Класс деталей | Группа деталей | ||||||
1. Корпусные детали | Картеры мостов | Блоки цилиндров | Картеры редукторов | Картеры коробок | Головки блока, газопроводы | Корпуса насосов | Корпуса подшипников |
2. Полые цилиндры | Ступицы колес | Барабаны тормозов | Чашки дифференциала | Гильзы цилиндров | Стаканы подшипников | Поршни | - |
3. Круглые стержни | Полуоси | Валы карданные | Валы коленчатые | Валы с шестернями | Валы шлицевые | Оси, штанги | Клапаны, толкатели |
4. Диски | Шестерни большие | Шестерни малые | Маховики, диски | Фланцы, муфты | Шкивы | Крыльчатки | Кольца |
5. Некруглые стержни | Штанги реактивные | Рычаги коробок | Шатуны | Сошки, тяги | Рычаги поворотные | Вилки фланцев | Вилки переключения |
6. Крышки и кронштейны | Крышки картера | Кронштейны колодок | Крышки подшипников | Крышки насосов | Крышки шестерен | - | - |
7. Детали из тонко-листовой стали | Кабины | Двери | Капоты | Брызговики | Картеры, корпуса | - | - |
8. Арматура и крепежные детали | Тяги, болты | Патрубки | Трубки | Пробки, краны | Переходники | Коромысла | Стремянки |
9. Другие детали | Лонжероны | Радиатор | Колодки | Балки | Опоры | Кулаки поворотные | Упоры |
Коэффициент долговечности КД определяется как функция трех аргументов:
Кд = (Ки,Кв,Кс),
где Ки, Кв, Кс — коэффициенты износостойкости, выносливости и сцепления соответственно.
Значения коэффициентов износостойкости, выносливости и сцепления определяются на основании сравнительных стендовых и эксплуатационных испытаний новых и восстановленных деталей. Коэффициент долговечности в общем случае равен произведению трех коэффициентов.
Коэффициент технико-экономической эффективности Кэ рассчитывается по формуле
Кэ = КпрЭ,
где Кпр - коэффициент производительности;
Э - относительная экономичность способа, равная отношению себестоимости восстановления детали по эталонному варианту к себестоимости восстановленным способом.
Способ восстановления детали состоит из трех этапов:
1. Определение принципиальной возможности применения различных способов восстановления конкретных деталей с учетом их конструкции, материала и производственных возможностей авторемонтной организации.
Для этого рассматривают различные способы восстановления и выбирают те из них, которые удовлетворяют необходимому значению коэффициента применимости Кп. Однако коэффициент применимости выражен оценочными показателями и является предварительным, поскольку с его помощью нельзя решить вопрос выбора рационального способа восстановления детали, если этих способов несколько. Решая вопрос о применимости того или иного способа ремонта, надо использовать данные авторемонтных предприятий, источники информации [38, 39, 48].
2. Выбор из числа применимых тех способов восстановления конкретных деталей, которые обеспечивают последующий межремонтный ресурс восстановленных деталей, т.е. удовлетворяют значению коэффициента долговечности Кд.
Чтобы обеспечить работоспособность детали на весь межремонтный пробег агрегата, применяемый способ восстановления должен иметь значение Кя в пределах 0,8... 1,0.
3. Выбор такого способа восстановления конкретных деталей с высоким коэффициентом долговечности, который имеет наибольшее значение коэффициента технико-экономической эффективности Кэ.
При восстановлении деталей должно быть обеспечено основное техническое требование долговечности: минимальный ресурс восстановленных деталей должен быть не ниже межремонтного ресурса работы автомобиля. Следует также иметь в виду, что устранять сразу несколько дефектов конкретной детали целесообразно одним способом с целью сокращения маршрута восстановления.
Выбор рационального способа восстановления детали может быть представлен в курсовом проекте в виде таблицы (пример 12) или обоснован (пример 13).