Стандарты ИСО серии 9000 были опубликованы в 1987 г. в пяти частях. ИСО 9000 представлял собой руководящие указания по выбору и использованию соответствующей части стандартов ИСО серии 9000.
ИСО 9004 представлял собой руководящие указания по общему менеджменту качества и по элементам систем обеспечения качества в пределах серии ИСО 9000, а также содержал дополнительное указание, относящееся к другим областям, например к маркетингу и затратам по обеспечению качества.
ИСО 9001 относился к техническим условиям для систем обеспечения качества по проектированию/разработке, производству, монтажу и обслуживанию.
ИСО 9002 относился к техническим условиям для систем обеспечения качества по производству, монтажу и обслуживанию в тех случаях, когда проектирование выполняется внешними организациями или не подвергается изменениям.
ИСО 9003 определяет системы обеспечения качества, которые используются в методике окончательного контроля и испытания.
В 1994 г. стандарт был снова выпущен после целого ряда обсуждений в международном масштабе. Между 1987 и 1994 гг. были введены другие части серии.
Таким образом, кратко история разработки стандартов менеджмента и обеспечения качества выглядит следующим образом:
После 1945 г. - NATO AQAP
60-е годы - Стандарты Министерства обороны Великобритании 05-21 и последующие
1970 г. - US10 CFR 50
1972 г. - BS 4891
1975 г. - CSAZ.199; AS 1821/22/23; BS 5179
1979 г. - BS 5750 части 1-3; US ANSI/ASQCZ1.15
1981 г. - BS 5750 части 4-6
1985 г. - CSA Z.299 (пересмотр); S 1821/22/23 (пересмотр)
1987 г. - ИСО 9000, AS 3900, BS 5750 (пересмотр), NZS 5600
(позднее переименованный в NSZ 9000), US/ASQC Q90-94 и пр.
1994 г. - Обновленные разделы ИСО 9000
2000 г. Новая версия ИСО 9000:2000
Следует отметить, что ИСО 8402-87 был также аналогичен стандарту BS 4778 часть 1 «Словарь качества», опубликованному в 1987г., так что и терминология и требования были признаны во всем мире. Стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 имеют характер требований и могут использоваться в качестве части контрактов, так как содержащиеся в них требования являются типичными для многих заключенных контрактов.
ИСО 9000-1 Руководящие указания по применению всех серий ИСО 9000
ИСО 9000-2 Руководящие указания по применению ИСО 9001, 9002, 9003
ИСО 9000-3 Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения
ИСО 9000-4 Руководящие указания по программе управления надежностью
ИСО 9004-1 Руководящие указания по менеджменту качества и элементам систем качества
ИСО 9004-2 Руководящие указания по обслуживанию
ИСО 9004-3 Руководящие указания по обрабатываемым материалам
ИСО 9004-4 Руководящие указания по улучшению руководства качеством
ИСО 9004-5 Руководящие указания по планам обеспечения качества
ИСО 9004-6 Руководящие указания по управлению качеством и управлению проектированием
ИСО 9004-7 Руководящие указания по управлению конфигурацией
Три этих документа содержат указания по обеспечению высокого качества на различных производственных стадиях. Очевидно, что компания, занимающаяся разработкой проектов и изготовлением продукции, соответствующей требованиям заказчиков, будет пользоваться стандартами, предусматривающими весь производственный цикл (ИСО 9001), в отличие от компании, занятой лишь изготовлением продукции по используемой проектной документации (ИСО 9002), или компании, занимающейся сбытом продукции (ИСО 9003).
При этом, конечно, возникает проблема «включения» компании в один из стандартов ИСО 9001, 9002 или 9003. Имеются, например, положения, когда компания, работающая в основном по ИСО 9002, могла бы включить в свою систему стандарт ИСО 9001.
Прежде чем применить тот или иной стандарт обеспечения качества, компания должна ответить на некоторые определенные вопросы:
• Что именно представляет собой наш бизнес?
• Какие положения ИСО 9000 являются для нас необходимыми?
• Как мы должны определить эти положения?
• Как обеспечить, чтобы каждый понимал их?
• Как можно убедиться в том, что каждый продолжает работать в соответствии с этими положениями?
После анализа ответов на приведенные вопросы, которые являются необходимыми, компания получает возможность применить соответствующий стандарт. Разработка стандартов на протяжении определенного времени была связана с изменением главного направления их содержания. Так, версия 1987 г. в большей степени касалась управления качеством, чем предшествующие версии национальных стандартов, в которых не было различия между «контролем» и «управлением качеством». В версии 1994 г. менеджменту качества было уделено еще больше внимания. В версии 2000 г. намечен существенный сдвиг в сторону TQM.