Форма общественного хозяйства. Натуральное производство. Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства. Товарное производство. Основные условия функционирования товарного производства. Общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителя.
Товар и его свойства.
Происхождение и сущность денег. Функции денег.
Закон стоимости и его роль в товарном производстве.
Определения категории «рынок».
Два типа рыночных хозяйственных связей: натурально-вещественные и товарные. Их характеристика.
Типы рынков: а) свободный (классический рынок); б) монопольный рынок; регулируемый рынок.
Важнейшие функции рынка: 1) саморегулирование производства; 2) стимулирующая; 3) регулирующая; 4) экономичности; 5) эквивалентная; 6) санирующая; 7) демократизации хозяйственной деятельности.
Структура и система рынков.
Признаки структуры: а) тесная связь между её элементами; б) определенная устойчивость этих связей; в) целостность.
Система рынков и её критерии:
|
|
§ по объектам;
§ по субъектам;
§ пространственный;
§ по формам контакта;
§ по уровню насыщения;
§ по степени зрелости;
§ по степени ограниченности конкуренции;
§ с позиции соответствия действующему законодательству;
§ с учетом ассортимента товаров.
Несовершенства рыночной системы и регулирующая роль государства.
Практические занятия
Тема 1. История экономической мысли
1. Какова роль и значение экономической теории в жизни общества?
2. Какие вы знаете подходы ученых-экономистов к названию «фундамента» экономической мысли?
3. Какова взаимосвязь экономической теории с другими науками. В чем сущность экономической политики?
4. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья?
Тема 2. Этапы развития экономических учений
1. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы.
2. Классическая школа политической экономии, австрийская школа, формирование неоклассической школы.
3. Экономическая теория К. Маркса. Распространение марксизма в России.
4. Кейнсианство, маржинализм, историческая школа.
5. Влияние институционализма на развитие экономической науки.
6. Современные направления и школы в экономической теории.
7. Становление экономической мысли в России. Характерные черты российской экономической школы, ее отличия от западных концепций.
Тест
1. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:
А) «Домострое Сильвестра»;
Б) «Русской правде»;
В) «Летописи Нестора».
2. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
А) марксизм;
Б) меркантилизм;
|
|
В) кейнсианство;
Г) классическая политэкономия;
Д) физиократы.
3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
А) меркантилизм;
Б) физиократы;
В) классическая политическая экономия;
Б) маржинализм.
4. В политической экономии человек выступает в качестве:
А) создателя материального богатства;
Б) носителя духовных ценностей;
В) носителя рабочей силы;
Г) созидателя своего мира и бытия.
5. В политической экономии и экономиксе объектом исследования является поведение:
А) естественного человека;
Б) экономического человека;
В) лиц наемного труда;
Г) человека, руководствующего эстетическими ценностями.
6. Укажите, какой из перечисленных вариантов ниже наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:
А) средства производства;
Б) человек и средства производства;
В) производительные силы научно-технический прогресс;
Г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
7. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:
А) экономическое благо;
Б) неограниченные ресурсы;
В) максимизация удовлетворения потребностей;
Г) эффективное использование ресурсов.
8. Метод познания ограничивается:
А) созерцанием;
Б) движением мышления от конкретного к абстрактному;
В) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;
Г) движением мышления от абстрактного к конкретному.
9. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1-абстракция, 2-анализ, 3-синтез, 4-индукция, 5-дедукция, 6-экономическая модель, 7-нормативная экономика):
А) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
Б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт, связей;
В) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;
Г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности;
Д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;
Е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях;
Ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений.
10. Экономические категории представляю собой:
А) взаимосвязи между понятиями;
Б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;
В) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;
Г) единичные случаи проявления тех или иных событий.
11. Экономические законы отражают:
А) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;
Б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;
В) количественные оценки экономических явлений и процессов.
Тема 4 Предмет, методология и методы экономической теории
1. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?
2. В чем состоит принципиальное различие между причинно-следственной и функциональной зависимостями в экономической науке?
3. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?
4. Чем различаются категории «сущность» и «явление»?
5. В чем заключается особенность метода познания при исследовании экономических соотношений в обществе?
6. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?
7. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов?
8. В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов познания и изложения, логического и исторического, количественного и качественного?