Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение, что общество «продавливает» в личности независимо от ее желания то, что обществу необходимо? А может быть, правы те, кто считает, что личность выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде?
Попробуем ответить на вопрос, обусловливает пи общество личность, ее поведение, нормы, и как обусловливает.
Филипп Зимбардо, известный американский исследователь, является автором знаменитого в социологии и социальной психологии «тюремного эксперимента». Однажды в газете г. Стэнфорда, в котором расположен один из лучших американских университетов, появилось объявление: «Для психологического исследования тюремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы — 1—2 недели, плата — 15 долларов в день». С помощью тестов были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие преступного прошлого, не имеющие ни пристрастия к наркотикам, ни психологических отклонений. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, доставила «заключенных» в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относится к делу серьезно, поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных».
В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, молодые люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвав с себя тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. «Тюремщики» применили силу, зачинщики были брошены в карцер. Это разобщило «заключенных» и сплотило «тюремщиков». Роли стали исполняться всерьез. «Заключенные» почувствовали себя одинокими, угнетенными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» на пятый день эксперимента швырнул тарелку с сосисками в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест», — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были морально травмированы. Обобщая свои эксперименты, Зимбардо заявил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внешних социальных
условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», «черты личности», «сила воли»*.
Результаты этого оригинального и в чем-то даже печального (хороших парней удалось так быстро превратить в озлобленную массу, конфликтующую по всем законам традиционной тюрьмы) эксперимента многозначны. Но бросается в глаза, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции (как следует вести себя тюремщику и заключенному), иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение сторон. Благодаря чему же это произошло?
МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРНО-РОЛЕВОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ (ПРИНУЖДЕНИЯ) СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ |
Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функций личность должна обладать определенными способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами. Не каждая личность может рассчитывать на определенную социальную роль. Общество, в котором сложились элементы сословной организации (как в явной, так и неявной форме), может предъявить требования и относительно социального происхождения или национальности.
• Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли
социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного
статуса людей, имеющих определенные свойства, качества. (При
мер — эмоциональность представителей артистической среды.)
Отбор свойств, в свою очередь, может оказывать обратное воздей
ствие на саму трактовку данной социальной роли как нормы.
Офицерство в царской России формировалось в. подавляющем большинстве из представителей дворянства, поэтому аристократизм поведения, в том числе «рыцарство», становился нормой для социальной роли офицера, хотя функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходимой. После революции принцип отбора в офицерский корпус стал прямо противоположным (предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам), соответственно изменились и нормы офицерского поведения.
• В различных ситуациях принципы отбора могут уточняться,
особенно когда речь идет об отборе для выдвижения на престиж
ные статусы. Так, в условиях глубоких перемен общества требуются
люди прежде всего решительные, энергичные, способные идти на
обострение ситуации.
• Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углуб
ления качеств, которые позволили человеку занять ту или иную
* См. подробнее: Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент. В кн.: Практикум по социальной психологии, с. 296—321.
статусную позицию. Систематическое выполнение социальной роли совершенствует соответствующие качества личности, поскольку ситуации, в которых они реализуются, регулярно повторяются.
Предположим, молодой человек выбрал себе стезю ученого, хотя его способности могли быть применены в других областях деятельности, например государственного управления, Но, сделав свой выбор, он углубил в себе имено те качества и способности,1 которые нужны ученому. Через несколько лет потребность в самореализации станет для него важней, чем потребность в занятии определенной властной должности, постоянная неудовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать.
Механизм «вживания» в роль. Характер ролевой деятельности,
предуказания (профессиональные, нравственные), которые чело
век должен исполнять, социально-ролевые ситуации, которые еже
дневно повторяются, не только углубляют, но и могут формиро
вать определенные свойства, которых ранее не было, но которые
требуются в данной социальной позиции. -г,?..ад*
Вовлечение в определенную ролевую деятельность формирует и необходимые навыки, и нравственные качества, свойства и даже чувства, манеру поведения, предуказанные данным статусом: во-первых, сам исполнитель новой роли оказывается в ситуации, которая содействует активному принятию образцов нового ролевого поведения; во-вторых, социальная среда всячески внешне принуждает (посредством предуказания, поощрения, контроля) нового исполнителя роли к формированию необходимых качеств.
Рассмотрим первый из этих механизмов.
Человек в новом статусе оказывается включенным в определенную логику социальных взаимодействий: он вовлекается в выполнение определенных действий, несет ответственность, использует привилегии, полномочия. Тем самым формируются определенная (ролевая) мотивация, ролевые смыслы деятельности, которые довольно часто повторяются, приобретают устойчивость. Таким образом, индивид постепенно проникается новым для себя смыслом новой роли, осмысливает тонкости, подробности данной работы, которые открываются ему только в этой социальной позиции.
Неопытный «либерально» ориентированный начальник начинает осознавать свою ответственность за результаты деятельности коллектива, понимать, что люди не всегда склонны выполнять свои обязанности надлежащим образом. Это порождает у него (подчас неожиданно и для него, и для окружающих) определенную жесткость, прагматизм и т.д. Вчитываясь в новые нормы, которые еще недавно казались ненужными, вызывали отторжение, человек, как правило, начинает осваивать все аспекты ролевого стандарта — от должностных до неформальных. Еще вчера казавшаяся ненужной «солидная осанка» незаметно становится неотъемлемой чертой облика нового начальника, который прибегает к этому и другим
476
477
средствам утверждения престижа должности, поддерживая «дистанцию» с подчиненными.
Иными словами, сама логика ролевой деятельности, повторяющиеся мотивации создают смыслы, адекватные ролевым стандартам. «Мы чувствуем себя пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда сотрясаем кулаками. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает.верить в свои проповеди»*.
Механизм предписывания. Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, функционально и социокультурно предписывает личности тот стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.
Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и своеобразных пожеланий, ожиданий окружающих. В системе формализованных социальных институтов есть формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и строже контроль за его выполнением. (Мы также знаем, какой должна быть хорошая хозяйка, хотя в этом случае механизмы предписывания действуют лишь на неформальном уровне,)
Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний. Выполнение в полной мере этих предписаний обусловливает для личности достаточно высокую вероятность эффективного решения личных целей, повышает гарантии получения признания, материального вознаграждения, кадрового продвижения.
Каждый исполнитель той или иной социальной роли должен ясно осознавать, что условием его успеха на данной стезе является более или менее тщательное соблюдение ролевых предуказаний. И это касается не только инженера, военного, но и хозяйки, матери: признание, отношение к ней со стороны супруга, детей обусловлено не только эмоционально-психологическими, но и социально-ролевыми механизмами — насколько ее поведение в семье соответствует принятым образцам поведения хозяйки, матери в данной культуре, среде.
Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают) им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с
* Бергер П. Приглашение в социологию, с. 91. 478
определенными ролевыми нормами. Жесткость социального ролевого контроля зависит, в первую очередь, от следующих факторов:
• степень формализованное™ роли (военные, работники пра
воохранительных органов). Например, дружба всегда реали
зуется через неформализованные социальные роли, поэто
му и санкции здесь достаточно условны, кроме одной —
резкий разрыв связи;
• важность того или иного компонента ролевого поведения;
• престижность статуса: роль, связанная с более престижным
статусом, подвергается более серьезному и тщательному внеш
нему контролю и самоконтролю;
• сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ро
левое поведение, а значит, и силы группового контроля;
• степень референтности группы, ее авторитетности для ис
полнителя роли.
Контроль осуществляется в самых разных формах — от воздействия общественного мнения, проявления недоверия, избегания контактов до репрессий.
Послушание, подчинение внешним требованиям довольно развито у людей, что становится одним из важнейших механизмов обусловливания поведения личности социальной средой. Обратим внимание на результаты эксперимента С. Милгрэма, который разделил испытуемых на «учителей» и «учеников» и исследовал, будут ли «учителя» подчиняться требованию экспериментаторов, усиливать наказание «ученику», несмотря на страдания последнего (мнимые, о чем «учитель» не знал). Эксперимент был проведен в университетах разных стран. В США 60% «учителей» усиливали наказание «ученику», несмотря на его просьбы не делать этого, т.е. послушание оказалось значительно сильнее милосердия. В Риме, Австралии показатели оказались еще выше, а в Мюнхене составили 85% (!) испытуемых (что является своеобразным подтверждением немецкой дисциплинированности как социокультурного явления).
Таким образом, отбирая, предписывая, поощряя и контролируя, социальная среда фактически «созидает» личность, ее знания, качества такими, как этого требует социальная роль. Благодаря этому личность вписывается в процесс функционирования социальных институтов, не нарушает заведенный, привычный порядок.
Социальная среда обусловливает.прежде всего ролевое поведение индивидов, т.е. социально повторяющееся, типичное.
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ личности |
Можно объяснить внутренние переживания людей, их душевную неустойчивость, столь возросшие в последнее время, преимущественно индивидуально-психологическими причинами (особенностями темперамента, высокой тревожностью восприятия). Наверное, немало случаев, когда именно они являлись основанием
479
душевного разлада. Но социология стремится находить причины личных потрясений, переживаний в конфликтах, несогласованностях тех требований, ожиданий, предуказаний, которые предъявляет к человеку социальная среда. Едва ли не большинство многих внутренних конфликтов личности, ее раздвоенность, непоследовательность объясняются ролевыми конфликтами, которые существуют независимо отданной личности. Устанавливая причины душевного разлада, надо помнить, что чаще всего именно несогласованность ролевых требований, которые человек должен выполнять, — одна из главных причин, определяющих драматизм, а подчас и трагизм жизни нашего современника, живущего в мире, который ставит его перед трудноразрешимыми дилеммами, предъявляя ему взаимоисключающие требования и т.д.
Ролевые конфликты возникают в силу ряда конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Одну из таких причин мы уже упоминали — это внутренняя сложность самой роли, сочетающей в себе функционально-целесообразные и культурно-вариативные компоненты, между которыми может возникнуть несоответствие, что прождает «внутриролевой» конфликт.
Другая причина ролевых несоответствий — различия, несовпадения интерпретации, трактовки того, как должна выполняться одна и та же роль (конфликт экспектаций). На нашей схеме ролевого поведения (рис. 1) «социальная роль» (Ша) выглядела очень абстрактно. Но при глубоком анализе обнаруживается, что в рамках одного общества при безусловном сохранении единства главных требований личность может столкнуться с достаточно различными экспектациями.
К примеру, можно выделить следующие образцы ожидаемого поведения студента:
принятый в обществе образец (студент должен систематически посещать занятия и готовиться к ним, посещать библиотеку", расширять свой научный и культурный кругозор и т.д.); на этот, может быть, не совсем реальный образец нас ориентируют законы, инст-рукции, правила, регламентирующие поведение студента в вузе; экспектаций тех, с кем непосредственно взаимодействует конкретная личность (речь идет об образцах учебной деятельности, принятых в вузе, в котором обучается студент);
экспектаций референтной (для личности) группы, с которой она себя идентифицирует; здесь могут быть совершенно иные представления о поведении студента (появляться на занятиях лишь к концу семестра, начинать серьезно заниматься только в период сессии и т.д.).
Как видим, даже в рамках одного общества личность сталкивается с различными экспектациями ролевого поведения, что становится одной из главных причин ролевых конфликтов.
Существует еще одна группа несоответствий, порождающих «межролевой конфликт».
Следует иметь в виду, что каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед своими коллегами, в третьей роли — перед подчиненными, в четвертой — перед родственниками. Главный его статус — директор завода, но во всех перечисленных ролях он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал совокупность ролей, обусловленную данным статусом, ролевым набором. Процесс дифференциации социальных институтов (одна из ведущих тенденций социального развития) все время умножает число статусов, которыми обладает человек, и закрепленных за ними ролевых наборов. При этом каждый образец ролевого поведения, обслуживая конкретную функцию, приобретает в чем-то свой специфический набор норм, образцов действий, ценностных приоритетов. Происходит дальнейшая фрагментаризация социальной жизни; личности все сложнее сохранить свою целостность. Все чаще возникают ситуации, при которых наличность оказывают давление различные по содержанию ролевые предуказания.
На основе перечисленных причин выделим основные типы ролевых конфликтов.
1. Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов.
Яркий пример внутриролевого конфликта — атмосфера, в которой работали поколения обществоведов советских лет. Для всякой науки функционально целесообразно, чтобы ученые занимали рационально-критическую позицию по отношению к действительности. Но в условиях тоталитаризма от обществоведов ожидалось (и это стало нормативным образцом, выполнение которого контролировалось) оправдание существующего положения вещей, одобрения и пропаганды результатов деятельности политической элиты, что накладывало на весь облик обществоведа определенный отпечаток.
Конфликт между функциональной целесообразностью и социокультурными образцами социальной роли может быть решен по-разному. В нашем примере социокультурные ценности, требования, поддерживаемые всей мощью государственной машины, одержали безусловную победу, в результате чего за малым исключением общественная наука как средство рационально-критического познания социальной жизни фактически в былые годы по сути была сведена на нет.
16 Общая социология
481
Сегодня аналогичный внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей-то заказ).
2. Конфликт экспектаций, т.е. конфликт, вызванный различиями
интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различ
ных вариациях.
• Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъяв
ляют подчас противоположные требования к выполнению личнос
тью одной и той же роли.
Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье. Вспомним пример о конфликте экспектаций по поводу поведения студента: его друзья могут предъявлять ему совершенно иные требования, чем его родители и преподаватели.
• Пример с женщиной-работницей свидетельствует и о том,
что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной
и той же роли (еще один вид ролевого конфликта): в семье счита
ют, что главное — это роль матери, а ее начальник убежден, что
главное — это роль работницы.
Еще один вариант конфликта экспектаций — между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.
Даже смена кафедры, вуза преподавателем в границах одного и того же города может породить определенную напряженность, ощущение «чужака» и т.д. На одной кафедре ролевая матрица «руководитель — подчиненный» основана на демократических принципах: руководитель научно-педагогического коллектива — это не начальник воинского подразделения, он не столько диктует, навязывает коллегам свои решения, сколько координирует их деятельность, создавая простор для творчества. На другой кафедре эта матрица может строиться на авторитарных принципах. Человек, усвоивший ролевые экспектаций демократического руководства, будет формировать линию поведения в духе соответствующих ожиданий, столкнувшись с авторитарностью, произволом, что как правило, создает основу для конфликта.
3. Традиционным для социологии является анализ межролевого
конфликта: очень часто возникает несоответствие между ролью
«заботливого отца, хорошего семьянина» и «влюбленного в свое
дело ученого, самоотверженного исследователя». Укажем, что и
та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение про
изошло по причине противоречий между самими стандартами,
которые не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкрет
ной личности.
Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д.
Конкретно это раздвоение может проявляться по-разному: ученый стремится больше заниматься детьми, но реально не уделяет им должного внимания из-за занятости научными исследованиями. В этом случае конфликт ролей проявляется как противоречие между намерениями (а может быть, и заявлениями, словами) и реальным поведением. Межролевой конфликт может проявиться и в непоследовательности поведения личности. Когда наш герой не занят наукой, он заботливый отец; когда же он занят своими исследованиями, он может проявить удивительное безразличие и бессердечие по отношению к своему ребенку.
РОЛЕВЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ |
Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения. «Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли»*.
Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный (внутреннее напряжение в ходе' выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникающие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения.
Мы уже приводили пример конфликта экспектаций, связанный с переходом преподавателя с одной кафедры на другую в пределах того же города. Примером внешних ролевых напряжений мбгут быть и случаи, когда исполнитель одной роли использует ее нормы поведения при исполнении другой роли (офицер использует нормы армейской жизни в семье, что вызывает возражение близких, создает напряжение).
Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко распространенной причиной ролевых напряжений является и неадекватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированности исполнителя к требованиям той или иной роли.
Речь идет о трудностях, переживаниях в связи с необходимостью исполнения данной личностью нового статуса и, соответственно, незнакомой ему роли: овладение ролью студента, солдата, отца,
' Фролов С.С. Социология, с. 74.
483
матери, деда, начальника и т.д. Это требует как приобретения но
вых знаний, навыков, так и формирования новых моральных качеств,
свойств. Дед должен не только научиться укладывать внука спать,
но и выработать в себе способность заботиться о нем, стать доб
рее, мягче. Ролевое напряжение, вызванное овладением новым ста
тусом, особенно ярко происходит в период так называемой адапта
ции К НОВОЙ РОЛИ. <СВ- •-*■:-
Не меньшая ролевая напряженность возникает и при существенном изменении ролевого стандарта поведения. Так, руководителю государственного предприятия, собирающемуся стать руководителем акционерного предприятия, требуется новая ролевая подготовка, которая проходит довольно сложно, поскольку необходимо преодолеть уже сложившиеся, привычные для него и окружающих стандарты поведения руководителя государственного предприятия.
В некоторых случаях речь идет о физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что приводит к систематическому психологическому напряжению, формированию комплекса неполноценности, депрессии.
Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не. ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.
Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ролевой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого несоответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д.
Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она претендует, то здесь могут быть предложены иные меры, смысл которых — защитить психику личности от депрессии, вызванной неудачами. Для этого может быть применен метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.
Молодому человеку, который по состоянию здоровья не был принят в отряд космонавтов, внушается мысль, оправдывающая его неудачу: лучше заняться научно-исследовательской работой, где гораздо шире возможности самореализации; молодому певцу, которому его природные задатки не дают надежд на блестящую карьеру на этом поприще, внушается мысль, что горздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д.
Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой облает,^ сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).
Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, ттг осознанная дифференциация правил, приемов,
484
норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.
Известно, как часто мать-учительница продолжает свою «педагогическую» деятельность дома, подчас проявляя жесткость и лишая семью ласки. Зачастую офицер продолжает муштру и дома, в кругу знакомых, на отдыхе. Разделение ролевых ожиданий ни в коем случае не предполагает ущемления, забвения одной из ролей во имя другой. В нем реализован известный принцип: «Богу — богово, Кесарю -(*■ кесарево».
Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний.
«Что для меня важнее -г- дети, семья, или наука?» «Кто я прежде
всего — мать или работница?» Каждый человек, столкнувшись с
подобной дилеммой, оказывается в психологическом тупике, выход
из которого — выбор самой личностью одной из этих ролей в каче
стве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять
предуказания роли, которой отдано предпочтение.
Регулирование ролей — это сознательные, целенаправленные дей
ствия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых — пре
одоление психологического напряжения личности, вызванного ро
левым конфликтом. (<j1,.
Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. В результате воин, как правило, испытывает глубокое морально-психологическое переживание, вводящее его в длительное депрессивное состояние (вьетнамский синдром в американской армии, афганский и чеченский синдромы тг- в российской). В этом случае напряжение может быть преодолено, в том числе благодаря и тому, что общество, нация, семья берут на себя регулирование этого конфликта, рационально обосновывают поведение воина, оправдывают его действия: «выполнение интернационального долга», «наведение конституционного порядка во имя сохранения целостности государства».
Другая форма регулирования ролей связана с утверждением (про
пагандой) властными органами, средствами массовой информа
ции новых стандартов ролевого поведения. (Подобное регулирова
ние ролей могло бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем
обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении
их престижа.) "--мч ,-нг.с--
§ 3. Автономия личности. •■■и,*.