Предпринимательство – создание хозяйственных организаций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода. В рыночной экономике выживают только те фирмы, при создании которых соблюдено пять важнейших принципов:
1) Производятся нужные покупателям товары (услуги);
2) Товары (услуги) изготавливаются с качеством, удовлетворяющим покупателя;
3) Производимые затраты позволяют продавать товары по цене, которая не выше, чем у конкурентов, и обеспечивают при этом прибыль;
4) Собрана сумма денег, достаточная для организации и развития производства;
5) Вовремя погасить возникающие на первом этапе долги;
6) После выплаты долгов сохраняется сумма денег, достаточная для развития фирмы.
Представление (view) - средство доступа к подмножеству данных, хранящихся в базе данных.
Предшественник (predecessor) - задача, предшествующая некой другой и связанная с ней зависимостью.
Преемник (successor) - задача, следующая за другой задачей и связанная с ней зависимостью.
|
|
Претензия– заявление по поводу ненадлежащего выполнения обязательств, рекламация. Порядок заявления и рассмотрения рекламации подробно оговаривается в сделках с фирмами. Также требование, предъявляемое страхователями страховщику в связи с наступлением страхового случая.
Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности, обобщающий показатель финансовых результатов коммерческой деятельности предприятий. Прибыль определяется как разность между выручкой от реализации работ (услуг) в действующих оптовых ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на ее производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции. Чистая прибыль - часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после внесения им в бюджеты налогов и платежей. Прибыль - важный источник средств для развития и расширения производства, удовлетворения социальных потребностей.
Приватизация государственной собственности – процесс преобразования части государственной собственности в собственность граждан; государственных предприятий и организаций - в коллективные, кооперативные, акционерные, частные и т.п. Приватизация государственной собственности может осуществляться в различных формах: выкуп государственного имущества членами трудовых коллективов, передача им части собственности безвозмездно, акционирование и др. Приватизация государственной собственности осуществляется путем приобретения государственного имущества отдельными лицами, группами, их семьями для ведения индивидуальной трудовой деятельности, организации трудового хозяйства (в том числе крестьянского хозяйства).
|
|
Изменение формы собственности не самоцель, а средство обеспечения ее эффективного использования. Не подлежат приватизации объекты, которые обеспечивают функционирование всего народнохозяйственного комплекса (транспорт, связь, добывающая промышленность и др.).
Цель приватизации государственной собственности - создание условий для развития регулируемого рынка, создание благоприятной для формирования рыночных отношений экономической среды. Приватизация должна способствовать развитию инициативы людей как частного, так и коллективного предпринимательства. В первую очередь подлежат приватизации мелкие предприятия в торговле и общественном питании, в системе обслуживания (так называемая «малая приватизация»). Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду. Организатором приватизации являются Госкомимущество РФ и территориальные агенты этого комитета в республиках, краях, областях и т.д. Источниками средств для приобретения предприятий являются личные сбережения граждан, именные приватизационные фонды предприятий и приватизационные чеки граждан.
Приватизационный чек (ваучер) – государственная ценная бумага на предъявителя, свободно обращающаяся. Номинал чека - 10 ру6лей. Приватизационный чек используется в качестве платежного средства при приобретении объектов приватизации. Ваучеризация - это бесплатная передача гражданам РФ части государственной собственности (объем эмиссии приватизационного чека составляет около 1,5 триллионов рублей стоимости основных фондов, от 20 до 30% их общей стоимости). Выпуск приватизационного чека преследовал две цели:
1) Реализация принципа социальной справедливости, т.е. создание равных возможностей для безвозмездного получения части государственной собственности;
2) Ускорение приватизационного процесса посредством развития фондового рынка.
Прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.
Приоритетные направления – это научно-технические направления, которые в наибольшей степени реализуют государственную социально-экономическую политику, обеспечивая достижения поставленных текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.
Проблема (problem) - значительная разница между ожидаемой и реальной способностью достичь определенной цели.
Проверка качества (quality review) — проверка качества результата проекта, соответствия его назначению и соблюдения стандартов и допущений.
Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и альтернативных путях и сроках их достижения.
Прогнозирование (forecasting) – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Программа – совокупность проектов, объединенных общими целями, концепцией, ресурсами.
Программа (program) - набор кодовых инструкций, выполняемых или интерпретируемых компьютером в ходе выполнения автоматизированной операции. Группа взаимосвязанных проектов, реализуемых последовательно или параллельно и для достижения общей цели. Конкретные проекты внутри программы могут иметь частные цели, но в совокупности они служат достижению цели программы.
Программа действий по управлению изменениями - систематизированное представление управляющих воздействий (кто, что, когда, сколько) для программы реструктуризации компании.
|
|
Программа развития (реструктуризация) — программа мер и, если необходимо, ресурсов по изменению структуры компании.
Продажа (передача) инновации - акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.
Продвижение инновации – комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.). Продуцент инновации (лат. producens - производящий) - производитель данной инновации.
Продолжительность проекта (project duration) – время, проходящее с даты начала проекта до момента окончания всех работ проекта.
Проект (project) – это ограниченное во времени целенаправленное изменение (комплекс взаимосвязанных мероприятий) отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта с установленными требованиями к срокам, качеству результатов, риску, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией.
Проект - сложная система, состоящая из многих различных работ (на основе сети), групп (на основе структуры организации), специалистов (на основе различных функций) и взаимоотношений между этими людьми и группами.
Проект – это процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Проект - сложная система, состоящая из многих различных работ (на основе сети), групп (на основе структуры организации), специалистов (на основе различных функций) и взаимоотношений между этими людьми и группами.
Проект – это процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Проектирование функциональной модели - методика иерархического упорядочивания необходимых функций компании.
|
|
Проектная организационная структура (project organization) – временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, четко очерченной цели.
Проектно-целевые группы - группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции, технологии осуществления экономических и социальных новаций. Это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идей до реализации конкретного проекта.
Прожиточный минимум– минимальный уровень в расчете на душу населения, рассчитывается по международной методологии для различных социально-демографических групп населения. Соответствует минимальным затратам на нормальное воспроизводство человека. Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзины - набора потребительских благ и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне.
Производительность труда – плодотворность и эффективность труда, измеряемая количеством продукции в единицу времени, или количеством времени, затраченного на производство единицы продукции. Производительность труда - важнейший показатель эффективности производства, его технического уровня, а также уровня организации труда и производства, действенности хозяйственного механизма. Рост производительности труда отражает экономию затрат не только живого, но и овеществленного в средствах производства труда. Поэтому рациональное использование орудий труда, экономное расходование сырья, материалов, топлива и энергии способствует росту производительности труда. Любое повышение производительности труда сводится, в конечном счете, к экономии времени. Уровень производительности труда и его повышение зависят от технической вооруженности работников, квалификации, развития науки и ее технологического применения, организации труда, системы материального стимулирования.
Производственная функция (operations function) – виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.
Производственные фонды– средства производства. Составляют главную часть национального богатства. По натурально-вещественной форме состоят из средств труда (машины и оборудование, производственные здания и сооружения) и предметов труда (сырье, материалы, топливо). По стоимости производственные фонды состоят из основных производственных фондов, включая неустановленное оборудование, и оборотных фондов.
Производство – главная фаза процесса воспроизводства, непосредственный процесс производства материальных благ, основа и условие жизни человеческого общества. Производство включает средства труда и сам труд. Средства труда и предметы труда составляют вещественные факторы производства. Люди - личный фактор производства, главная производительная сила общества. В условиях рыночных отношений цель производства - удовлетворение платежеспособного спроса. Покупатель предъявляет требования к производству, а производители товаров, преследуя собственные экономические интересы (прежде всего, получение прибыли), стремятся лучше удовлетворить запросы потребителей.
Протокол совещания (meeting minutes) — представленная в письменном виде краткая информация о месте встречи, присутствующих, обсуждаемых вопросах, пунктах действий и решениях, принятых на совещании.
Псевдоинновация – незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т.п.
Пункт действий (action item) — указание члену команды проекта выполнить определенное действие к конкретной дате.
Пуск объектов проекта (start-up) – начальный период эксплуатации, в продолжении которого оборудование выводится на приемлемые производительность и качество продукции.
-Р-
Работа (task) – индивидуальное задание или дискретный элемент проекта, без выполнения которого проект в целом не может быть завершен.
Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физической и умственной энергии, затрачиваемой им в процессе производства. Носителем рабочей силы является сам человек с его квалификацией, профессией. Человек использует свою рабочую силу в процессе труда, после которого он должен восстановить рабочую силу для следующего производственного цикла. Процесс восстановления рабочей силы называется воспроизводством рабочей силы.
В рыночной экономике рабочая сила является товаром, цена на него, как и на другие товары, формируется под воздействием закона стоимости и соотношения спроса и предложения, зависит от его качества (квалификации, добросовестности работников и др.).
Рабочее место (site) - уникально устанавливаемое по географическому признаку месторасположение, откуда бизнес-организация может полностью или частично управляться.
Равновесная цена – цена на рынке, когда количество предложенного товара равно количеству требуемого товара, или когда предложение равно спросу. Графическая иллюстрация показана на рисунке 2.2.
Разгосударствление экономики – освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий предприятиям, коллективам и гражданам; замена вертикальных сверху вниз форм командного управления системой горизонтальных связей между предприятиями, товаропроизводителями, хозяйствами.
Расписание проекта (project schedule) - список задач со сроками их завершения.
Расписание работ (work schedule) - см. Расписание проекта. Расхождение (variance) - разница между планируемыми и фактическими значениями (например, между планируемым и фактическим временем).
Распределение прибыли– важный фактор развития производства. Первый этап распределения прибыли - уплата налогов и других платежей в бюджет. Второй этап - распределение остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли. Государственное воздействие на этот процесс осуществляется через налоги, льготы и экономические санкции. Предприятие (предприниматель) самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли: одна часть - на развитие производства, другая - на формирование фонда социального развития, третья - на удовлетворение материальных потребностей работающих и др.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п.
Реальные затраты (actual) - информация о реальных затратах времени и ресурсов на выполнение задачи, полученная в ходе работы над проектом.
Регулирование конфликтов (conflict management) – процесс, посредством которого менеджер пользуется подходящими управленческими методами для регулирования неизбежных конфликтов, как технических, так и личностных по сути, возникающих между теми, кто трудится для завершения проекта.
Регулирование рынка - система экономических, юридических, административных мероприятий по упорядочению рыночных отношений и предупреждения, сглаживания отрицательных социальных последствий. Регулирование рынка имеет целью направить развитие рыночных отношений в русло здоровой конкуренции товаропроизводителей, обеспечить социальную защищенность нуждающихся в этом слоев населения. Регулирование рынка направлено также на обеспечение заинтересованности товаропроизводителей в развитии приоритетных направлений, охраны окружающей среды. С помощью льгот, дотаций, инвестиций, кредитов, т.е. экономических и финансово-кредитных рычагов, государство заинтересовывает предприятия в развитии отраслей, отвечающих интересам общества. Под контролем государства находятся фиксированные и регулируемые цены на ряд товаров. Рынок регулируется во всех развитых странах, их опыт имеет для РФ практическое значение.
Регулярный менеджмент - управление, опирающееся на систематизированные документированные процедуры.
Резерв (contingency) - трудоемкость работ, заложенная в рабочий план по проекту на случай непредвиденной, но возможной дополнительной работы.
Резерв (stack time) – разность между временем, на которое можно отложить выполнение работ, и временем, на которое можно отложить выполнение работы без изменения даты завершения проекта в целом. Свободный резерв – время, на которое можно отложить выполнение данной работы без изменения срока выполнения другой работы. Если на выполнение отведено времени меньше, чем фактически требуется, имеет место отрицательный резерв.
Результат (deliverable) - продукт или услуга, получаемые в рамках выполнения проекта или решения конкретной задачи.
Реинжиниринг бизнеса – инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инновации.
Реклама– деятельность, направленная на стимулирование сбыта товаров предприятия, расширение или создание спроса на них, на поддержание и повышение репутации предприятия в глазах потребителя.
Понятие рекламы.Благодаря рекламе осуществляется контакт между предприятием и потребителем или пользователем, внимание которых обращается на качество изделия и вносимые в него улучшения. У современной рекламы больше средств и технических возможностей, чем раньше, а, кроме того, теперь она содержит больше информации. В прошлом реклама только «командовала» (этим объясняется, впрочем, и значение самого слова – от французского «reclamer» - требовать), постоянно повторяя потребителю, что ему следует купить тот или иной товар («Покупайте наши товары!»), дополняя это требование простейшим объяснением («Они самые лучшие!»). Современная реклама более настойчиво и изощренно воздействует на внутренний мир потребителя, напоминая о неудовлетворенных желаниях, о том, чего ему не хватает, и что мешает свободно жить. Ниже перечислены главные спутники рекламы.
Коммуникации и общественные связи, призванные возбудить интерес и симпатии к предприятию, создать о нем благоприятное представление не только у клиентов, но и у всех его партнеров.
Пропаганда преследует более общие цели. Она направлена на привлечение людей на сторону предложенной системы (идеология, политическая программа, религиозный, национальный, профессионал философский выбор и т.д.), формирует поведение и поступки, отвечающие преследуемой цели. У всех этих рекламных дисциплин четыре общие главные черты:
• они несут информацию;
• они призывают к участию, восхваляя содержание информации;
• они прибегают к одинаковым средствам (плакаты, лекции, телевидение, кино, радио, пресса...);
• они стремятся навязать индивидуальному сознанию те понятия,которые спонтанно в нем не возникают.
Экспериментальная по своей сути, реклама основана на хорошем знании рынка, полученном благодаря маркетингу, и на максимально точной оценке выпускаемого изделия. Она играет на склонностях потребителя, используя его уязвимые места, среди которых:
· любопытство: человеку часто нужны новые сведения и события, позволяющие нарушать будничную монотонность. Эта потребность «новизне» используется очень широко;
· потребность быть уверенным: поставленный перед выбором (что всегда порождает сомнения), потребитель хочет, чтобы его убедили в правильности сделанного выбора (мнение людей, которые хвалят тот или иной товар);
· лень: отягощенный тысячей нужд и забот, потребитель часто ждет, что кто-то другой убедит его;
· потребность в приобретательстве: в человеке живет стремление к обладанию, к удовлетворению своих желаний. От этого у него рождается чувство действия и владения (доступный ему предмет, способность к действию);
· потребность в комфорте, благополучии и удовольствии - простейших формах счастья;
· стремление к экономии усилий («легкодоступный товар») либо денег при удачной покупке («выгодное дело»);
· потребность возвыситься в глазах общества: соревнование с другими, честолюбие, а также желание, ревность, тщеславие, снобизм (приобретение, которое льстит вашему самолюбию, ставит вас на определенную ступеньку; потребность отличаться от других);
· сентиментальность: современная реклама все чаще и чаще воздействует на потребителя, изображая детей. Может также обращаться к эмоциям или жалости;
· сексуальность: очень часто в качестве пружины реклама использует прямую или сублимированную сексуальность - средоточие всех недостатков и стремление взять реванш.
Формы и средства. На языке рекламы термином «средство» обозначают способы передачи обращения к потребителю, а словом «носитель» - материальное выражение этого средства (например: газеты, экран, рекламный щит). К главным средствам относятся:
· используемые в местах продажи: вывески, плакаты, лозунги, выкладки товаров;
· действующие в других местах: рекламные щиты, плакаты, световая реклама, экспозиции и др.;
· печать: газетная и журнальная реклама, объявления;
· другая печатная продукция: каталоги, проспекты, листовки, буклеты, брошюры;
· аудиовизуальные средства: диапозитивы, рекламные фильмы, реклама в кино, на радио, телевидении;
· рекламные предметы и сувениры (записные книжки, марки, наклейки);
· рекламные конкурсы, демонстрации, опросы.
Место рекламы в экономике.
Роль рекламы. По затрачиваемым и используемым средствам, а также по ее влиянию на рынок рекламу можно сегодня отнести к крупномасштабному производству услуг.
В 70-х годах общие затраты на рекламу во Франции составляли около 4 млрд. франков, в Великобритании и Японии - около 7 млрд., в ФРГ - более 10 млрд. и почти 100 млрд. - в США. По отношению к национальному доходу рекламные расходы составляют в США около 3%, в Великобритании и ФРГ порядка 2,5%, во Франции и Бельгии приблизительно 1% и в Италии примерно 0,85%.
Распределение по носителям во Франции следующее: 42% затрат - на прессу, 18% - на рекламу в местах торговли (издание проспектов), около 10% - на пропаганду продаваемого товара (прямые акции) и столько же на радио, 7% - на афиши и плакаты. Оставшиеся 13% в убывающем порядке распределяются между выставками и демонстрациями, телевидением, кино, исследованиями в области рекламы и прочими расходами.
Товары. Больше всего средств расходуется на рекламу следующей продукции (в убывающем порядке): продовольственные товары и текстильные изделия; хозяйственные и бытовые товары; конкретные товары и услуги, являющиеся предметом кратковременных рекламных компаний (бензин, автомобили, банки, страховые компании, душные перевозки и т.д.).
Доля расходов на рекламу в продажной цене товаров может быть определена лишь приблизительно. США — единственная страна, располагающая относительно точными данными. Здесь отмечается, что эта доля редко превышает 7-8% при значительных колебаниях в зависимости от изделия и марки: холодильники – 7,5%, сигареты и другие табачные изделия – 5-6%, автомобили, одежда, косметика – 2-4%. В Великобритании доля расходов на рекламу в продажной цене выше – до 13%.
В странах социалистической экономики роль рекламы постоянно и неуклонно росла, что в основном было связано с признанием необходимости удовлетворять потребительский спрос, способность рекламы регулировать состояние рынка и стремлением лучше информировать покупателя об имеющихся товарах. Главными средствами рекламы служили витрины, в меньшей степени - печать и радио при посредничестве центральных государственных агентств.
Польза и вред рекламы. Рекламу всячески восхваляют и одновременно клянут, причем и в первом, и во втором случае часто неумеренно. На это можно заметить, что, будучи неким способом изъяснения, реклама может служить, подобно языку Эзопа, и лучшему, и худшему. Что касается экономического значения рекламы, можно привести следующие соображения.
Польза рекламы состоит главным образом в том, что она:
· оживляет и регулирует сбыт, что позволяет более гармонично организовывать производство и оборот средств. Это важно и для предприятия (совершенствование рынка сбыта обычно в полной мере компенсирует затраты на рекламу), и для общества (поскольку реклама способствует увеличению потребления производимой продукции);
· направляет потребление, что может отвечать интересам общей политики и способствовать созданию оптимальных условий социально-экономического развития;
· информирует и просвещает потребителя: расширяет его кругозор, знакомит с товарами, развивает потребности (гигиена тела, режим питания, уход за детьми, комфорт...).
· Следует, однако, признать и вред рекламы:
· вред от нечестной или тенденциозной рекламы, нарушающей нормы коммерческой этики;
· опасность ненужных больших затрат: рекламные баталии, поглощающие огромные средства, искусственное поддержание рынка бесполезных или посредственных товаров, чрезмерное увлечение рекламой, опасное для некоторых предприятий;
· наконец, общеэкономический риск: непрерывным созданием потребностей реклама, несомненно, способствует развитию инфляции. Поддерживая состояние неудовлетворенности и подхлестывая потребление, реклама порождает потребности в импортных товарах (платежный баланс), подчиняет нерациональным мотивам поведение покупателя, снижая давление на цены и усиливая его в отношении доходов и заработной платы. Правильное использование рекламы зависит, в конечном счете, от внимательного отношения специалистов и государственных властей к ее правдивости и к тому, насколько она действительно полезна обществу.
Релиз (release) - эталонная версия, выпущенная из репозитария. Ее назначение может быть как внутренним по отношению к проекту (например, для тестирования), так и внешним (например, для заказчика).
Реновация – процесс обновления основных фондов, выбывающих из-за физического и морального износа. Реновация обеспечивает непрерывный рост технического уровня производства. Осуществляется путем реконструкции и обновления действующих предприятий за счет амортизационного фонда.
Рентабельность– доходность, прибыльность; показатель экономической эффективности производства на всех уровнях - от предприятий до общественного производства в целом. Рентабельность производства определяется по формуле:
где: П – прибыль;
Ф - среднегодовая стоимость производственных фондов.
Репозитарий (repository) - инструментальные средства хранения информации о системе на любом этапе ее жизненного цикла. Обычное назначение репозитария - обеспечить расширяемость, восстанавливаемость и целостность системы, соблюдение правил именования, а также другие функции управления.
Реструктуризация - изменение структуры компании.
Реструктуризация бизнес-процессов - изменение модели бизнес-процессов компании.
Ресурсы (resources) – это рабочий персонал, финансовые, информационные и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ проекта.
Решение (decision) – выбор альтернативы.
Риск (risk) - возможность неблагоприятного для проекта развития событий, из-за которого результаты проекта не будут соответствовать ожидаемым. Со стороны руководства проекта должна быть проведена оценка риска и выработана стратегия его уменьшения.
Риск (risqué) – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции.
Всякая деятельность, какой бы она ни была, и сама жизнь содержат в себе известную долю риска или случайности самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена неопределенности, связанной с изменениями обстановки на рынках, то есть в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями.
Коммерческая или промышленная предпринимательская деятельность содержит известную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска; теория капиталистической экономики видит в этом оправдание прибыли. Доля риска еще более велика в спекулятивных операциях, где он оправдывается надеждой на получение наибольшей прибыли. Благодаря прогрессу научных знаний и развитию техники, риск стал в известной мере прогнозируемым и, в большинстве случаев, поддающимся, хотя и приблизительному, измерению. Изучение конкретной экономической жизни показывает, среди прочего, что этот риск может быть уменьшен, а его последствия, в зависимости от обстоятельств, смягчены или устранены с помощью различных технических приемов, основными из которых являются следующие: