Факторы, влияющие на характер и темпы роста

Экономический рост определяется:

· количеством и качеством природных и трудовых ресурсов (резервы экономики);

· объемом основного капитала (инвестиции);

· нововведениями.

· Именно эти факторы делают рост в реальном секторе физически возможным и характеризуют способность к росту. Для экономического роста также важны:

· фактор спроса, т.е. способность использовать расширяющиеся объемы ресурсов за счет уровня совокупных расходов (масштабы производства);

· факторы распределения ресурсов.

Если количественно соотнести вклад различных факторов в экономический рост (табл.), то очевиден вывод, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.

Таблица – 2.2 Факторы экономического роста

Фактор роста Вес фактора, %
1. Увеличение трудозатрат  
2. Повышение производительности труда, в том числе за счет: -Нововведений (инноваций) -Капитала -Образования и профподготовки -Экономии обусловленной масштабами производства -Улучшения распределения ресурсов  
ИТОГО:  
     

Производительность труда возрастает на базе нововведений, повышения уровня образования и профессиональной подготовки работающих. Технический прогресс как совпадение новой технологической базы и новых возможностей работников определяет около 28 % прироста реального национального дохода. На практике инновации и капиталовложения (в сумме 47%) тесно взаимосвязаны. Поэтому инвестиции в новую технику существенно повышают вклад инноваций в экономический рост. По мере исчерпания природных ресурсов роль нововведений непрерывно возрастает и их широкое использование наряду с новым менеджментом резко повышает эффективность экономики.

Влияние капиталовложений на положительную динамику производительности труда также велико, так как рост фондовооруженности каждого работника является основным фактором развития производства. В свою очередь, масштабы роста фондовооруженности работника зависят от его профессиональной подготовки (инвестиции в «человеческий» капитал).

Экономия, обусловленная масштабами производства, связана с расширением рынков и предприятия, когда новые масштабы позволяют использовать более эффективные методы производства и менеджмента.

Улучшение распределения ресурсов означает переток рабочей силы и капитала из относительно низкоприбыльных сфер производства в высокоприбыльные. В результате средняя производительность труда в реальном секторе возрастает.

В этой связи становится ясным влияние рынка на экономическое развитие. Если в экономической системе нет действенных механизмов нововведений, сохраняется отсталая технологическая база, новое качество экономического роста недостижимо. Рыночные механизмы призваны влиять на указанные выше факторы роста, стимулировать повышение производительности руда.

Многолетний опыт стран с развитыми рыночными механизмами показал их действенность. Вместе с тем известные механизмы рынка проявляют свою слабость при наличии объективных препятствий на пути экономического роста: законодательная деятельность государства в области охраны труда и окружающей среды, ресурсные ограничения ввиду закрытости экономики от внешних рынков, инфляция и отсутствие доступа к капиталу.

Поэтому вопросы экономического развития всегда будут зоной высокой активности государства. Известно, что рыночная экономика в принципе не застрахована от периодических спадов или замедления ее роста. В этом случае антициклическая политика государства в виде денежной экспансии повышает спрос на товары и услуги, а также кратковременно снижает процентную ставку. Отсюда повышается деловая активность. Добиваясь краткосрочной стабилизации, государство может снижать налоги, подстегивая текущий спрос. Если денежная и налоговая политика не дают результатов, то необходимо создать дополнительный спрос за счет резервных ресурсов.

Учитывая, что резервов в России практически нет, традиционные рыночные методы антициклического регулирования могут не принести успеха. В частности, структурное регулирование путем налоговых льгот и льготного кредитования, а также обеспечение безопасности зарубежных инвестиций имеет ограниченное использование при отсутствии фактических резервов. Сбережения могут не поправить инвестиционный спрос, отсюда сужение финансовой основы расширенного воспроизводства, вызывающее снижение темпов экономического роста. Снижение сбережений может происходить из-за чрезмерных фискальных действий государства, нерациональных налоговых ставок на прибыль и личные доходы.

Дефицит сбережений — не единственная причина инвестиционного спада. Есть другие внутренние препятствия инвестированию:

· низкая предпринимательская активность из-за отсутствия стимулов;

· слабое развитие рыночной инфраструктуры;

· значительное отставание технологической базы производства от современных требований и, как следствие, значительно большие, чем в мировой практике, капитальные затраты на единицу прироста результата.

В этих условиях можно инвестировать только в инновационные проекты, обеспечивающие:

· масштабный и растущий спрос рынка;

· быстрое и существенное снижение издержек;

· формирование новых направлений перетока капитала и других ресурсов.

Государственное регулирование призвано поддерживать оптимальные пропорции между сбережениями и инвестициями, остановить движение денежных активов от сбережений к потреблению, принять меры к накоплению государственных запасов. Последнее означает ликвидацию дефицита бюджета и стабилизацию курса отечественной валюты.

Накопление капитала как важнейший фактор развития приводит к увеличению объема инвестиционных товаров. Иначе говоря, накопление капитала им же самим и стимулируется.

Новое качество экономического роста характеризуется, по меньшей мере, тремя условиями:

1) интенсивным ростом, сопровождающимся повышением эффективности производства за счет нововведений;

2) особой структурой прирастающего продукта, состоящего из новых товаров, обуславливающих потребность человека;

3) установлением границ, за пределами которых дальнейшее вовлечение природных ресурсов в производство становится социально вредным.

Факторы инновационной активности - совокупность организационно-экономических мероприятий по созданию льготных условий для притока инвестиций из внутренних и внешних источников, выделение направлений инновационной деятельности, требующей государственной поддержки.

Факторы производства – под факторами производства понимаются экономические ресурсы, в которые включаются: земля, капитал, труд, предпринимательские способности.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансовое обеспечение проекта – это понятие включает технику и методику поиска финансовых источников и определение объема финансирования.

Фирма – организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Фонд накопления – составная часть национального дохода, используемая для нужд накопления, т.е. расширенного воспроизводства и увеличения резервов. Фонд накопления равен примерно 1/5 национального дохода. Могут быть отклонения в ту или иную сторону в зависимости от экономического положения страны. За счет фонда накопления осуществляются капитальные вложения на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, пополняются оборотные средства, резервы. Источник фонда накопления - прибавочный продукт, выступающий в виде прибыли, налогов и акцизов. По натурально-вещественному составу фонд накопления представляет собой средства производства, предназначенные для расширения производственного накопления, и предметы потребления - для вновь вовлекаемых в производственный процесс трудовых ресурсов. Повышение эффективности использования капитальных вложений позволяет снизить норму накопления, т.е. уменьшить долю фонда накопления в национальном доходе и увеличить долю фонда потребления.

Фондовооруженность труда – показатель уровня оснащенности работников материальной сферы основными производственными фондами.

Фондоемкость – среднегодовая стоимость производственных основных фондов в расчете на единицу объема произведенной продукции. Рост фондоемкости продукции ведет к снижению эффективности производства, понижение фондоемкости, наоборот, способствует повышению эффективности производства.

Фондоотдача– показатель, который характеризует уровень эффективности использования производственных основных фондов. В масштабе народного хозяйства фондоотдача исчисляется посредством деления стоимости национального дохода на среднегодовую стоимость производственных основных фондов. По отрасли, предприятиям фондоотдача рассчитывается как отношение чистой продукции на один рубль среднегодовой стоимости производственных фондов. Повышение фондоотдачи является важнейшим фактором повышения эффективности производства.

Фонд стабилизации – резерв денег или товара, который используется с целью, чтобы помешать изменению цены посредством скупки (продажи) данного товара, когда цена его падает (повышается).

Формулирование стратегии - выбор стратегии, разработка программ.

Форфейтинг (forfeiting) – представляет собой технический прием финансирования, довольно часто использовавшийся в торговле между Востоком и Западом.

Экспортные операции на основах форфейтинга стали широко входить в практику с 1970 года, когда начал быстро расти торговый оборот между Востоком и Западом. Импортер из какой-либо страны Восточной Европы обычно просил кредит для закупки оборудования сроком на 3-5 лет, что превышало сроки, соответствовавшие возможности западного экспортера, либо не могло быть обеспечено его собственными ресурсами или по каналам обычного банковского финансирования. Кроме того, ни экспортер, ни его банкир не желали брать риск по кредитам стране-импортеру, особенно по кредитам на крупные суммы, которые часто требуются при заключении контрактов на поставку оборудования. В связи с этим образовался рынок среднесрочных ценных бумаг, представлявших обязательства по экспертным кредитам. Экспортеры при этом могли оставаться в стороне. Заключая с восточно-европейским импортером коммерческий договор (определявший, в частности, условия кредита), экспортер обязывал своего партнера выдать обычные векселя на срок каждого предстоящего платежа в счет погашения кредита. Стороны договаривались о десяти полугодовых выплатах; срок первого платежа наступал через шесть месяцев после выпуска векселей, так что полный расчет предусматривался в течение пяти лет.

Необходимо соблюдение двух предварительных условий, чтобы данная серия векселей могла попасть в число «форфейторных» ценных бумаг, применяемых на рынке:

1) каждый вексель должен иметь подпись всемирно известного банка;

2) платежные обязательства импортера не должны быть связаны ни с условиями выполнения договора экспортером, ни с поставкой товара. Поскольку покупатель векселей может иметь лишь незначительные связи с экспортером, для него исключительно важно, чтобы в случае неплатежа со стороны импортера оплата долгового обязательства была, тем не менее, произведена неукоснительно. В качестве дополнительной гарантии для покупателя «форфейторной» ценной бумаги в ней обычно проставлена сумма, равная лишь 80-90 % стоимостного объема экспортной операции, тогда как остальные 10-20 % сохраняются в виде доли ответственности импортера и могут служить ему средством, обеспечивающим выполнение поставок. Если эти условия соблюдены, экспортер может продать вексель какому-либо банку. В случае если банк обязуется учесть все векселя, он получает комиссионные (порядка 1% в год). И, наконец, предусматривается повышение процентной ставки с целью возместить возможные потери банка в случае неблагоприятного для него изменения рыночных ставок, которое может произойти в период между покупкой векселя и сроком его оплаты.

Если «форфейторный» рынок в значительной мере (от 60 до 70% оборота) был связан с импортом стран Восточной Европы, то в меньших масштабах на той же основе осуществляются также поставки в Западную Европу, на Ближний Восток и в Латинскую Америку.

Фрагмент проекта (subproject) – часть крупного проекта, которую удобно представить как самостоятельный проект. Использование фрагментов, помимо прочего, помогает быстрее строить планы проектов, состоящих из повторяющихся процедур.

Франшиза – право на создание коммерческого предприятия, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре

Франшизинг– передача или переуступка прав на использование некоторых видов промышленной собственности, целью подобных соглашений является продажа товаров или оказание фирменных услуг: фактически данные соглашения сфокусированы на использовании эксклюзивных товарных знаков франшизора – стороны в сделке, предоставляющей франшизу.

Фронтирование рынка - операция по захвату рынка, занятого другим хозяйствующим субъектом, или зарубежного рынка.

Функционал компании (сленг) -функциональная структура.

Функциональная область - целостная совокупность функций, выполняемых подразделениями.

Функциональная структура – отражение функций и устойчивых связей между ними.

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества.

Функции инновационного менеджмента. Новое качество экономического роста, которое мы называем развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в сфере материального производства. Общемировая тенденция состоит в радикальных переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху.

Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте.

Интеграция во внешнюю рыночную высокотехнологическую среду требует нового инновационного менеджмента, адекватно и быстро реагирующего на ее непрерывные изменения (развитие).

Инновационный менеджмент - особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов менеджмента.

В инновационном менеджменте можно выделить две группы функций:

1) основные (предметные) функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой инновационной структуре должен предусматривать выполнение следующих основных предметных функций: формирование целей, планирование, организация, учет, анализ и контроль;

2) обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных предметных функций управления на предприятии:

· социально-психологические функции связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе: делегированием и мотивацией Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

· Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Она также предусматривает планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации;

· процессуальные (технологические) функции менеджмента выделяют два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации его предметных и социально-психологических функций.

Решения в менеджменте. Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение в управленческих решениях, которые выступают основной формой осуществления инновационных идей. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требует выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией.

Коммуникации. Функция коммуникации заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления представляет собой значимость и специфический элемент инновационного менеджмента. Практически вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационных функций: сбором и обработкой управленческой информации, передаче ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и пр.

Функционально-стоимостной анализ – операция, предназначенная для оптимизации стоимости. Она заключается в идентификации необходимых функций и статей затрат, определении «стоимости» этих функций и выбора таких способов реализации этих функций, при которых достигается минимальная стоимость без потери эффективности.

Функционально-стоимостный анализ – это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Функциональные стратегии - стратегии, конкретизирующие выбранную базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, т.е. это комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.

Функциональные стратегии - задокументированные цели в функциональной области (продукты, бизнес-процессы, менеджмент, ресурсы) и систематизированные суждения о способах их достижения.

Функция - обособленный повторяющийся вид деятельности.

Функция управления – совокупность процессов, посредством которых достигаются цели конкретной области управления, например, в управлении объемами работ, издержками, строками и т.п.

Фьючерс – договор (контракт) о поставке и оплате товара к определенной дате по цене в момент заключения сделки, а не в момент исполнения договора. Товар может быть любым: зерно, нефть, кофе, акции, иностранная валюта. Важно лишь, чтобы он соответствовал некоторым стандартам, поскольку контракт заключается, не глядя на товар. Главная особенность фьючерса в другом. Заключение фьючерского контракта не является непосредственным актом купли-продажи: продавец не отдает свой товар, а покупатель не отдает свои деньги. Однако продавец принимает на себя обязательство поставить товар по зафиксированной в контракте цене к определенной дате, а покупатель - обязательство выплатить соответствующую сумму. Фьючерсный контракт может перепродаваться, переходить из рук в руки вплоть до указанной в нем даты исполнения. Таким образом, фьючерсы, как и акции, являются рыночными ценными бумагами, а цены на них колеблются в зависимости от спроса и предложения. Фьючерсы нужны главным образом для защиты от непредвиденных изменений цен. Например, фермер может продать урожай (т.е. поставить его покупателю в установленную дату после осенней уборки) еще весной; фьючерсная торговля позволяет ему застраховаться от падения цен при большом урожае и получить соответствующую сумму, указанную в контракте.

-Х-

Хайринг – одна из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору, представляемая на среднесрочный период.

Хозрасчет - метод управления, основанный на использовании экономических показателей деятельности подсистем компании при распределении ресурсов.

Хозяйственный расчет – метод ведения хозяйства и организации деятельности предприятий. Сущность состоит в том, что каждое предприятие результатами своей производственно-хозяйственной деятельности должно не только возмещать затраты, но и получать прибыль, быть рентабельным. Принципы хозяйственного расчета - самоокупаемость, рентабельность, самофинансирование, материальная заинтересованность и ответственность предприятия. В системе рыночных отношений хозяйственный расчет трансформируется в коммерческий расчет, при котором предприятие в своей деятельности ориентируется на требования рынка, само распоряжается полученной прибылью и всем имуществом (вплоть до банкротства), отвечает по обязательствам перед поставщиками и кредиторами и т.д.

Холдинг – компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Холдинг способствует концентрации кредитных ресурсов, повышает эффективность их использования.

Холдинговая (или держательская, англ. to hold - держать) компания – особый тип финансовой компании, которая создается контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Субъектом инвестиции являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

-Ц-

Целевая программа - плановый комплекс научно-технологических, производственных и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

Целевое управление (management by objectives – MBO) – процесс, состоящий из четырех независимых этапов: 1) выработка ясной сжатой формулировки целей; 2) разработка реалистичных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Цели (objectives) – в организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Цели проекта (project objectives) - набор критериев для измерения эффективности проекта.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Величина цены определяется стоимостью самого товара, т.е. количеством общественно-необходимых затрат труда на его производство и соотношением спроса и предложения. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. В рыночных отношениях существуют различные цены: государственные (цены, определяемые государственными органами в виде фиксируемых и регулируемых), договорные (цены на товары, определяемые покупателем и продавцом по соглашению сторон), свободные (формируются под воздействием спроса и предложения), закупочные (цены, по которым сельскохозяйственные предприятия реализуют государству произведенную сельскохозяйственную продукцию), контрактные (фактические цены по биржевой сделке).

Ценные бумаги– титулы собственности (удостоверяющие права участия, долговые, требования), которые обращаются на фондовой бирже.

Такие ценные бумаги являются материальным выражением прав их владельца на некие ценности. Они «мобильны», поскольку могут легко переходить из рук в руки. Легкость, с какой они меняют владельца, обеспечена тем, что они являются предметом купли-продажи на специально организованном для этой цели рынке, а именно на фондовой бирже.

Виды ценных бумаг.

Этим общим термином обозначаются ценные бумаги, различные по характеру, природе представляемых ими прав, а также их вещной форме и способу обращения.

Характер прав, представляемых ценными бумагами. Издавна принято различать «ценные бумаги с переменным доходом» (приносимый ими доход зависит от результатов хозяйственной деятельности и политики предприятий, к которым они относятся) и «ценные бумаги с постоянным доходом» (их доходность постоянно связана с раз и навсегда установленной стоимостью соответствующего долгового требования). На практике это различие постепенно стирается ввиду растущего многообразия ценных бумаг. Появление новых их разновидностей сблизило две традиционные категории, образцами которых первоначально были акция и облигация.

Акция - ценная бумага, представляющая долю участия в капитале акционерной компании, ее доходах (дивидендах) или убытках, равно как и в возможных изменениях активов. Соответственно, владелец акции располагает правом голоса на общем собрании акционеров компании, что дает ему возможность высказать свою точку зрения относительно управления ее делами.

Учредительская акция представляет собой взнос, который трудно оценить в денежном выражении. Держатель такой акции располагает лишь правом на дополнительный дивиденд (бонус) и не имеет права голоса на общем собрании акционеров. Однако он может выразить свое мнение на специальных собраниях пайщиков. Эта категория ценных бумаг не получила большого распространения в силу трудностей, которые она создает в управлении акционерным обществом. Законом от 24 июля 1966 г. выпуск этого вида акций запрещен.

Облигация является ценной бумагой, представляющей долговое обязательство по долгосрочному займу, который владелец облигации предоставляет компании, эмитирующей облигацию. Владелец облигации владеет долговым требованием в отношении этой компании, получает от нее заранее установленный фиксированный процент, но не участвует ни в ее доходах, ни в управлении ее делами. Однако могут быть исключения (индексированная облигация, облигация с правом на участие в капитале).

Виды оформления ценных бумаг:

Бумаги на предъявителя являются сами по себе материальным воплощением представляемого ими права. Их владелец автоматически становится обладателем этого права (ст. 2279 Гражданского кодекса: «в отношении движимости владение равнозначно праву собственности»). Во Франции ценные бумаги на предъявителя имеют наибольшее распространение. Их преимуществом является то, что они обеспечивают анонимность владельца и позволяют ему самому распоряжаться своими бумагами и передавать владение ими путем «простой передачи» (т.е. не прибегая к каким-либо формальностям). Но зато они не защищены от кражи, уничтожения или подделки; для держателей неудобство состоит в том, что они не могут быть обеспечены систематической информацией (держатели не могут быть известны акционерному обществу); неудобство для компании состоит в том, что она оказывается изолированной от своих кредиторов.

Именные ценные бумаги наделяют соответствующими правами лишь лицо (юридическое или физическое), на имя которого они были выданы. В этом случае право собственности основывается на внесении в списки акционерной или иной компании, но, чтобы облегчить владельцу распоряжение этими ценными бумагами, ему также может быть выдан именной сертификат. Преимущества и недостатки этого вида ценных бумаг диаметрально противоположны (в сопоставлении с бумагами на предъявителя). Операции с именными ценными бумагами выполняются с соблюдением целого ряда строгих формальностей.

Способы обращения:

Ценные бумаги именуются «живыми», пока они находятся у анонимных держателей, которые могут их приобретать или продавать, сохраняя свою анонимность (именные ценные бумаги не могут быть «живыми»).

Ценные бумаги, депонированные на текущий счет, вносятся как депозит в финансовое учреждение, которое имеет на то соответствующее разрешение (банк или маклерскую контору); оно открывает владельцу бумаг текущий счет, в котором отражаются все операции, связанные с переводом этих бумаг из банка в банк (расчетные счета между банковскими и иными учреждениями-депозитариями).

Конечно, ценные бумаги (и именные, и анонимные) могут находиться непосредственно у их владельцев, оперирующих ими на рынке. Во Франции с 1941 года много делалось для того, чтобы склонить или подтолкнуть обладателей ценных бумаг к открытию текущих счетов и тем самым дать возможность финансовым властям следить за содержимым французских портфелей ценных бумаг. Для этого была создана Центральная касса депонирования и перевода ценных бумаг (1941 г.) и были приняты меры, практически обязывающие всех владельцев к использованию этого органа для хранения своих ценных бумаг, равно как и для их передачи в другие руки (1943 г.). В 1949 году эта касса получила более свободный статус и превратилась в межотраслевое объединение для расчетов по операциям с ценными бумагами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: