При подготовке к данному занятию проштудируйте по учебнику и лекциям материал по истории открытия и изучения витаминов, их номенклатуре, классификации, нарушениям баланса витаминов. При изучении отдельных витаминов в целях систематизации ваших знаний о них попытайтесь запоминать информацию в следующем порядке: все названия витамина, химическая структура, источники, суточная потребность, биологическая роль и исходя из нее признаки гипо- и авитаминоза.
Для того чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания.
№ №
| Задание
| Указания к выполнению задания
|
|
|
|
1.
| Прочитайте историю открытия витаминов.
| I. Перечислите пищевые вещества, которые считались необходимыми для питания в конце ХIХ столетия.
2. Ознакомьтесь, в чем заключались опыты Н.И. Лунина, Эйкмана, эксперименты К.Функа, заслуги Н.Д.Зелинского, A.M. Баха, В.А. Палладина, П. Сосина.
|
2.
| Восстановите в памяти номенклатуру, классификацию витаминов и виды нарушении баланса витаминов в организме.
| 1. Охарактеризуйте понятие гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз.
2. В чем отличие между первичным и вторичным гиповитаминозом.
3. Дайте понятие об антивитаминах и приведите их классификацию. Как применяются витамины в медицине? Приведите примеры.
4. Перечислите основные группы состояний и заболеваний, приводящие ко вторичному гиповитаминозу:
а) б) в) г) д) е)
5. Напишите основные общие (неспецифические) проявления (признаки) гипо- и авитаминозов: а) б) в) г)
6. Перечислите, какие три принципа лежат в основе номенклатуры витаминов: а) б) в)
7. Представьте схематически полную классификацию витаминов и распределите по отдельным группам все известные вам витамины.
|
3.
| Изучите витаминоподобные вещества
| 1. В чем отличие витаминов и витаминоподобных веществ?
2. Дайте характеристику (структура, биороль) липоевой кислоте, холину, инозиту, витамину U.
|
4.
| Изучите жирорастворимые витамины А, Д, Е, К, β-каротин
| 1.Начертите в тетради и заполните таблицу:
Витамин: А Д Е К
|
Другие названия
|
|
Структура
|
|
Специфические признаки
авитаминоза
|
|
Биологическая роль
(кратко сформулируйте)
|
|
Активная форма
(известны – неизвестны)
|
|
Суточная потребность
|
|
Основные пищевые источники
|
|
Проявления гипервитаминоза
|
|
2. Напишите реакцию образования ретинола из β-каротина. Изобразите в виде схемы молекулярный механизм фотохимического акта зрения. Охарактеризуйте влияние витамина А на деление эпителиальных клеток. Напишите структуры активных форм витамина А ретиналя и ретиноевой кислоты.
3. Напишите фотохимическую реакцию образования витаминов Д2 и Д3 из соответствующих предшественников, а также формулу активной формы витамина Д3 -1,25-диоксихолекальциферола. Как образуется активный метаболит витамина Д? Объясните гормоноподобный механизм влияния кальцийтриола на фосфорно-кальциевый обмен. Перечислите основные проявления рахита у детей.
|
4. Охарактеризуйте роль витамина К в процессах свертывания крови.
5. Напишите схему реакции взаимодействия α-токоферола с пероксидным радикалом ненасыщенной жирной кислоты.
6. Напишите формулы ненасыщенных жирных кислот – линолевой, линоленовой, арахидоновой. Особенности строения жирных кислот семейств ω-3 и ω-6. Биологическая роль полиненасыщенных жирных кислот.
|
5.
| Изучите водорастворимые витамины – аскорбиновую кислоту и витамин Р.
| 1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу:
|
Витамин
| Витамин С Витамин Р
|
Другие названия
|
|
Специфические названия авитаминоза (если он есть)
|
|
Суточная потребность
|
|
Основные пищевые источники
|
|
2. Напишите реакцию окислительно-восстановительных превращений аскорбиновой кислоты. Опишите биороль аскорбиновой кислоты – участие в биосинтезе коллагена, обмене ароматических аминокислот, синтезе гормонов надпочечников, обмене железа.
3. Напишите формулы рутина и кверцетина. Опишите биологическую роль витамина проницаемости.
|
| | | | | |