Задача № 1.
У ребёнка установлено острое нарушение пищеварения, сопровождающееся большой потерей жидкости. С лечебной целью было назначено обильное питьё: изотонический раствор натрия хлорида, внутривенно раствор Рингера, дезоксикортикостерон (минералокортикоид). Через некоторое время у ребёнка развилась выраженная мышечная слабость. Со стороны пищеварительного канала наблюдается вздутие, динамическая непроходимость кишечника. При этом содержание натрия в плазме составляло 210 ммоль/л, калия - 3,0 ммоль/л (в норме – 140 и 3,8-5,2 ммоль/л соответственно). Правильно ли в данном случае была разработана лечебная тактика? Определите форму нарушений водно-электролитного обмена и объясните механизмы развития возможных последствий этих нарушений.
Задача № 2.
При работе в горячем цехе развивается усиленное потоотделение и гипервентиляция лёгких. К какому нарушению водно-электролитного обмена это может привести? Если жажда утоляется питьём воды, то какое, в свою очередь, нарушение водно-электролитного обмена может развиться? Каковы патогенетические механизмы последствий этих нарушений?
Тема №13 «Итоговое занятие №2»
по темам: «Общая нозология, этиология, патогенез, общий адаптационный синдром», «Повреждающее действие факторов окружающей среды», «Повреждение клетки», «Роль реактивности в патологии. Наследственная патология», Патология иммунологической реактивности».
Цель: Знать нарушения нервно - гуморальной регуляции, генетической информации непосредственного действия патогенных факторов в развитии нарушений обмена веществ в целом и различных видов его.
Задание 1. Студентам повторить весь учебный материал по этим темам к коллоквиуму.
Задание 2. Студентам самостоятельно проработать и знать: нарушения белкового (нарушения обмена аминокислот, диспротеинемии, нарушение пуринового обмена – этиология и механизм развития подагры), углеводного (причины и механизмы развития сахарного диабета), жирового (этиология и патогенез ожирения), водно-солевого обменов.
Раздел III
Типовые патологические процессы