Организационно-методические указания по структуре дисциплины «инновационный менеджмент»

Оглавление

Предисловие…………………………………………………………….  
1 Организационно-методические указания по структуре дисциплины «Инновационный менеджмент»………………….……  
1.1 Пояснительная записка……………………………………  
1.2 Цель и задачи изучения дисциплины…………………......  
1.3 Краткая характеристика дисциплины……..……...............  
1.4 Место дисциплины в учебном процессе……...………….  
2 Глоссарий (основные понятия и определения) дисциплины «Инновационный менеджмент»………………………………………  
3 Содержание дисциплины «Инновационный менеджмент»……….  
3.1 Форма контроля……………………………………….……..  
3.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков…..………….  
3.3 Наименование тем и содержание лекционной части дисциплины «Инновационный менеджмент……….…………….….  
3.4 Практические (семинарские) и лабораторные занятия, их наименование и содержание………………………………………….  
4 Программа самостоятельной работы студентов……………………  
4.1 Самостоятельная работа студентов…………………..……  
4.2 Примерные темы рефератов (контрольных работ)…….…  
4.3 Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Инновационный менеджмент»….…………………………………...  
4.4 Тесты контроля качества усвоения дисциплины………….  
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………….…..  
5.1 Основная учебная литература…………………………...  
5.2. Дополнительная литература……………………………..  
5.3. Периодическая литература………………………………  
5.4. Порталы и сайты инновационно-инвестиционных центров и целевых бюджетных фондов……………………………..  


Предисловие

«Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – это процесс научно-технических нововведений. Это процесс преобразования научного (и технического знания) в физическую реальность, изменяющую общество»

Джеймс Брайт, 1968 г.

Россия уже реализовала один этап интеграции в мировую экономику и участия в международном разделении труда – сырьевой. Реализация второго этапа – развития сферы высоких технологий – связана с разработкой стратегии конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и услуг. Определяющее значение для России на данном этапе развития приобретает способность к инновациям, к оперативному освоению и коммерциализации научно-технических достижений. Это требует коренных изменений в обществе, экономике, науке и технике, в промышленности, во всем нашем жизненном укладе, изменений нас самих, наших подходов к решению как отдельных, так и общемировых проблем.

Решение этих проблем, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Появление на рубеже веков в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано необходимостью подготовки профессионалов по ряду управленческих экономических специальностей, владеющих методикой управления процессом реализации инноваций.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для использования объективных и субъективных закономерностей их развития менеджеры должны владеть организационно-экономическими и, конечно, технологическими и правовыми аспектами использования инноваций.

Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции достигается применением современных наукоемких технологий, а организацию и управление этим процессом осуществляют менеджеры.

В связи с принятием концепции построения в России смешанной, открытой, инновационной и социально ориентированной экономики, возникла необходимость в отказе от классической многоуровневой типовой организационной структуры предприятий и организаций и переходе к децентрализованным, проектным способам организации по вектору качества и успешности. Этой парадигме соответствует теория и практика инновационного менеджмента.

Многие исследования по проблемам высшей школы, а так же личный опыт авторов дают основание полагать, что социальный заказ на инновационных менеджеров в России еще не вполне сложился. Организации и предприятия не только не заказывают профессиональных инновационных менеджеров для своей предметной области, но и не освобождают для них вакансий, больше доверяя прежним управленческим кадрам. Молодое поколение менеджеров не ощущает большой кадровой потребности.

В этих условиях значительную помощь в перестройке деятельности российских организаций и предприятий, ориентированных на наукоемкий бизнес и инновации, а также в организации новых предприятий и организаций могут оказать специалисты, усвоившие инновационный менеджмент.

Поэтому в требованиях ГОС ВПО по специальностям, для которых и создано настоящие методические рекомендации, реализованы следующие положения:

управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.

Методические рекомендации представляют собой нечто большее, чем рекомендации, но это и не просто справочник. Такая средняя форма издания выбрана сознательно, так как важнейшей заботой авторов было обеспечить ясность толкования и удобство пользования.

Авторский коллектив будет благодарен всем ученым и специалистам, которые могут дать свои предложения и замечания по совершенствованию материала учебного пособия для следующего издания.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: