Учебное пособие 3 страница

В это двадцатилетие бурно развивалась внешняя торговля. Все большее значение приобретал вывоз угля, железа, стали, машин. Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовала экономическая политика правительства — переход к фритреду. В связи с этим Англия обеспечила себе свободный сбыт товаров за границей, дешевое импортное сырье и продовольствие. Важной чертой развития Англии в 50-60-х гг. XIX в. было усиление эксплуатации колоний и отсталых стран. Британская колониальная империя расширялась и становилась главной опорой английской экономики.

Таким образом, в 50—60-х гг. XIX в. Англия стала играть роль мирового фабриканта, купца, перевозчика товаров и мирового банкира. Это было время расцвета Великобритании как мировой державы. Ее доля в мировом промышленном производстве в 1870 г. составляла 32% (в 1850 г. — 39 %). Быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому снижению удельного веса сельского населения по сравнению с городским: в 1870 г. в аграрной сфере было занято лишь около 20 % населения. Заметно повысилась роль среднего класса, интеллигенции. В целом уровень жизни англичан значительно вырос. В этой связи Ф. Бродель отмечает: «После 1850 г. весь английский народ принял участие во всемирном торжестве Англии. Это судьба народов, которые находятся в центре какого-либо мира-экономики: быть относительно самыми богатыми и наименее несчастными».

2. Проблемы промышленного переворота во Франции

Большое влияние на социально-экономическое развитие Франции оказали революционные события конца ХVIII в., в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: решен аграрный вопрос, отменена цеховая система, введены экономические свободы. Наступившие затем времена Консульства и Первой империи в целом были периодом динамичного развития промышленности — хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, химической, что имело большое значение для последующего индустриального развития страны. Уже в конце ХVIII в. во Франции появились первые прядильные и паровые машины (английские). А в эпоху Первой империи сформировались необходимые условия промышленного переворота. Протекционистская политика Наполеона содействовала технологическому обновлению промышленности страны и росту экспорта. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, что во Франции привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию. В 1810 г. французская промышленность превысила уровень дореволюционного производства (1788 г.) на 50 %.

Вместе с тем промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии. Он носил затяжной и неравномерный характер. Зачатки машинного производства существовали во Франции еще до 1789 г., однако заметный прогресс в промышленности наметился лишь в 20-х гг. XIX в., а завершилась промышленная революция в 1860-х гг. Такое отставание имело ряд причин, коренившихся, прежде всего в особенностях исторического развития Франции. Если в политическом отношении Франция рано сложилась как единое централизованное государство, то в экономическом — долгое время оставалась разобщенной территорией, ее отдельные провинции вели автономную жизнь. По мнению Ф. Броделя, одной из главных причин подобной ситуации была слишком обширная территория страны. По этой причине все внутренние связи были затруднены: управление, технический прогресс, обмен. Не было и единого экономического центра: Париж и Лион боролись за первенство, и лишь в 1760-х гг. победу одержал Париж, став финансовым центром. Отсутствие тесных связей между регионами вело к неравномерности развития отдельных провинций. Франция пограничная, приморская была зоной активного развития капитализма, экономически развитой. Франция внутренняя — земледельческая, ведущая полунатуральное хозяйство — пребывала в застое. В результате к началу промышленного переворота в стране отсутствовал единый национальный рынок, и его дальнейшее формирование шло очень медленно.

В первые десятилетия XIX в. во Франции в целом отсутствовали стимулы для развития изобретательской мысли и создания механизированного производства. Французские промышленники с неохотой внедряли технические новшества, поскольку в этом не было необходимости (ткацкий станок Жаккарда был изобретен в 1808 г., а стал широко внедряться лишь в 40-х гг.). В этой связи во Франции преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство и экспорт товаров индивидуального спроса, в основном предметов роскоши: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, парфюмерии, галантереи и др. Эти предприятия, основанные на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, трудно поддавались механизации.

Технический прогресс сдерживала неэффективная система сельскохозяйственного производства. После революции ХVIII в. во Франции сложилось мелкое парцеллярного типа крестьянское землевладение, ограничивавшее развитие потребительского спроса и сохранявшее в деревне патриархальные порядки. В конечном счете, это порождало важную особенность французской экономики — узкий внутренний рынок.

Заметное влияние на экономическое развитие Франции оказывал политический фактор. Буржуазно-демократический строй утверждался здесь путем революций, что порождало нестабильность, вело к большому материальному ущербу. Прежде всего, негативную роль сыграла политика французских властей в конце ХVIII — начале XIX в. Крайним выражением политики протекционизма явилась континентальная блокада, введенная декретом 1806 г., согласно которому на территории Франции и зависимых от нее стран запрещалась торговля с Англией. В какой-то степени блокада способствовала росту французской промышленности, однако в целом экономика Франции испытывала трудности без английских промышленных изделий и сырья. Разрыв с Англией вызвал экономические кризисы в странах Европы, что привело к ограничению сбыта в них французских товаров. Блокада парализовала жизнь больших портовых городов Франции — Марселя, Тулона, Гавра. В итоге, политика Наполеона привела к огромным человеческим потерям, выплате контрибуции и территориальным уступкам.

В связи с отмеченными факторами в полную силу промышленный переворот во Франции развернулся лишь после Июльской революции, в 1830—40-х гг. Можно выделить два основных периода в его развитии: 1830—40-е и 1850—60-е гг. В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.

В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта. С середины 1830-х гг. в стране развернулось строительство крупных шелкоткацких фабрик. Успешно развивалось и французское сукноделие, на равных конкурировавшее с английским. С 1820-х гг. наметился сдвиг в развитии металлургии: начался переход на минеральное топливо, внедрялось пудлингование. За 30—40-е гг. XIX в. выпуск чугуна увеличился в 2 раза, выросла угледобыча. Однако в целом металлургическая отрасль развивалась медленно. В эти годы появились и первые машиностроительные предприятия. Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Особенно выделялись предприятия «Шнейдер-Крезо», с 1836 г. выпускавшие продукцию черной металлургии, вагоны, паровозы, различные машины.

Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации. Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. — вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта.

В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.

Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. В течение первой половины XIX в. урожайность зерновых культур повысилась на 50 %. Первое место по этому показателю заняла пшеница. Развивалось животноводство, особенно разведение мериносовых овец. Экономическая дифференциация сельского населения привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, прежде всего на севере страны. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы — парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции.

В целом для экономического развития Франции первой половины XIX в. характерны такие черты как относительная неразвитость фабричной промышленности, преобладание ремесленного и мануфактурного производства, ориентация предприятий главным образом на производство товаров индивидуального спроса, довольно слабое развитие тяжелой промышленности, мелкотоварный характер сельскохозяйственного производства, опережающие темпы роста денежного капитала. Такому экономическому развитию соответствовала и социальная структура французского общества, в котором главную роль играли не промышленники, а банкиры, финансисты. Они стремились к высокому учетному проценту, что сдерживало развитие производства. Основная часть населения — крестьянство — страдало от малоземелья, огромных государственных налогов. Уровень доходов крестьян был очень низким, почти треть хозяйств официально считалась неимущими.

Вместе с тем в середине XIX в. Франция занимала второе место в мире по промышленному производству после Англии, отличалась перспективным ростом банковской системы, особым размахом кредитно-финансовых операций. Захват Алжира в 1830 г. возвращало страну в число лидирующих колониальных держав.

Второй этап промышленной революции во Франции проходил в новой политической ситуации, в условиях режима Второй империи. Правительство Наполеона III для укрепления своего положения делало ставку на внешнеполитический фактор. Великодержавные планы бонапартистского режима были направлены на установление гегемонии Франции в Европе и расширение колониальных владений. Подобная агрессивная политика предполагала создание мощной тяжелой индустрии. В этой связи второй период промышленного переворота характеризовался быстрым ростом крупных предприятий, с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Особое внимание уделялось железнодорожному строительству: за 50—60-е гг. XIX в. железнодорожная сеть выросла более чем в 5 раз. При этом в этой сфере шел процесс концентрации предприятий: в 1857 г. почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.

В 1850-х гг. по всей стране развернулся процесс грюндерства (массового учредительства банковских акционерных обществ). В это время в стране была создана разветвленная кредитно-денежная система, учреждались различные торговые и промышленные банки. Так, в 1852 г. владельцы крупных сахарных заводов братья Перейра основали банк «Креди мобилье», основной целью которого было создание акционерных обществ и осуществление различных спекулятивных операций с акциями на бирже. Этот банк широко финансировал железнодорожное строительство и промышленность, а в 1882 г. разорился, поскольку большей частью входившие в него акционерные компании оказались фиктивными. В данный период возникли и другие крупные банки: в 1854 г. — «Общество поземельного кредита», в 1855 г. — «Национальная учетная контора», кредитовавшая внутреннюю и внешнюю торговлю, в 1863 — «Лионский кредит», занимавшийся аккумуляцией мелких капиталов и размещением во Франции зарубежных займов. Одновременно были созданы колониальные банки: Алжирский, Гваделупский, Гвианский.

Важное место в формировании кредитной системы занимала Парижская биржа, на которой продавались облигации, выпущенные французским правительством и правительствами других стран. Позже она стала функционировать как крупный международный финансовый центр. Видные представители Парижской биржи братья Перейра, Ротшильды, Мале контролировали всю экономику страны.

Вместе с тем и на данном этапе оставались нерешенными многие проблемы. Ручное производство играло еще большую роль. По уровню концентрации производства Франция отставала от Англии и Германии: в конце 1860-х гг. в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а в целом по стране — всего лишь 1,7. В промышленности Франции не было мощных гигантов, а металлургические заводы компании «Шнейдер-Крезо», каждый из которых насчитывал более 10 000 работников, были исключением. Легкая промышленность продолжала играть ведущую роль в производстве. В структуре промышленности по-прежнему преобладало производство модных товаров, рассчитанных на индивидуальный спрос. Темпы роста денежного капитала были наиболее высокими. Именно в это время во Франции стал формироваться слой так называемых рантье, людей, помещавших свои капиталы в ценные бумаги и живших на проценты от этих бумаг.

Прежняя ситуация сохранялась и в аграрном секторе: здесь продолжало господствовать малоэффективное мелкотоварное хозяйство. В связи с этим в 1880-х гг. Франция занимала 11-е место в мире по урожайности сельскохозяйственных культур. При этом страна располагала значительными посевными площадями и имела все возможности удовлетворить свои потребности в отечественном хлебе. По сравнению с другими странами низким был и уровень животноводства. Мелкоземелье по-прежнему было основной причиной бедности французского крестьянства и соответственно узости внутреннего рынка. Владельцы парцелл, не желая делить небольшие земельные участки, ограничивали число детей в семье, что негативно сказывалось на демографии страны и рынке труда.

В конце 1860-х гг. Франция не вышла за пределы аграрно-ин­дустриальной экономики: в сельском хозяйстве была занята почти половина населения страны, в промышленности — одна треть. Французский капитализм все более усиливал экспорт капитала по линии международных кредитов, страна превращалась в мирового ростовщика, постепенно теряя свои позиции в мировом промышленном производстве. В 1870 г. доля Франции здесь составляла лишь 10 %, по этому показателю она переместилась на третье место в мире.

3. Становление машинной индустрии в Германии

Развитие капитализма в германских землях сдерживалось господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы, раздробленностью, тормозившей складывание единого внутреннего рынка. В первой половине XIX в. Германия представляла собой преимущественно аграрную страну: три четверти населения проживало в деревне, занималось сельским хозяйством и домашним ремеслом. В этой связи промышленный переворот в Германии начался с большим опозданием. Заметное влияние на социально-экономическое развитие немецких земель оказали события во Франции и наполеоновские войны: был дан толчок модернизации.

Зарождение фабричной системы в Германии можно отнести к рубежу ХVIII—ХIХ вв., когда в Саксонии в 1782 г. была применена первая в германских землях механическая прялка, в 1785 г. сооружена первая паровая машина, а в 1796 г. в Силезии установлена первая доменная печь с использованием каменного угля. Однако промышленная революция в Германии развернулась лишь в 1830-х гг. В значительной степени этому содействовало таможенное объединение германских земель: в 1834 г. по инициативе Пруссии 18 крупных немецких государств образовали Таможенный союз на 8 лет. Впоследствии он расширялся и продлевался. Таможенный союз установил протекционистские тарифы на иностранные товары и защитил зарождавшуюся немецкую промышленность от английской конкуренции. Его создание знаменовало начало формирования хозяйственного единства страны.

В целом промышленный переворот в Германии прошел два основных периода: 1830—40-е и 1850—60-е гг. Переход к фабричному производству наиболее интенсивно шел в трех регионах: Рейнско-Вестфаль-ском, Силезском и Саксонском.

На первом этапе мощным толчком для индустриализации было появление хлопчатобумажной отрасли промышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе. Быстрыми темпами текстильная промышленность развивалась в Саксонии, с центром в Хемнице. В Силезии расширялось полотняное производство, в 1840-х гг. оно в основном механизировалось. В 1846 г. в Пруссии действовало 11 фабрик по производству льняной пряжи. Интенсивно шло развитие шелковой промышленности, традиционным центром которой был Крефельде (Северный Рейн-Вестфалия). В 1846 г. здесь насчитывалось до 8000 шелкоткацких станков. Изделия этих фабрик пользовались большим спросом на лейпцигских ярмарках. Большой прогресс был достигнут и в сукноделии, поскольку для прусской армии постоянно требовалось много сукна. Однако в текстильной промышленности Германии в первой половине XIX в. все еще преобладала рассеянная мануфактура: еще в 1846 г. только 4,5 % прядильных станков находилось на фабриках, остальные — у рабочих-надомников.

Значительные изменения происходили в тяжелой промышленности. Центром тяжелой индустрии стал быстро развивающийся Рейнско-Вестфальский промышленный район с его большими запасами угля и железной руды в долинах Рура и Саара (Пруссия). Там возникли центры горной и металлургической промышленности — Бохум и Эссен. В 1847 г. в Рурском угольном бассейне начала действовать первая домна, использовавшая кокс. Появление паровых машин, а также использование угля в металлургии содействовали быстрому росту спроса на каменный уголь. Добыча угля в Рурском бассейне в 1830—40-х гг. выросла в два раза. В Рейнско-Вестфальском промышленном регионе было сосредоточено 25 % всех рабочих Пруссии.

Индустриальное развитие Германии было тесно связано с использованием иностранных, особенно английских, машин. Например, ввозилось довольно большое количество английских паровых машин. В 30-х гг. XIX в. в Пруссии были заложены основы отечественного машиностроения. Немецкими изобретателями было создано немало машин, например, первая практически пригодная полиграфическая плоскопечатная машина (1810), камнеточильная машина (1835), набивной станок в текстильной промышленности (1836). Крупнейшим центром машиностроения стал Берлин, где производились паровые машины и локомотивы.

Как известно, в развитии Пруссии большое значение имел военный фактор. В этой связи следует отметить довольно высокую степень милитаризации прусской экономики. Крупнейшим предпринимателем в военной сфере был А. Крупп, начавший отливать стальные пушки. Уже на первой Всемирной выставке (Лондон, 1851) он демонстрировал свои пушки, показав превосходство над всеми странами по производству самого крупного слитка тигельной стали.

Развитие промышленности требовало модернизации транспортной системы германских земель. В этой связи особую роль сыграло железнодорожное строительство. По сути, оно стало материальной основой для начала масштабного промышленного переворота, а также экономического и политического объединения страны. Первая железная дорога Нюрнберг — Фюрт открылась в 1835 г., затем последовали линии Берлин — Потсдам, Лейпциг — Дрезден. В 1841 г. на берлинском машиностроительном заводе предпринимателя А. Борзига был построен первый немецкий локомотив. Этот завод стал главным производителем паровозов в Германии. Затем в 1840-х гг. было построено еще два предприятия по производству локомотивов: в Касселе и Хемнице. Однако продукция отечественных предприятий была слабо представлена на железных дорогах страны, в это время еще преобладали английские паровозы и вагоны. Строительство железных дорог стимулировало развитие торговли, горной промышленности, ускоряло рост тяжелой индустрии. Негативной стороной было следствие государственной раздробленности: каждое германское государство строило железные дороги в своих пределах, не соединяя их в единую транспортную сеть, что затрудняло формирование единого национального рынка.

По инициативе и на средства Пруссии строились шоссейные дороги. Несмотря на то, что в немецких землях имелись судоходные реки и выход в море, водный транспорт здесь был слабо развит: в первой половине XIX в. в Германии не было ни флота, ни гаваней, немецкое мореплавание находилось в зачаточном состоянии. Морская торговля шла с помощью иностранных судов. Однако и здесь наметились сдвиги: с 1822 г. появились пароходы на Рейне.

События Французской революции и наполеоновские войны повлияли на развитие в германских землях сельского хозяйства. В левобережных районах Рейна, которые в 1801 г. отошли к Франции, были ликвидированы феодальные повинности крестьян и привилегии помещиков. В Пруссии преобразования произошли так же после ее поражения в 1806 г. в войне с Францией. В 1807 г. здесь была отменена личная зависимость крестьян (поземельная оставалась), а также разрешена свободная покупка и продажа земли. По закону 1811 г. крестьяне получили возможность стать собственниками земли ценой выкупа (25-ти кратная сумма годовых рентных платежей, либо уступка помещику не менее трети своего надела). Кроме того, правительство провело налоговую реформу, согласно которой и дворянство было обложено небольшим косвенным налогом, осуществило секуляризацию церковного землевладения, отменило старые цеховые привилегии.

По закону 1821 г. в Пруссии упразднялась крестьянская община (марка). Юнкеры (помещики) воспользовались этим законом для захвата общинных земель и пастбищ. Наконец, 2 марта 1850 г. был принят закон «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами». Закон отменял все остатки феодальной зависимости крестьян и завершал их освобождение на основе выкупа. Размер выкупных платежей сокращался, отменялись некоторые повинности. Для проведения выкупных операций создавались рентные банки, принимавшие выкупные суммы в рассрочку. Банки выплачивали помещикам всю сумму выкупа сразу, что способствовало быстрой модернизации поместий, превращению их в капиталистические хозяйства.

В результате реформ земельные владения юнкерства увеличились, произошла концентрация земель в руках крупных землевладельцев. А с другой стороны, шел процесс расслоения крестьян: появлялись «батраки с наделами» и небольшой слой гроссбауэров (фермеров). При подобном реформировании феодальные отношения в аграрной сфере не ликвидировались сразу, а медленно преобразовывались в капиталистические. Полуфеодальные элементы в таком случае надолго сохранялись в аграрных отношениях, что было особенно мучительно для большинства крестьян. Такой вариант развития капитализма в сельском хозяйстве получил название «прусского пути».

Аграрные реформы в Германии первой половины XIX в. способствовали приспособлению аграрных отношений к требованиям растущего капиталистического производства и рынка. Они содействовали переходу от феодально-крепостнического к юнкерско-капиталистическому хозяйству. «Прусский путь» развития капитализма в земледелии наблюдался и в нижнесаксонских землях (простирались от Шлезвиг-Гольштейна через Ганновер, Вестфалию, Ольденбург, до Брауншвейга), где было много гросcбауэ­ров. В Баварии (здесь преобладали хозяйства середняков) и в юго-западной части (левый берег Рейна) аграрные отношения давно развивались по капиталистическому пути, сходному с французским вариантом. Процесс капиталистического преобразования аграрного сектора сопровождался его техническим перевооружением, улучшением агрикультуры.

Промышленный переворот в Германии способствовал быстрому росту числа рабочих и складыванию промышленного пролетариата. Однако основную часть рабочих еще составляли ремесленники, рабочие мануфактур, надомники. Важной особенностью развития капитализма в Германии была большая, чем в других странах эксплуатация рабочих, особенно в сельской домашней промышленности. Последнее было связано с «прусским путем» развития капитализма в сельском хозяйстве. Быстро шло и формирование буржуазного слоя. Аграрные реформы вели к пополнению рядов землевладельцев представителями буржуазии, что создавало почву для сближения социальных позиций дворянства и буржуазии, и открывало возможности для политического компромисса между этими классами.

В целом до середины XIX в. промышленный переворот в Германии не вышел за рамки начальной стадии. К середине XIX в. здесь ремесло и мануфактурная промышленность еще преобладали над фабричным производством. Сказывалась общая отсталость, выражавшаяся в политической раздробленности, экономической разобщенности отдельных районов, а также в сохранении пережитков феодализма в городе и деревне. Перестройка Германии на буржуазный лад происходила в этот период путем постепенных реформ.

Индустриализация в Германии развернулась лишь после революции 1848 г. Последняя не привела к полной ликвидации феодальных пережитков и политической раздробленности, однако способствовала быстрому развитию капитализма и процессу индустриализации. 1850—60-е гг. стали завершающим периодом промышленного переворота.

Важнейшей предпосылкой быстрой индустриализации были аграрные преобразования, проведенные после революции 1848 г., и в первую очередь уже упомянутый закон 2 марта 1850 г. В результате его действия размеры дворянских хозяйств еще более увеличились: в конце 1850-х гг. прусскому дворянству принадлежало уже более 50 % всей земельной площади. Таким образом, в стране складывалась система крупного землевладения: в Восточной Пруссии юнкерские хозяйства размером в 100 га составляли более 1/3 используемых земель, а в Померании — более 1/2. В других германских государствах — Вюртемберге, Бадене, Гессене, Саксонии — в начале 1850-х гг. тоже были проведены аграрные реформы, устранившие прежнюю систему зависимости. В целом решение аграрного вопроса сыграло ключевую роль в развитии индустриализации в Германии.

Другой важной предпосылкой стремительного промышленного развития было преодоление таможенной раздробленности в результате деятельности Таможенного союза, который обеспечивал своим членам невысокие вывозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот.

Поздняя индустриализация имела преимущества: была проведена на основе собственного машиностроения, в Германии сразу стали создаваться крупные машиностроительные заводы, новые немецкие фабрики оснащались современным оборудованием. Более поздний, чем в других западных странах, переворот проходил стремительно: за 1850-е гг. прирост промышленной продукции превысил 100 %, за 1860-е гг. — 150 %. При этом основу роста промышленного производства составляли успехи машиностроения. В целом тяжелая промышленность стала определять экономический рост и темпы индустриализации. В 1870 г. Германия выплавляла стали в 2раза больше, чем Франция, и догнала Англию.

Большую роль в индустриализации Германии играли военные заказы: Пруссия стремилась объединить Германию «железом и кровью», а также готовилась к борьбе против соседних европейских государств за «жизненное пространство». Огромное значение имело и железнодорожное строительство. За 1851—1870-е гг. протяженность железнодорожной сети увеличилась более чем в 3 раза. Причем многие железные дороги сразу становились государственными предприятиями: в 1871 г. государству принадлежало 46 % железных дорог страны. Государство финансировало железнодорожное строительство по военным соображениям. В это время государственный сектор занимал сильные позиции во многих отраслях тяжелой промышленности, особенно в военном производстве.

В данный период очень остро стояла проблема мобилизации капиталов. Одним из источников финансирования экономики Германии стали выкупные платежи. Средством привлечения капиталов служила и внешняя торговля хлебом, картофельным спиртом, свекольным сахаром, шерстью. В 1850—60-х гг. Германию охватила «учредительская горячка» — грюндерство (массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний). В эти годы были заложены основы немецкой кредитной системы. Важную роль играли иностранные капиталы, привлекаемые в промышленность Рейнской области из Англии, Франции и др.

В 1857 г. была проведена унификация монетного обращения и весовых систем по всей стране. Были заложены основы для формирования единой денежной единицы Германии, утвердилась общая немецкая монета талер. В 1869 г. был введен Общеторговый устав, а также Промысловый закон, по которому в стране отменялась цеховая система. Все эти мероприятия способствовали расширению внутреннего рынка, создавали объективные условия для объединения германских земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: