Владимир Сергеевич Соловьев

О Русь! В предвиденье высоком

Ты мыслью гордой занята;

Каким же хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – русский религиозный философ, публицист, поэт и литературный критик. В молодости пережил религиозный кризис, став материалистом и атеистом. Под влиянием философии Б.Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра Соловьев вновь обрел "веру отцов". Научные труды и сочинения: "Кризис западной философии. Против позитивистов" – магистерская диссертация (1874); "Критика отвлеченных начал" – докторская диссертация (1880); "Духовные основы жизни" (1882 – 1884); "Великий спор и христианская политика" (1883); "История и будущность теократии" (1886); "Три речи в память Достоевского" (1881 – 1883); "Россия и вселенская церковь" (1889); "Национальный вопрос в России" (1883 – 1888); "Оправдание добра" (1894 – 1895)[212].

Основным делом своей жизни Соловьев считал создание христианской православной философии, в которой основные идеи христианских догматов могли бы из неподвижных истин превратиться в живую мысль. Он считал эти догматы кладезем философской мысли и основой творчества в естествознании, гуманитарных науках, в обосновании нравственности и богоугодной жизни.

Учение о бытии Соловьева имеет глубокие диалектические корни. Оно увязывает в единый узел учение о всеединстве, целостном знании и сущем. Структурное многообразие и многоуровневость Вселенной являются не совокупностью вещей и предметов, состоящих из "хаоса разрозненных атомов", а абсолютная целостность, единство. Все существует во всем – это и есть абсолютное первоначало. "Абсолютное есть ничто и все: ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь".

Основа бытия – сущее. Оно суть субстанция бытия, в том числе "первоначальная субстанция нас самих". Множественность сотворенных вещей может достигнуть полноты лишь в слиянии в одно целое "Эта-то целостность всего пребывающая сама по себе в неизменном покое вечности, открывается и проявляется во всеобъединяющем смысле мира, так что этот смысл есть прямое выражение или Слово (Логос) Божества – явный и действующий Бог".

Носителем вечной божественной идеи у Соловьева выступает София, содержащаяся в божественном логосе. Она же суть душа Мира. Учения Соловьева о богочеловечестве и Софии совпадают. Богочеловек – это идеально совершенная личность, каким был Христос, объединивший в себе логос (божественная необходимость) и Софию. Развитие и совершенствование элементов вселенной есть одновременно и "процесс собирания" ее. Соловьев пытается проследить внутреннюю сторону эволюционного процесса, выяснить истоки и причины его направленности.

В учении о "цельном знании" Соловьев исходит из "абсолютного единства Мира". Синтез отдельных элементов знания в "цельное" есть необходимость познания. Существует три вида познания: эмпирическое, рациональное и мистическое (абсолютное), которое связывает нас с абсолютным бытием с помощью интуиции, т.е. непосредственного созерцания бытия и его сущности. Гносеология Соловьева является одной из попыток создать учение о целостном синтетическом познании, включающем в себя философию, религию и науку.

Историософские идеи В.С.Соловьева столь же диалектичны как онтология и гносеология. В великом споре Востока и Запада Россия призвана не обострять, а примерять враждующие партии. Основа этой политики не в национальных, а в христианских приоритетах. Соловьев осознавал все трудности примирительной политики с Западом. Однако он душою понимал порочность отгораживания, самоизоляции России от Европы и Мира. Соловьев убеждал всех враждующих пожертвовать своими идейными пристрастиями и объединится в богочеловеческом единстве вселенского христианства.

Соловьев считал этику автономной наукой, независимой от "положительной религии" и философии. Этика – это учение разума, о взятой из опыта идее добра, которая изначально ему присуща. Однако в конечном счете этика Соловьева логично вписалась в его основополагающее учение о богочеловеке.

Философия В.С.Соловьева, который ратовал за практичность, полезность философского знания, сегодня, несомненно, окажется ценной не только для верующего, но и для атеиста.

4. Российский материализм XIX – XX вв.

Среди российских философов XIX века было немало материалистов. К концу века их число существенно пополнилось философами -диалектическими материалистами, последователями марксистской философии. В послеоктябрьский период в России, а затем и в СССР основным философским направлением становится диалектический материализм, утвердившийся в качестве универсальной философской системы. Философия обрела многонациональный характер, сохраняя при этом, и российские корни. Российский материализм естественно разделился на две исторические вехи: материализм дооктябрьского и послеоктябрьского периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: