученикам шестого класса и старше можно предлагать использовать взаимодействие с провокатором как опыт, который позволяет тренировать силу воли и милосердие, которое они проявляют даже в отношении тех, кто не нравится.
А еще есть такое правило — в человеке меня сильно раздражает то, что скрыто от меня во мне самом. Можно предлагать анализировать, что роднит с провокатором, какое качество есть и в том и в другом, от которого хотелось бы избавиться.
Итак, будем считать, что мы уже научили своего ребенка взаимодействовать с нетерпимым подростком. Но как же все-таки способствовать формированию у него терпимого поведения?
Прежде всего слова «терпимость к чужому мнению» нужно ввести в лексикон подростка. Многие не знают, что это такое, не говоря о том, зачем она нужна, чем может быть полезна.
Далее имеет смысл терпимость к чужому мнению сделать для подростка ценностью, к которой бы он стремился. Можно рассказывать о ситуациях в семье и на работе, когда именно терпимость к чужому мнению помогла, к примеру, сохранить мир в семье, добиться успеха на работе и т.п. Лучше делать это не слишком часто, но периодически, не забывая об этом.
Не стоит забывать, что при всей пользе разговоров подростки в большей степени будут ориентироваться на ваш пример, на поступки, которые они наблюдают. Но взрослые сами не всегда проявляют терпимость. Как быть в этом случае?
|
|
Честно обсуждать их с подростком, рассматривать их как ошибочные, которым подражать не нужно.
Очень важно развивать у подростка эмоциональную де-центрацию, то есть умение чувствовать других, учитывать не только свои, но и чужие интересы при принятии решения. Это можно делать, предлагая им встать на место мамы, папы, сверстника...
Важно научиться спокойнее реагировать на действительное проявление нетерпимости у подростка. Не странным ли кажется, что, призывая формировать терпимость, мы предлагаем спокойнее относиться к проявлениям нетерпимости? Подросток все равно не сможет обойтись без ошибок. Но важно, чтобы ошибка не вызывала у него чувства вины, которое очень болезненно переживается и вызывает у подростка обратную реакцию — ненависть к тому, из-за кого оно возникло. Здесь хочется привести пример отца, у которого сын, совершив условно не очень благовидный поступок, страшно терзался из-за этого. Сын спросил: «Пап, а у тебя было такое?» Отец поделился с ним случаем, перед которым поступок сына просто померк. И сын успокоился: «Если отец ошибался и стал таким, какой он сейчас, то я тоже могу иногда ошибаться».
Еще необходимо предоставлять подростку в это время возможность помогать кому-то. Если некому, то нужно создавать искусственные ситуации. Это на первый взгляд кажется совершенно ненужным. При чем тут помощь другому и терпимость? Помогая, человек находится в позиции дающего. Это сильная позиция, способствующая формированию уверенности в себе.
Вы можете возразить: если подросток будет всегда учитывать интересы других, не потеряет ли он свое мнение? Вот как раз для этого нужно учить ребят аргументировать свои позиции. Но это самое сложное, потому что начать придется с самих себя. Теперь нужно не запрещать (в большинстве
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
случаев), а предъявлять требование, аргументируя его: «Тебе нужно сделать, потому что... иначе...»). Можно ожидать, что это приведет к дискуссии с подростком. Это долго и иногда выматывающе, но другого варианта нет. Подростки друг у друга аргументировать свою точку зрения не научатся, только дома, только у вас.
И тогда подростковый эгоцентризм не затянется надолго, не закрепится навсегда. И подростку будет легко и комфортно в любом не только подростковом, но и взрослом коллективе.
П р иложение 5