Основные пути снижения себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) – важнейший показатель работы предприятия. Он выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализованной продукции и отдельных ее видов.

Основные пути снижения себестоимости продукции:

1. Снижение материалоемкости продукции за счет пересмотра норм расхода по основным направлениям затрат. Снижение норм приводит к снижению общих затрат на материалы, их транспортировку, хранение; сокращается численность работников по работе с материалами (учетчики, кладовщики)

2. Снижение трудоемкости выполняемых работ. В результате сокращается численность основных рабочих, что является предпосылкой сокращения накладных расходов, рассчитываемых от их заработной платы.

3. Снижение накладных расходов за счет сокращения управленческого персонала; ликвидации или передачи в аренду неиспользуемых фондов предприятия; оптимизации обслуживающих процессов (системы внутрипроизводственных перевозок, планово-предупредительных ремонтов)

4. Повышение квалификации персонала за счет организации подготовки и переподготовки кадров. Это позволит сократить потери от брака, некачественного управленческого решения, повысить производительность труда.

При снижении себестоимости продукции предприниматель достигает ряд целей:

- Организация производства конкурентоспособной продукции с меньшими издержками по более низкой цене;

- Владение качественной и реальной информацией о себестоимости различных видов продукции и их позициях на рынке сравнительно с другими производителями;

- Иметь возможности и резервы при использовании гибкого ценообразования;

- Обеспечить себя объективными данными при составлении бюджета предприятия;

- Иметь возможность оценивать деятельность каждого элемента предприятия относительно финансовых аспектов;

- Повысить скорость принятия конкретных и эффективных решений менеджерами (управленческим персоналом) предприятия.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг как главный источник финансо-вых ресурсов в организациях.

Денежные поступления организации – совокупность денежных средств, поступающая в распоряжение организации.

Они включают:

- выручку от реализации продукции (работ, услуг);доходы от финансовой деятельности;

- доходы от инвестиционной деятельности;

- бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции;

- банковские кредиты;

- суммы страховых возмещений;

- финансовую помощь вышестоящих и других организаций;

- средства учредителей;

- паевые взносы.

Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности.

Источниками формирования денежных доходов выступают:

- выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

- доходы от финансовой деятельности;

- доходы от инвестиционной деятельности.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям:

– основному;

– инвестиционному;

– финансовому.

Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продаж внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Законодательно закреплены 2 метода отражения выручки от реализации продукции:

- по отгрузке товара (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов – метод начислений;

- по мере оплаты – кассовый метод.

Доходом организации считается выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов. Своевременное поступление выручки – непременное условие непрерывного процесса производства.

Во–первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником средств организации и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств.

Во–вторых, процесс кругооборота средств организации заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, за счет которой возмещаются затраты на производство и создаются необходимые условия для возобновления следующего кругооборота.

Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления.

Первая часть выручки, себестоимость, направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства.

Вторая часть выручки – прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств.

Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления.

Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка – основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:

- емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;

- производственных мощностей организации, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Существует два метода определения плановой выручки:

- прямого счета и

- расчетный

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе.

Выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

В = Р * Ц,

где Р – объем сопоставимой реализованной продукции,

Ц – цена единицы реализованной продукции.

Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки:

В = Он + ТП – Ок

где Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

На величину выручки от реализованной продукции, работ, услуг, влияют следующие факторы непосредственно зависящие от деятельности организации:

- в сфере производства:

- объем производства,

- его структура,

- ассортимент выпускаемой продукции,

- качество и конкурентоспособность продукции,

- ритмичность производства;

- в сфере обращения:

- уровень применяемых цен,

- ритмичность отгрузки;

- своевременное оформление платежных документов;

- соблюдение договорных условий;

- применяемые формы расчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: