От злословия, зависти, сплетен... никто, никогда и нигде укрыться не может. Прячьтесь от них куда угодно, удаляйтесь всеми возможными средствами... Есть верное средство – терпение. Пока не пригвоздила нас смерть... будем терпеть, а зависть презирать, за одержимых же ею творить посильные молитвы...
Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души... Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви... Нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.
|
|
Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам... Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа...
Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.
Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными - душевными и телесными - подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении со своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца...
Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство...
|
|
... Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно - последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его, убеждает апостол Петр (1 Пет. 2, 21)...
В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он - причастник Божий. Бедствия - принадлежность земли; счастье - удел неба... Достойно причаститься - это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен...
Умножайте свое внутреннее счастие и не бойтесь ни старости, ни смерти, потому что с нами во всем присутствует воля Господня: зло, как бы оно ни было сильно, слабее добра. Как ни неприятна смерть, но ее влияние ограничено; за пределом ее, за рубежом могилы у нас есть небесное отечество; там будет деятельность и жизнь по сердцу; ее даст нам Тот, в честь Которого мы сегодня торжественно поем хвалебные гимны жизни и воскресения, ибо Он сказал: верующий будет иметь жизнь вечную, ибо Я есмь воскресение и жизнь. Аминь.
Святитель Николай Японский(1836-1912 гг.) Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Березе Смоленской губернии. При крещении был наречён Иоанном в честь Крестителя Господня. Его мать Ксения умерла, когда ему было - всего пять лет. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви, несмотря на крайнюю бедность, он сделал всё возможное, чтобы дать сыну образование. Иоанн учился сначала в Вельском духовном училище, а затем в Смоленской Духовной семинарии. В 1857 году он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчив академию, он подал прошение направить его в Японию, чтобы там проповедовать православную веру. Это решение было принято совершенно неожиданно, по свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Но однажды, проходя по академическим комнатам, он заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию, на роль настоятеля в посольской церкви в Хакодате. 24 июня 1860 года Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай.Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебедолжно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую иневерную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе сподвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». 29 июня он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов - в иеромонаха. Отправляясь в далекий путь, иеромонах Николай взял Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю жизнь. Зиму иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре. Здесь он встретился с епископом Камчатским, который благословил его на предстоящие труды. Епископ Иннокентий купил хороший бархат и сам выкроил из него рясу отцу Николаю. Онвозложил на отца Николая наперсный бронзовый крест, полученный за участие вКрымской кампании. 14/2 июня 1861 года иеромонах Николай на военном транспорте «Амур» прибыл в японский порт Хакодате. Следует заметить, что в эти годы отношение японцев к иностранцам было недоброжелательным, за первое полугодие 1861 года было убито шесть иностранцев, совершались вооруженные нападения на и на христиан. Из воспоминаний Святителя Николая Японского: «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага: мир, плоть и диавол - со всей силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в первом же темном, узком месте... Много нужно силы душевной, великое углубление религиозного чувства, чтобы побороть все это». О проповеди не могло идти и речи, ибо «тогдашние японцы смотрели наиностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Молодому миссионеру потребовалось восемь лет, чтобы выучить японский язык, позже он писал: «Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много было потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему на свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собою, но отнюдь не слившихся в один... Кое-как научился я, наконец, говорить по-японски и овладел тем самым простым и легким способом письма, который употребляется для оригинальных и переводных ученых сочинений». Первое время его учил переводчик хакодатского губернатора, позже иеромонах Николай стал посещать частную школу Кимура Кэнсая. (Заниматься приходилось по 14 часов в сутки.) Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе, бывший самурай, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула и всегдасмотрел на него с такой ненавистью. Однажды иеромонах спросил:- За что ты на меня так сердишься? - Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю.А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии.- А ты разве уже знаком с моим учением?- Нет, - смутился японец.- А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавшиего? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай даузнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй насотсюда. Тогда ты будешь справедлив.- Ну, говори! Слова иеромонаха Николая буквально потрясли его, он попросил иеромонаха о встрече, чтобы продолжить беседу. Вскоре Савабе привел к иеромонаху Николаю своего друга, через некоторое время к ним присоединился третий. В апреле 1868 года иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете, после чего они покинули Хакодате. К концу весны 1868 года уже насчитывалось 20 человек, готовых принять крещение. В конце 1869 года иеромонах Николай, отправляется в Россиюходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Япониирусскую духовную миссию. В 1869 году отец Николай, возведенный в сан архимандрита, был назначен начальником Российской Духовной Миссии. (Миссия подчинялась ведению Камчатского епископата.) Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. В 1873 году архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и а затем — духовного училища. К 1874 года при Миссии в Токио действовали четыре училища катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища — для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святителю Николая удалось завершить строительство собора Воскресения Христова в Токио, составить на японском языке Православный Богословский словарь, перевести несколько духовных книг.5 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Два священнослужителя, работавших в то время в миссии, вернулись домой. Духовенство и миряне японской церкви обратились к своему духовному отцу с просьбой остаться в Японии. Епископ Николай отвечал, что он уже принял пред Богом решение остаться в Японии: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей церкви. Катехизаторы будут продолжать проповедовать Евангелие Спасителя, ученики - посещать школу миссии, а я сам отдамся всецело переводу наших богослужебных книг... Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви... Любовь к отечеству есть святое чувство... Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное... Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью... И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный
|
|
|
|
*Сегодня Японская Православная Церковь это, весьма внушительная организация. 72 храма и более 30 тысяч прихожан – число которых в последнее время неуклонно увеличивается.