1. Методы и приемы обучения
История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).
Методы обучения - это пути, способы достижения определенной
дидактической цели.
Методы определяются способами работы учителя (способы преподавания) и способами познавательной деятельности учащихся (способы
учения). Например, на уроке учитель объясняет новый материал - используется метод объяснения; учащиеся выполняют письменное задание – используется метод упражнений.
Метод включает в себя приемы. В дидактике существуют несколько подходов к определению понятия «прием».
Первый подход.
Каждый метод обучения складывается из отдельных частей т.е. приемов. Метод решает основную задачу, цель. Прием решает задачу отдельной части метода. Прим решает конкретные задачи ведущие к достижению основной цели, задачи.
Например, на уроке демонстрируется документальный фильм, используется метод демонстрация. Метод демонстрация состоит из следующих приемов:
1.Сообщение цели просмотра фильма. Указываются основные вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра.
2. Коллективный просмотр фильма.
3. Обсуждение просмотренного, дискуссия.
4. Выполнение творческих заданий. Например, задание «стоп – кадр». Выбрать фрагмент из фильма, который отражает главную идею фильма.
5. Обобщение, выводы по просмотренному.
Второй подход.
Прием обучения часть общего метода, отдельное действие, способствующее совершенствованию, улучшению данного метода. Прием – дополнительный способ усиливающий эффективность метода.
Например на уроке изучается предмет (полезное ископаемое - уголь, исторический документ и др.), через его демонстрацию. Предмет может находиться только в руках учителя, а так же этот предмет (его копия, макет) может быть роздан всем ученикам. Метод демонстрации протекает эффективнее если использовать прием - раздачу предмета всем ученикам.