Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук (отраслей педагогики).
Педагогическая наука (отрасль) | ||
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА – базовая научная отрасль, изучает общее, что присуще функционированию и развитию образования на всех уровнях и всех типах образовательных учреждений и процессов | ||
1. Общие основы педагогики | сущность, закономерности образования являющимися общими для всех возрастных групп и разнообразных образовательных учреждений | |
2. Дидактика (теория обучения) | обучение на общем уровне, без относительно к преподаванию конкретных учебных предметов | |
3. Теория воспитания | процесс воспитания, его основные характеристики, деятельность педагога - воспитателя (классного руководителя, педагога дополнительного образования и т.п.), процесс формирования личности и коллектива | |
4. Управление образовательными системами | процесс управления образовательными системами, прежде всего образовательных учреждений, деятельность руководителя образовательного учреждения | |
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - конкретизирует внимание на особенностях действия общих психологических и педагогических закономерностях в определенные возрастные периоды и на особенностях подходов в условиях работы с человеком в разные возрастные периоды | ||
1. Дошкольная педагогика | процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста | |
2. Школьная педагогика | учебно – воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях. (Педагогика начальной школы, педагогика средней школы). | |
3. Профессиональная педагогика | учебно – воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования, подготовки представителей различных профессий. (Педагогика высшей школы, педагогика начального и среднего проф. образования) | |
4. Педагогика образования взрослых | формы и способы образования взрослых. Андрогогика – работа с пожилыми людьми. | |
КОРРЕКЦИОННАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПЕДАГОГИКА– проблемыобучения и воспитания лиц с психическими и физическими особеннастями | ||
1. Сурдопедагогика | обучение и воспитание глухих и слабослышащих людей | |
2. Тифлопедагогика | обучение и воспитание слепых и слабовидящих людей | |
3. Олигофренопедагогика | обучение и воспитание умственно отсталых людей и с задержкой развития | |
4. Логопедия | Обучениеи воспитание людей с нарушением речи | |
5. Тифлосурдопедагогика | обучение и воспитание слепоглухих | |
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ | ||
Методика преподавания истории (ИЗО, русского языка, и т. п.) | предметные дидактики, специфика преподавания отдельных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений | |
ОТРАСЛЕВАЯ ПЕДАГОГИКА – изучают общее и специфическое в педагогическом процессе, с учетом ориентации на конкретную трудовую и профессиональную сферу деятельности. Занимается вопросами повышения квалификации и переподготовки работников | ||
1.Военная педагогика | обучение и воспитание военнослужащих в основном военных учебных заведениях | |
2. Спортивная педагогика | подготовка спортсменов, тренеров | |
3.Производственная педагогика | вопросы непрерывного образования, обучение, переподготовка, повышение квалификации кадров | |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ – возникли на стыке и интеграции с другими науками | ||
1. История педагогики и образования | развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи | |
2. Этнопедагогика | традиционные методы, формы, содержание, средства народной педагогики | |
3. Социальная педагогика | социальное развитие личности, управления группой людей с учетом влияния факторов среды, социальное воспитание человека | |
4. Сравнительная педагогика | образовательные и воспитательные системы в различных странах мира, их сравнительный анализ | |
ДРУГИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ||
1. Семейная педагогика | процесс формирования личности в семье | |
2. Пенитенциарная педагогика | процесс воспитания правонарушителей | |
3.Конфессиональная педагогика | исследует процесс воспитания и обучения в религиозных образовательных учреждениях. Вопросы проблемы религиозного воспитания, духовно - нравственного воспитания и воспитания веротерпимости | |