Тема 7. Скрытое управление в имиджелогии

Основные понятия: открытое управление, скрытое управление, потребность, внушаемость, психологическое заражение, эффект толпы, шаблон-желание.

План занятия:

1. Понятие скрытого управления.

2. Скрытое управление при помощи потребностей.

3. Использование особенностей психики в скрытом управлении.

Вопросы:

1. Скрытое управление: понятие и назначение.

2. Использование потребностей человека в скрытом управлении.

3. Особенности психики в скрытом управлении.

Проблемные вопросы и ситуации:

1. Если у скрытого управления так много преимуществ перед открытым, может отказаться вовсе от последнего? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Существует множество потребностей и все они важны для человека: физиологические, познавательные, эстетические и др. Почему же человеку сложно любоваться произведением искусства на «голодный желудок»?

3. Внушаемость – это положительная или негативная особенность психики человека? С одной стороны она используется в медицине (психотерапия, «эффект плацебо»), но с другой из-за внушаемости человек может стать жертвой всевозможных магов и гадалок. Обоснуйте своё мнение.

Дополнительная литература:

1. Литвиненко Е.А. Вопросы психологии общения руководителя.- М., 1992.

2. Морозов А.В. Деловая психология.- С-Пб.: Союз, 2002.

Краткое содержание лекции.

Понятие скрытого управления.

Управление человеком (группой людей) часто сталкивается с естественным сопротивлением. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути: попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, сломить сопротивление (открытое управление) или замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление). К скрытому управлению прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия. Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении; взаимоотношения руководителя с подчиненным и т.д. В данных случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы.

При скрытом управлении инициатора управляющего воздействия называют управляю­щим субъектом или просто субъектом. Соответственно адресата воздействия называют управляемым объектом или просто объектом (воздействия).

Скрытое управление при помощи потребностей.

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-либо, необходимом для нормального существования.

Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу)

Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной лич-ти

Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота

Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать

Потребность уважения (почитания)

Потребности в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими

Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности

Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др.

Использование особенностей психики в скрытом управлении.

Один из методов скрытого управления в использовании особенностей психики объекта воздействия. К основным особенностям психики относят:

1. Любопытство. Мы все любопытны, одни — меньше, другие — больше. Этот прием часто используют в рекламе: вначале звучит рекламный призыв-вопрос (Вы хотите улучшить свои жилищные условия?), затем выдерживается пауза, во время которой растет любопытство (Как? Что нужно делать? А вдруг мне это подойдёт!). Затем звучит рекламная информация.

2. Внушаемость. Внушению в той или иной мере подвержены практически все. Более внушаемы люди, не уверенные в себе, а также дети и люди пожилого возраста. Женщины в среднем подвержены внушению больше, чем мужчины. Образование понижает внушаемость: образованный человек больше доверяет рассудку, а следовательно, фактам и аргументам.

3. Психологическое заражение.Психическое состояние одного человека передается окружающим. Если вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то спустя время заметите, что оно снизилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой. В управляемом коллективе необходимо создание энергичной, оптимистичной, успешной обстановки чтобы менее уверенные в себе могли находить в ней психологическую поддержку.

4. Эффект толпы. Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. В управляемом коллективе необходимо озвучивать успехи фирмы для создания ситуации иррадиации (распространения) между сотрудниками состояния успеха.

3. Отождествление. «После этого, стало быть, по причине этого» — гласит формулировка одного из часто встречающихся заблуждений людей, которое отмечали еще античные логики. Поскольку следствие всегда происходит после причины, по аналогии некритичный слушатель воспринимает следующее во времени как следствие. В управленческой ситуации подчиненные могут ошибочно воспринять какое-либо решение как следствие определённых событий. Во избежание таких ситуаций менеджеру необходимо оговаривать причину важных управленческих решений.

4. Шаблоны. Скрытое управление может строится на предсказуемости человеческих реакций и поступков. Система воспитания прививает человеку определенные шаблоны, которые и делают его уязвимыми для скрытого управления. В управленческой ситуации они могут использоваться по методу «кнута-пряника». В случаях, когда подчиненный опаздывает, несвоевременно справляется со своими обязанностями - происходит неизбежное наказание, у него закрепляется шаблон-желание избегать ситуаций, ведущих к нежелательным последствиям.

5. Чувства. Механизмы скрытого управления при помощи чувств предполагают подключение к способам убеждения объекта воздействие на его чувства и переживания («Зная Вашу любовь к комфорту, хочу Вам предложить…»; «Я знаю Вашу пунктуальность, поэтому хочу у Вас попросить…»).

Тематика сообщений и рефератов:

1. Личность и коллектив как объекты управления.

2. Особенности скрытого управления в зависимости от особенностей личности адресата воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: