Оглавление
Предисловие……………………………………………………………. | |
1 Организационно-методические указания по структуре дисциплины «Инновационный менеджмент»………………….…… | |
1.1 Пояснительная записка…………………………………… | |
1.2 Цель и задачи изучения дисциплины…………………...... | |
1.3 Краткая характеристика дисциплины……..……............... | |
1.4 Место дисциплины в учебном процессе……...…………. | |
2 Глоссарий (основные понятия и определения) дисциплины «Инновационный менеджмент»……………………………………… | |
3 Содержание дисциплины «Инновационный менеджмент»………. | |
3.1 Форма контроля……………………………………….…….. | |
3.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков…..…………. | |
3.3 Наименование тем и содержание лекционной части дисциплины «Инновационный менеджмент……….…………….…. | |
3.4 Практические (семинарские) и лабораторные занятия, их наименование и содержание…………………………………………. | |
4 Программа самостоятельной работы студентов…………………… | |
4.1 Самостоятельная работа студентов…………………..…… | |
4.2 Примерные темы рефератов (контрольных работ)…….… | |
4.3 Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Инновационный менеджмент»….…………………………………... | |
4.4 Тесты контроля качества усвоения дисциплины…………. | |
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………….….. | |
5.1 Основная учебная литература…………………………... | |
5.2. Дополнительная литература…………………………….. | |
5.3. Периодическая литература……………………………… | |
5.4. Порталы и сайты инновационно-инвестиционных центров и целевых бюджетных фондов…………………………….. |
Предисловие
|
|
«Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – это процесс научно-технических нововведений. Это процесс преобразования научного (и технического знания) в физическую реальность, изменяющую общество»
Джеймс Брайт, 1968 г.
Россия уже реализовала один этап интеграции в мировую экономику и участия в международном разделении труда – сырьевой. Реализация второго этапа – развития сферы высоких технологий – связана с разработкой стратегии конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и услуг. Определяющее значение для России на данном этапе развития приобретает способность к инновациям, к оперативному освоению и коммерциализации научно-технических достижений. Это требует коренных изменений в обществе, экономике, науке и технике, в промышленности, во всем нашем жизненном укладе, изменений нас самих, наших подходов к решению как отдельных, так и общемировых проблем.
|
|
Решение этих проблем, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Появление на рубеже веков в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано необходимостью подготовки профессионалов по ряду управленческих экономических специальностей, владеющих методикой управления процессом реализации инноваций.
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для использования объективных и субъективных закономерностей их развития менеджеры должны владеть организационно-экономическими и, конечно, технологическими и правовыми аспектами использования инноваций.
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции достигается применением современных наукоемких технологий, а организацию и управление этим процессом осуществляют менеджеры.
В связи с принятием концепции построения в России смешанной, открытой, инновационной и социально ориентированной экономики, возникла необходимость в отказе от классической многоуровневой типовой организационной структуры предприятий и организаций и переходе к децентрализованным, проектным способам организации по вектору качества и успешности. Этой парадигме соответствует теория и практика инновационного менеджмента.
Многие исследования по проблемам высшей школы, а так же личный опыт авторов дают основание полагать, что социальный заказ на инновационных менеджеров в России еще не вполне сложился. Организации и предприятия не только не заказывают профессиональных инновационных менеджеров для своей предметной области, но и не освобождают для них вакансий, больше доверяя прежним управленческим кадрам. Молодое поколение менеджеров не ощущает большой кадровой потребности.
В этих условиях значительную помощь в перестройке деятельности российских организаций и предприятий, ориентированных на наукоемкий бизнес и инновации, а также в организации новых предприятий и организаций могут оказать специалисты, усвоившие инновационный менеджмент.
Поэтому в требованиях ГОС ВПО по специальностям, для которых и создано настоящие методические рекомендации, реализованы следующие положения:
управление развитием; нововведения как объект инновационного управления; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; создание благоприятных условий нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление.
Методические рекомендации представляют собой нечто большее, чем рекомендации, но это и не просто справочник. Такая средняя форма издания выбрана сознательно, так как важнейшей заботой авторов было обеспечить ясность толкования и удобство пользования.
Авторский коллектив будет благодарен всем ученым и специалистам, которые могут дать свои предложения и замечания по совершенствованию материала учебного пособия для следующего издания.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»