Организационно-экономическая характеристика субъектов рынка и зоны их деятельности

Организационно-экономическая характеристика субъектов рынка предполагает последовательное комплексное рассмотрение следующих вопросов:

· история создания субъекта;

· форма собственности;

· характеристика зоны деятельности субъекта рынка (предприятий и организаций), которая включает экономико-географическую характеристику региона (района), описание численности и структуры обслуживаемого населения, занимаемой доли рынка в торговом обслуживании населения;

· организационная структура предприятия и организации;

· кадровый потенциал;

· краткая характеристика и критическая оценка состояния материально-технической базы;

· анализ основных финансово-экономических показателей деятельности субъекта рынка и факторов, повлиявших на их динамику;

· оценка конкурентоспособности субъекта рынка.

Сведения о численном составе жителей отдельных населенных пунктов требуются при планировании размещения предприятий торговли и общественного питания, расчете потребности в товарах.

Работникам коммерческой службы нужны данные о половозрастном составе населения для обоснованного составления заказов по внутригрупповому ассортименту на многие товары (швейные и трикотажные изделия, обувь, головные уборы и др.).

Спрос покупателей зависит от социального состава населения. Изменение этого состава не только отражается на общем объеме розничного товарооборота, но и обуславливает существенные сдвиги в его структуре.

Цифровой материал по данным показателям может быть представлен в табл.1.

Организационная структура управления в потребительской кооперации отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером ее деятельности. Структуру аппарата управления предприятия следует схематично представить на рисунке.

Особое внимание нужно уделить функциям и построению коммерческой службы. На уровне Белкоопсоюза и облпотребсоюзов функции коммерческого характера выполняют управления торговли, в райпо и на оптовой базе — торговый отдел.

Коммерческая служба предприятий и организаций изучает спрос на товары в зоне своей деятельности, составляет расчеты потребности в товарах, осуществляет поиск и выбор поставщиков товаров, участвует в разработке договоров поставки, заключает договора, проверяет соблюдение правил торговли и др.

Таблица 1. Изменение численности обслуживаемого населения
__________________ за ________гг.

(предприятие)

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+,-) или темп роста
     
1. Всего населения в районе тыс. чел        
В том числе обслуживаемого потребительской кооперацией тыс. чел        
Из них          
мужчин тыс. чел        
женщин тыс. чел        
детей тыс. чел        
2. Удельный вес населения, обслуживаемого потребительской кооперацией %        

Анализ кадрового потенциала работников предприятия позволяет дать его качественную оценку (табл. 2).

Таблица 2. Качественный состав работников аппарата управления
__________________ за _____ гг.

(предприятие)

Показатели Ед. изм. Год Отклонение (+, -) или темп роста
     
1. Всего работников аппарата управления чел.        
В том числе имеющих образование          
высшее чел.        
среднее специальное чел.        
среднее чел.        
2. Удельный вес работников, имеющих высшее образование %        

Данные о розничном товарообороте предприятия, организации, а также удельный вес этого показателя в общем товарообороте всех торгующих систем района позволят проанализировать долю рынка, занимаемую ими в районе деятельности (табл. 3).

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.

Данные по структуре розничной торговой сети можно представить в виде табл. 4.

Данные по типизации и специализации розничной торговой сети исследуемого субъекта рынка рекомендуется представить в виде таблиц 5,6с учетом действующей номенклатуры в динамике за три года.

Таблица 3. Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией
в общем товарообороте _____________ района за ______ гг.

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+, -) или темп роста
     
1. Общий товарооборот всех торгующих систем района млн р.        
2. Розничный товарооборот предприятий потребкооперации млн р.        
3. Удельный вес товарооборота потребкооперации в общем товарообороте района %        

Таблица 4. Структура розничной торговой сети _______________за _____ гг.

(предприятие)

Показатели Количество, единиц в году Торговая площадь, м2 в году Отклонение (+,-)
            по количеству, ед. по торговой площади, м2
1. Всего розничных торговых предприятий                
В том числе:                
1.1. Стационарной торговли:                
магазинов                
мелкорозничной сети                
1.2. Передвижной торговли (автомагазинов)                
1.3. Лавок на дому                
2. Удельный вес магазинов, %                

Таблица 5. Типы магазинов _______________ райпо на 01.01.___г.

(предприятие)

Тип магазина Количество Торговая площадь Товарооборот
ед. % м2 % сумма, млн р. %
1. Универмаг            
и т. д.            

Таблица 6. Специализация магазинов___________________ за 01.01. __ г.

(предприятие)

Показатели Количество Торговая площадь
единиц % м2 %
1. Всего магазинов        
2. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров        
3. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров        

Характеристику оптовой базы следует начать с анализа состояния складского хозяйства (табл. 7).

Таблица 7. Наличие складов _________________ на 01.01.____ гг.

(предприятие)

Наименование склада Оптово-складской оборот за прошлый год Складская площадь Складской объем
сумма, млн р. уд. вес в общем объеме, % м2 уд вес в общей складской площади, % м3 уд вес в общем складском объеме, %
             

Уровень материально-технической базы торговли во многом зависит от наличия торгово-технологического оборудования, которое позволяет повысить уровень механизации торговых процессов. Поэтому необходимо представить данные о наличии используемого оборудования на складах оптовой базы (немеханическое и подъемно-транспортное оборудование) и розничных торговых предприятиях (торговая мебель, весоизмерительное оборудование, контрольно-кассовые аппараты, фасовочное оборудование, тара-оборудование и т. д.). Данные нужно представить по форме табл. 8.

Таблица 8. Наличие торгово-технологического оборудования
на ___________________ на 01.01.___г.

(предприятие)

Наименование оборудования Количество, ед.
1. Немеханическое, всего  
2. Подъемно-транспортное, всего  

Любой субъект рынка, независимо от его мощности, сферы деятельности, доходности, — это сложная система, которая взаимодействует с конкурентной средой.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятий используется система показателей (таблицы 9-11).

Таблица 9. Динамика экономических показателей деятельности
_______________ за период _______гг.

(предприятие)

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+; -) или темп роста  
       
1. Розничный товарооборот:            
в действующих ценах            
в сопоставимых ценах            
2. Товарные запасы:          
в сумме          
в днях          
3. Товарооборачиваемость:          
4. Валовой доход          
в сумме          
в % к товарообороту          
5. Издержки обращения:          
в сумме          
в % к товарообороту          
6. Прибыль от реализации:          
в сумме          
в % к товарообороту          
7. Численность работников          
8. Производительность труда          
9. Индекс цен          

Таблица 10. Динамика экономических показателей оптовой базы за ______ гг.

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+, -) или темп роста
     
1. Оптовый товарооборот, всего          
В том числе:          
складской          
транзитный          
2. Удельный вес оптово-складского товарооборота          
3. Издержки:          
в сумме          
в % к товарообороту          

Окончание табл.10

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+, -) или темп роста  
       
4. Прибыль от реализации:            
в сумме            
в % к товарообороту            
5. Товарные запасы:            
в сумме            
в днях            
6. Товарооборачиваемость            
7. Оптово-складской товарооборот на 1 м2 складской площади          
8. Товарные запасы на 1 м2 складской площади          
9. Численность работников базы, всего          
В том числе складских работников          
10. Производительность труда складских работников          

Таблица 11. Анализ эффективности использования основных фондов
__________________ за _____ гг.

(предприятие)

Показатели Ед. измер. Год Отклонение (+,) или темп роста
     
1. Основные фонды, всего          
2. В том числе машины и оборудование          
3. Численность работников          
4. Товарооборот          
5. Прибыль          
6. Фондоемкость          
7. Фондоотдача          
8. Фондовооруженность          
9. Рентабельность основных фондов          

С целью повышения конкурентоспособности предприятий торговли потребительской кооперации специалистам-коммерсантам целесообразно проводить систематический анализ состояния коммерческой работы предприятий и организаций потребкооперации. В условиях конкуренции торговые предприятия должны ориентироваться на такой уровень коммерческой деятельности, который позволил бы им удержать стабильную долю рынка.

Конкурентоспособность торгового предприятия необходимо оценить по следующим показателям: темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах, уровень рентабельности, коэффициент финансовой устойчивости в сопоставлении со средними показателями по торговой отрасли потребительской кооперации.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

4.1. Коммерческая деятельность по выбору партнеров
и каналов продвижения товаров на рынок
(по материалам торгового предприятия или организации)

Введение.

1. Сущность процесса товародвижения и направления его совершенствования в современных условиях развития экономики Республики Беларусь.

1.1. Природа, цели и каналы товародвижения, его коммерческие основы.

1.2. Основные направления совершенствования товародвижения в современных условиях хозяйствования.

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия и условия его функционирования.

3. Анализ сложившейся системы товародвижения... товаров на торговом предприятии.

3.1. Товарные источники и система взаимоотношений предприятия с участниками процесса товародвижения.

3.2. Факторы, влияющие на выбор партнеров и каналов продвижения товаров на торговом предприятии.

3.3. Оценка эффективности товародвижения и пути его рационализации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Глава 1 дипломной работы является теоретической, и в ней на основе изучения соответствующих литературных источников следует раскрыть сущность процесса товародвижения, его технологический и коммерческий аспекты; показать возможные каналы и участников товародвижения; раскрыть сущность жесткой и гибкой схем товародвижения с учетом существующей системы планирования производства и распределения товарных ресурсов.

В параграфе 1.2 должны быть определены цели рациональной организации товародвижения, критерии и основные направления совершенствования этого процесса, которые теоретически возможны в условиях перехода к рыночной экономике.

Глава 2 имеет аналитический характер и предполагает:

· характеристику района деятельности исследуемого предприятия, его инфраструктуры;

· организационно-экономическую характеристику торгового предприятия (организации) по его основным экономическим показателям (формы таблиц 1-11).

Глава 3 также является аналитической. При этом отправной точкой исследования должно быть понимание того, что от уровня организации товародвижения как основного процесса торговли зависит конкурентоспособность изучаемого предприятия, а вся коммерческая работа, связанная с выбором путей товародвижения и партнеров-поставщиков, оказывает решающее влияние на рентабельность.

Исследование предполагает объективный глубокий анализ сложившихся схем товародвижения за определенный период времени, включающий изучение:

· товарных источников, объемов и ассортимента поставок (по избранным товарам);

· сложившихся схем поступления квотируемых и децентрализованно закупаемых товаров;

· звенности товародвижения и роли опта;

· факторов, которые влияют на скорость и издержки товародвижения.

К числу факторов, влияние которых целесообразно оценить, следует отнести следующие:

· производственные (размещение производства товаров; степень его специализации; влияние сезонности производства и потребления отдельных товаров);

· транспортные (наличие и состояние дорог, связывающих предприятие с его поставщиками и покупателями; наличие и уровень транспортных средств, обеспечивающих товародвижение; существующие системы транспортирования, их технологический уровень);

· торговые (зависимость схем товародвижения от объемов и структуры товарооборота торговых предприятий и его клиентуры; характер и свойства продвигаемого на рынок товара; размещение оптовой и розничной сети, ее специализация; устройство и оснащенность складов и магазинов; используемые методы обслуживания; уровень подготовки кадров, организующих товародвижение).

Особое внимание в дипломной работе должно быть уделено вопросам эффективности товародвижения. Основным резервом увеличения прибыли предприятия является формирование оптимальных валовых доходов и сокращение издержек обращения за счет рационализации товародвижения. Поэтому необходим анализ статей издержек обращения, имеющих непосредственное отношение к тому, на каком уровне организовано товародвижение, а также оценка возможных уровней валовых доходов с учетом различных вариантов схем товародвижения.

Заключительным этапом дипломной работы является разработка ее автором рекомендаций по рационализации товародвижения.

В процессе проведения исследования могут быть использованы формы аналитических таблиц 12-19 и рис. 1.

Таблица 12. Схемы продвижения товаров в магазины _____________ за ___г.

(предприятие)

Наименование товаров Ед. измер. Объем поставки
с промышленных предприятий с оптовых баз от других посредников

Таблица 13. Источники формирования товарных ресурсов
___________________________ за ____ г.

(предприятие)

Наименование товаров Ед. измер. Поступление, всего В том числе
централизованные источники децентрализованный закуп
сумма уд вес, % сумма уд вес, %
             

Таблица 14. Поставщики __________________________ в ______ г.
(предприятие)

с учетом их роли в товародвижении и
принадлежности к системе

Наименование товаров Объемы поставок млн р.
всего в том числе
изготовителями товаров государственными оптовыми посредниками кооперативными оптовыми посредниками частными фирмами
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
                   

Таблица 15. География поставщиков_____________________ в ____ г.

(предприятие)

Области Ассортимент поставляемых товаров Объем поставки, млн р. Уд. вес региона в поставках, %

Таблица 16. Распределение торговых надбавок по звеньям товародвижения на ___________________________ на ______ г.

(предприятие)

  Размер надбавки, %
  межрайбазе районному опту райпо
1. Централизованная доставка товаров в розничную сеть      
2. Поставка товаров на распределительные склады и оптовые базы райпо      
3. Децентрализованная доставка товаров в розничную сеть      
4. Транзитная отгрузка товаров без участия в расчетах опта      

Таблица 17. Поступление товаров на ________________________________

(предприятие)

в разрезе поставщиков за ______ гг.

Наименование поставщиков Год
     
сумма, млн р. уд вес, % сумма, млн р. уд вес, % сумма, млн р. уд вес, %
             

Таблица 18. Характеристика состояния розничной
торговой сети_____________ с точки зрения ее влияния

(предприятие)

на эффективность товародвижения

Показатели Значение показа гелей
1. Тип торгового объекта, его специализация  
2. Расстояние от районного центра (РЦ), км  
3. Расстояние от межрайбазы, км  
4. Метод продажи  
5. Наличие разгрузочных площадок, ед.  
6. Оснащенность подъемно-транспортным и другим технологическим оборудованием, количество единиц по видам  
7. Объем товарооборота, млн р.  
8. Общая площадь, м2  
9. Торговая площадь, м2  

Таблица 19. Анализ издержек обращения_____________________________

(предприятие)

в разрезе основных статей, связанных с расходами
по товародвижению

Статьи расходов Год
     
сумма издержек, млн р. уд вес в общей структуре издержек, % уровень в товарообороте, % сумма издержек, млн р. уд вес в общей структуре издержек, % уровень в товарообороте, % сумма издержек, млн р. уд вес в общей структуре издержек, % уровень в товарообороте, %
1. Транспортные расходы                  
2. Уплата процентов за кредит                  
3. Расходы на аренду                  
4. Расходы на хранение товаров                  
5. Расходы на рекламу                  
6. Расходы и потери по таре                  
7. Расходы на оплату труда                  
8. Другие расходы                  
Итого                  
1-й вариант: Изготовитель % Межрайбаза % Райпо
 
2-й вариант: Изготовитель % Межрайбаза % Районный опт % Райпо
 
3-й вариант: Изготовитель % Межрайбаза % Райпо
 
4-й вариант: Изготовитель % Межрайбаза % Райпо
                     

Рис 1. Распределение торговых надбавок при альтернативных
вариантах доставки товаров на ______________________________

(предприятие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: