Основные понятия соревновательной деятельности. Социальная сущность состязания

В настоящее время в науке о спорте стала очевидной исключительная важность изучения соревновательной деятельности для выработки более конкретных требований к построению тренировочного процесса и созданию модели сильнейших спортсменов. В условиях соревнований наиболее четко проявляются сильные и слабые звенья подготовленности спортсменов. Поэтому, в качестве одного из главных требований современной системы спортивной тренировки выступает необходимость увязывания всех ее элементов с закономерностями становления основных компонентов эффективной соревновательной деятельности. Именно стремление к обеспечению эффективной структуры последней определяет задачи и содержание подготовки спортсмена на всем протяжении многолетнего спортивного совершенствования.

Соревновательную деятельность спортсменов можно охарактеризовать как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Также понятие "соревновательная деятельность" употребляется для обозначения двигательных проявлений спортсмена в период непосредственного преодоления им дистанции от момента старта до момента финиша.

Понятие «соревновательная деятельность» в теории спорта и теории спортивных соревнований рассматривается в качестве одного из основополагающих. Понимание его затруднено недостаточно точным определением категории деятельности, лишь констатируется, что структура деятельности чрезвычайно сложна и адекватно отразить ее не удается.

Соревнование является наивысшей формой состязательной деятельности, которая присуща любому виду живой материи. Сущность состязания заключена в социальной и биологической природе человека. Социальная сущность состязания - это отдельные соревновательные проявления в различных сферах человеческой деятельности (политике, экономике, науке и др.). Биологическая сущность состязания уходит в глубокую древность и связана с борьбой человека с дикой природой.

Именно состязательность как неотъемлемый элемент деятельности человека, то есть сопоставление результатов своего труда по шкале «лучше - хуже», помогли ему выжить как биологическому виду миллионы лет назад и занять настоящее место в природе. В процессе развития общества состязательная деятельность трансформируется в спортивное соревнование с появлением института судейства, устанавливающего правила спортивной борьбы. Поэтому спортивное соревнование должно рассматриваться как система, включающая подсистемы: соревновательная деятельность, судейство, продукт соревнования, поведение зрителей, присутствие соперников.

Главным действующим лицом в соревновательной деятельности всегда остается спортсмен как личность, сформированная конкретным обществом и имеющая свои потребности, способная на те или иные эмоциональные переживания, движимая определенными мотивами. Эта личность призвана продемонстрировать на соревнованиях всё самое лучшее, что есть в человеке.

Соревновательной деятельности, как и любому другому виду сознательной человеческой деятельности присущи целево-результативные отношения: цель - средство - результат.

Целью является модель (образ) того, к чему стремится спортсмен в результате соревновательной деятельности, средством - приемы и действия спортсменов, направленных на достижение поставленной цели, результатом - спортивный результат, достигнутый в конкретном виде соревновательной деятельности.

Цель соревновательной деятельности определяется в зависимости от вида соревнований:

а) контрольные, используются для определения уровня специальной подготовленности (физической, технической, тактической и т.д. спортсменов;

б) подводящие, проверяют уровень готовности к срокам основных соревнований года;

в) отборочные соревнования, выявляют наиболее подготовленных спортсменов для участия в основных соревнованиях.

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности обязан иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения. Данное требование вызвано тем, что спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. В свою очередь создавшийся информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных сенсорных экстеро-, проприо- и интерорецептивных раздражений, воздействующих на центральную нервную систему, обусловливает характер деятельности спортсмена и предопределяет ее эффективность в соревнованиях.

Субъект деятельности стремится достичь результата, который соответствовал бы поставленной цели, используя при этом систему интеллектуальных и моторных действий, лежащих в основе механизма функционирования системы деятельности. Поэтому любая человеческая деятельность, в том числе и соревновательная, характеризуется наличием определенных внешних и внутренних компонентов.

К внешним: компонентам деятельности следует отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. В основе соревновательной деятельности, как и любой другой, лежит система движений (упражнений), перечень которых очень велик. Однако различные варианты упражнений следует рассматривать как результат определенного сочетания простейших действий - сгибание и разгибание основных суставных звеньев тела (плечевых и тазобедренных суставов, позвоночника, локтевых и т.д.).

В простых, несложных упражнениях перемещение может заключаться в единичном действии, например в сгибании в тазобедренных суставах при угле в упоре на брусьях, но в большинстве случаев при выполнении упражнения действия объединяются в группы в зависимости от их единых смысловых назначений. Каждая группа действий обеспечивает выполнение той или иной части движения. Эти группы действий соподчинены друг другу, то есть предшествующие действия служат основой для выполнения последующих. Так, например, действия начальной части являются подготовительными для действий, следующих далее, которые, в свою очередь, обусловливают выполнение действий завершающего характера, выполнение которых определяет выход тела спортсмена в конечное положение.

Успешное выполнение деятельности, по мнению определяется комплексом навыков, среди которых выделяются не только двигательные, но и мыслительные, сенсорные, а также навыки поведения. В основе каждого из них находятся соответствующие психические процессы: восприятие, воображение, память, мышление, речь, которые выступают как важнейшие составляющие любой человеческой деятельности. Следовательно, без участия психических процессов соревновательная деятельность невозможна, так как они выступают ее неотъемлемыми внутренними элементами.

В свою очередь к внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

Таким образом, особенностями соревновательной деятельности в спорте, вытекающими из функциональной структуры деятельности человека и определяющими ее специфику, являются:

1) восприятие информации в условиях маскировки и ложности действий противника. При этом спортсмен должен учитывать не только хорошо известные ему обстоятельства поединка, но, возможно, обстоятельства и решения, принимаемые противником, которые спортсмену достоверно не известны;

2) обработка информации и принятие решения в условиях лимита и дефицита пространства и времени. Всякое сложное действие человека (а спортивные действия, характерные для соревновательной деятельности, носят именно такой характер) зависит от восприятия информации, ее переработки и воплощения полученных данных в соответствующих действиях. Взаимодействия спортсменов в соревнованиях проходят в процессе постоянного восприятия, отражения и ответного реагирования и во многом зависят от адекватности отображения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей (своих, партнеров и противника).

Стоит отметить, что при рассогласовании между запланированным и текущим ходом соревнований стрессовый характер воздействия поединка на организм спортсмена значительно возрастает. Конечно, развитие соревновательной ситуации можно в определенной мере предвидеть. При этом степень информационной неопределенности зависит от квалификации спортсмена, его опыта. Однако даже при значительном различии в мастерстве спортсменов сильнейший не может быть полностью уверен в предполагаемом развитии ситуации поединка;

3) воплощение принятых решений при активном противоборстве противника и не всегда благоприятных условиях среды и деятельности партнеров. Обстановка спортивных состязаний всегда конфликтна, так как двое или группа спортсменов (команд) соревнуются в достижении одной и той же цели - победы. При этом каждая из соревнующихся сторон должна принимать наилучшее из возможных решений, учитывая, что противная сторона ставит такую же цель. В ряде видов спорта (единоборства, спортивные игры) экстремальность условий состязания определяется еще и возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за большого разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, ложностью и недостаточностью информации, неопределенностью момента начала действий и др. При этом нужно учитывать, что экстремальность условий состязаний умышленно усугубляется противником.

Все это затрудняет как оценку создавшейся соревновательной ситуации, так и осуществление специализированных действий, предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям спортсмена, усиливает психическую напряженность его деятельности. Так для соревновательной деятельности в спортивных играх характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. В данных условиях спортсмен должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно его выполнять.

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др. Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.

Ориентирование в пространстве и времени, восприятие и переработка информации, принятие решения и осуществление действий в соревнованиях усложнены весьма подвижным эмоциональным фоном. При этом многократные (в одних соревнованиях) контрастные смены эмоций связаны со стрессовыми, а иногда и экстремальными воздействиями условий соревновательной борьбы на организм спортсмена. Эти условия определяются необходимостью неоднократного развития максимальных физических и психических усилий в зависимости от вариативно изменяющейся ситуации соревнований.

Спортсмен в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение, т. е. у него возникают различные эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода поединка, состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчайшую гамму человеческих чувств. Так контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным нарушениям, которые, вызывая снижение психофизической надежности спортсмена, отрицательно сказываются на результативности его технико-тактических действий. Неудачно выполненные действия в свою очередь (сознательно или подсознательно) вызывают негативно окрашенные эмоциональные реакции, порождают сомнения в успешности данного действия, ухудшают состояние соревновательной готовности спортсмена.

Все эти факторы, характерные для соревновательной борьбы и достигающие своих максимальных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют глубокой мобилизации функциональных ресурсов организма спортсмена.

Характерной особенностью соревновательной деятельности является многократное использование большого количества соревновательных упражнений, технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями оптимальное сочетание двух факторов двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В единоборствах и спортивных играх, помимо этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической соревновательной деятельности.

Таким образом, в качестве отличительных признаков соревновательной деятельности можно выделить следующие:

1. Соревновательная деятельность по своему происхождению вторична, как бы надпредметна, то есть соревновательная деятельность разворачивается на материале другой, первичной, предметной деятельности. Например, соревновательная деятельность может строиться на материале таких предметных деятельностей, как бег, плавание, гребля, метание, прыжки, единоборство, игра, труд.

2. Соревновательная деятельность связана с особым типом социального взаимодействия личностей, групп, организаций различного уровня, стран - конкуренцией.

3. Конкуренция обусловливает возникновение особого специфического состояния, являющегося эмоциональным и физиологическим фоном деятельности.

4. Конкуренция в соревновательной деятельности хотя и направлена на выявление превосходства одной из сторон, но строится на основе гуманных отношений, исключающих физическое уничтожение соперника.

Исходя из этого, можно сказать, что соревновательная деятельность представляет собой соперничество, направленное на выявление превосходства одной из конкурирующих сторон в определенным образом регламентированных условиях.

Под структурой объекта принято понимать «совокупность устойчивых связей его элементов, обеспечивающих целостность, сохранение основных свойств объекта при различных внешних и внутренних изменениях».

Основным фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для данного спортсмена (команды) результата. Кроме того, в числе факторов, обусловливающих структурные изменения соревновательной деятельности, можно также назвать возрастные и квалификационные различия, уровень тактической, технической, общей и специальной физической подготовленности, обусловленной генетическими, этнокультурными и индивидуальными особенностями спортсмена, условия соревнований и т.д.

Объективизация процесса спортивной тренировки в различных видах спорта в значительной мере зависит от четких представлений о структуре соревновательной деятельности, о тех составляющих, которые в сумме определяют ее результат. Различные параметры, характеризующие те или иные компоненты соревновательной деятельности, часто слабо связаны между собой и требуют строго дифференцированного совершенствования. Лишь определив уровень совершенства отдельных составляющих, можно объективно оценить слабые звенья в структуре соревновательной деятельности отдельного спортсмена и наметить пути его дальнейшего совершенствования с учетом имеющихся резервов.

Однако, в структуре соревновательной деятельности немало трудно выделяемых компонентов, связанных с интеллектуальной и психической деятельностью спортсмена, уровнем его технико-тактического мастерства и физической подготовленности. Поэтому в каждом виде спорта имеется специфическая структура соревновательной деятельности.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют следующие компоненты.

Первый компонент составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены и результируют все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в определенный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Система игры в нападении или защите - определяющий фактор выбора технико-тактических действий.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и защите - в них реализуются командные тактические действия. Как и командные тактические действия, групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые тактические действия зависят от принятой системы игры и являются ее продолжением.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Индивидуальные действия напрямую связаны с групповыми. При нападении индивидуальные действия зависят от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с другой; при защите - от системы защиты, от групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию нападения в команде соперника.

Пятый компонент структуры составляют приемы (техника) игры, при помощи которых игроки непосредственно воздействуют на мяч. Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите. Это заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные, групповые, индивидуальные (тактические) приемы игры (технические). Качество этого компонента непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности.

Шестой компонент составляют физические качества, обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, ловкость, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических качеств и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов. Уровень развития этих качеств и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства игроков.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всей соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность акробатов также имеет свою специфику, структуру которой можно схематично представить в виде следующих элементов:

- мотивация соревновательной деятельности. Деятельность спортсменов, в том числе и соревновательная, направлена на достижение сознательно поставленных целей, которые ставятся на основе конкретных мотивов, вытекающих из определенных потребностей;

- готовность к выполнению соревновательных упражнений. Среди множества компонентов следует выделить основные: техническую, тактическую, функциональную, психическую. Оптимальное соотношение данных компонентов перед соревнованиями обеспечивает необходимый уровень развития спортивной формы спортсменов. На основе мотивации и готовности разрабатывается тактика участия в предстоящей соревновательной деятельности;

- соревновательные действия. При этом максимальное внимание уделяется совершенствованию структуры и содержания собственно соревновательных действий, а частности компонентам, выявление которых помогает тренерам и спортсменам добиться более высоких спортивных результатов посредством целенаправленного воздействия на них в процессе тренировки;

- соревновательные нагрузки. Нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок является важным элементом в управлении процессом подготовки спортсменов. В этой связи исследование количественных показателей соревновательных нагрузок спортсменов способствует рациональному построению предсоревновательной подготовки;

- особенности поведения и психических состояний. Эффективность поведения и деятельности спортсменов весьма существенно обусловливается особенностями психических состояний. Как уже отмечалось, состояние психической напряженности, возникающее в сложных условиях соперничества, оказывает отрицательное влияние на соревновательную деятельность спортсменов.

В свою очередь в структуре соревновательной деятельности борцов и арбитра, выделяют различные по длительности и содержанию отрезки поединка – эпизоды и паузы. Эти отрезки получили название «квантированных». В эпизоде поединка дзюдоист нападает, защищается, отвечает на атаки соперника, преодолевает его защиту, постоянно находится в ожидании нападения соперника. Пауза поединка характеризуется отсутствием обмена действиями борцов, наличием ожидания и рефлексии сигнала арбитра к началу взаимных действий. Таким образом, в совместной состязательной деятельности субъектов спортивного поединка присутствуют три стороны общения: в эпизоде – преимущественно интеракция (обмен действиями); в паузе – коммуникация (обмен информацией); в эпизоде и паузе – взаимная перцепция (взаимопознание).

В греко-римской борьбе в последние годы выделено три основных варианта соревновательной деятельности: технический, скоростно-силовой и функциональный. Борцы технического типа добиваются победы в основном за счет выполнения комбинаций приемов, скоростно-силового — за счет высокоэффективных одиночных приемов и хорошей защиты, а борцы функционального типа — за счет высокой двигательной активности и хорошей зашиты. С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся и при анализе структуры соревновательной деятельности в других видах единоборств - фехтовании, боксе, дзюдо, вольной борьбе. Более того, подобное разделение спортсменов по структуре соревновательной деятельности на группы наблюдается и в других видах спорта, в частности, в циклических — плавании, гребле, спринтерском беге и др.

Отдельные исследователи руководствуются фазовой структурой соревновательной деятельности спортсмена.

Первая фаза - предстартовая - включает в себя время между последней тренировкой и началом состязаний. Она состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - все дни, в течение которых соревнуются спортсмены. Она включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Рассмотрим фазовую структуру соревновательной деятельности в хронологическом порядке.

Предбоевая (предстартовая) деятельность. Ее цель – достигнуть состояния готовности к выступлению, которое в целом было сформировано в процессе предсоревновательной подготовки и определяется оптимальным функционированием основных внутренних механизмов (компонентов) боевой деятельности. В предстартовой деятельности единоборца проявляется основная целевая соревновательная установка, а также и ведущая мотивация достижения. Мотивирующими факторами предстартовой деятельности могут быть: получаемая со стороны информация (или псевдоинформация) о слабых местах противников, их недостаточной подготовленности (физической, психической и т.д.), и наоборот, о положительных качествах и преимуществах самого спортсмена, мнения специалистов о его мастерстве и перспективах, удачной жеребьевке.

Боевая (непосредственно-соревновательная) деятельность. Соревновательный бой в единоборствах является основным, наиболее специфичным и остроконфликтным видом деятельности спортсмена, в процессе которого проявляются те компоненты состояния спортивной подготовленности, которые необходимы для ее эффективного выполнения. В ходе боя проявляются и воздействуют на спортсменов ранее сформированные мотивы соревновательной деятельности и мотивация достижений, а также целевые установки, выработанные до начала боя. Сформированная до соревнований цель выступления и соответствующая установка спортсмена обычно сохраняются на протяжении турнира. К началу боя спортсмены имеют ориентировочную программу действий в разной степени детализированную у различных спортсменов, которая в значительной степени определяет комплекс боевых установок спортсмена.

К ним относятся, во-первых, технико-тактические установки, определяемые присущей спортсмену манерой боя и по – разному проявляемые при встрече с противниками, обладающими разными индивидуальными особенностями и стилем деятельности, во-вторых, ситуативные установки, связанные с готовностью мгновенно и избирательно применять наработанные боевые действия в определенных ситуациях поединка, в-третьих, двигательные установки, выражающие готовность применять конкретные технические навыки-удары, защиты и их автоматизированные комбинации в типовых ситуациях противодействия. Успешность реализации этих установок зависит от умения спортсмена мгновенно ориентироваться в текущих ситуациях и использовать благоприятные моменты для выполнения действий, от быстроты принятия адекватного решения, волевой мобилизации в бою.

Межраундовая деятельность – сверхсжатый во времени вид соревновательной деятельности, непосредственно соприкасающийся с боевой деятельностью и подчиненный той же главной цели. Эта деятельность выполняется в тесном контакте с секундантом (тренером или лицом, которое его заменяет), и ее целями являются восстановление работоспособности спортсмена и повышение или сохранение эффективности ударно-защитного противодействия сопернику в следующем раунде, поединке.

Межбоевая деятельность – осуществляется в период после окончания выигранного боя и до начала предстартовой деятельности перед следующим поединком. В процессе межбоевой деятельности обычно доминирует сформированная мотивация данной соревновательной деятельности, включающая и значимые побочные мотивы, а также поставленная ранее конкретная цель. Целями межбоевой деятельности являются: восстановление работоспособности, подготовка к встрече с противником и «подведение» к оптимальному состоянию спортивной подготовленности. В цели межбоевой деятельности входит снятие психической напряженности, возникшей в соревнованиях, анализ и оценка прошедшего поединка, составление ориентировочного плана предстоящего боя и создание соответствующих боевых установок, восстановление работоспособности и, если требуется, регулирование весового режима.

Соревновательная деятельность спортсменов протекает с переменной интенсивностью нервно-мышечных напряжений с дискретно-экстремальными нагрузками и характеризуется чередованием активных и пассивных фаз. В связи с этим следует выделить варианты компенсаций при анализе отношений между двигательными возможностями, техническими операциями и тактическими действиями.

При анализе отношений между двигательными возможностями, техническими операциями и тактическими действиями необходимо учитывать возможность их взаимной компенсации, в результате которой недостатки, например, физической подготовленности, могут быть компенсированы рациональным распределением сил при выполнении соревновательного упражнения.

В этой связи отмечают наиболее типичные варианты компенсаций:

- недостатки тактической подготовленности компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и пластичностью внимания, чувством времени, чувством дистанции;

- недостатки структуры внимания компенсируются быстротой восприятия и анализа особенностей ситуации, точностью мышечно-двигательных дифференцировок;

- недостатки пластичности внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, умением прогнозировать изменения ситуации, чувством времени;

- недостатки быстроты двигательных реакций компенсируются умением прогнозировать изменения ситуации, чувством времени и дистанции, структурой и пластичностью внимания;

- недостатки точности двигательных дифференцировок компенсируются вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени.

Уровень проявления двигательных возможностей, состав технических операций и тактических действий также определяются мотивами и потребностями, ради удовлетворения которых осуществляется деятельность, но при этом спортсмены обязаны следовать нормам и правилам поведения, установленным для спортивных соревнований. Сила мотивов, а также их направленность определяется потребностями и личностными особенностями спортсменов, процесс реализации которых должен разворачиваться в соответствии с этическими нормами и правилами соперничества. Без глубокого анализа этих сложносоставных и сложноподчиненных отношений непостижима структура соревновательной деятельности.

Всесторонние знания о структуре соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, факторах ее обеспечения и реализации, наличие соответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения лишь создает необходимые предпосылки для достижения заданного результата. Однако его практическая демонстрация зависит от способности и реализации этих предпосылок в условиях ответственных соревнований. Поэтому необходимо рассмотреть условия соревнований, влияющие на соревновательную деятельность спортсменов.

К условиям, влияющим на соревновательную деятельность спортсменов, относятся:

- особенности места проведения соревнований;

- поведение болельщиков;

- оборудование места проведения соревнований;

- географическое положение места проведения соревнований;

- характер судейства;

- поведение тренеров и др.

Особенности места проведения соревнований. В связи с возросшей престижностью спорта и острым соперничеством спортсменов место проведения соревнований приобретает все большее значение. Фактор “своего” и “чужого” поля становится одним из важнейших при определении тактических задач в игровых видах спорта — футболе, баскетболе, гандболе, хоккее, волейболе. Особенности места проведения соревнований приобретают все большее значение и для других видов спорта. Это связано со многими причинами, рассматриваемыми ниже.

Поведение болельщиков. Болельщики своим поведением создают определенный психологический фон проведения соревнований. Реакция болельщиков (даже в пределах этических норм) влияет на состояние спортсмена, так как создается положительный или отрицательный эмоциональный фон проведения соревнований.

Оборудование мест проведения соревнований и инвентарь. При выборе тактики соревнования и особенностей непосредственной подготовки к старту следует учитывать качество покрытия (искусственное, деревянное, естественное и др.); время проведения (утром, днем, вечером); расписание соревнований (привычное, непривычное); характер освещения (естественное, искусственное, его расположение), качество инвентаря, оборудования (современное, устаревшее, привычное, непривычное) и вспомогательных помещений (удобные, неудобные); расстояние спортивной базы от места жительства спортсменов; наличие и качество мест отдыха и условий для восстановления и др.

Географические и климатические условия. Климатические и географические особенности следует обязательно учитывать при планировании соревновательной деятельности. Так, например, соревнования в среднегорье требуют обязательного учета влияния гипоксии на организм спортсмена. Не менее серьезное внимание должно быть обращено на необходимость адаптации спортсменов к условиям жары и повышенной влажности. Временные различия влияют на установившийся суточный ритм двигательной и вегетативных функций спортсменов, что также должно учитываться как в процессе подготовки, так и непосредственно во время соревнований.

Характер судейства. Организаторы соревнований должны обеспечивать соревнования квалифицированным и объективным судейством. Однако, как и всякая другая человеческая деятельность, судейство соревнований несет в себе определенную долю субъективизма. Конечно, и квалификация судей бывает различной. Но иногда наблюдаются факты явного, умышленно субъективного судейства соревнований. Это особенно относится к судейству международных соревнований судьями, которые в своем отношении к спорту исходят из политических, идеологических или коммерческих соображений. И если проблема субъективности судейства в видах спорта с метрически измеряемым результатом является менее острой, то в видах спорта, в которых результат оценивается судьями в условных единицах и конечным эффектом, она может оказаться центральной, определяющей не только результат отдельных стартов, но и всех соревнований.

Проблема судейства постоянно находится в поле зрения специалистов, готовящих спортсменов и команды к выступлению в спортивных играх, единоборствах, видах спорта со сложной координацией движений. Есть множество случаев в истории современного олимпийского движения, когда вольные или невольные судейские ошибки привели к необъективности при выявлении победителей крупнейших соревнований (в том числе и Олимпийских игр) в гимнастике, фигурном катании, борьбе, боксе, водном поло и других видах спорта.

Следует подчеркнуть, что в правилах соревнований по многим видам спорта нет четко дифференцированных критериев оценки таких показателей, как зрелищность исполнения упражнений, артистизм спортсмена, оригинальность примененных приемов и элементов, насыщенность и интенсивность исполнения, сложность и последовательность выполнения упражнений и других, которые имеют важное значение для определения победителей. Это лишь подтверждает, что для построения адекватного плана соревновательной деятельности спортсмена необходимо учитывать состав судейской коллегии, опыт и манеру судейства отдельных судей, субъективно возможные варианты оценки соревновательного выступления.

Поведение тренеров. Несмотря на известные (частично определяемые правилами соревнований) нормы поведения тренеров, напряженность соревнований сказывается на характере их поведения. По отношению к действиям соревнующегося спортсмена поведение тренеров в условиях соревнований можно классифицировать как содействующее, мешающее и индифферентное.

Квалифицированный спортсмен, который знает характер поведения своего наставника в экстремальных условиях соревнований, обязательно учитывает возможные вмешательства тренера в ход соревнований и соответственно с этим предполагает возможную коррекцию плана соревновательной деятельности. Тренеры также должны заблаговременно планировать различные варианты воздействия для изменения соревновательных действий спортсменов, не поддаваясь эмоциям, так как это может привести к непродуманным решениям, конфликтным ситуациям, нарушению эффективной технико-тактической схемы ведения борьбы.

Оценивая состояние научной разработанности теории и методики соревновательной деятельности спортсменов, необходимо отметить следующее:

- дальнейшее развитие системы соревновательной деятельности спортсменов должно быть направлено на повышение эффективности управления этой системой на основе применения фундаментальных положений теории деятельности и системно-структурного подхода;

- в силу принципиальных особенностей отдельных видов спорта управление соревновательной деятельностью спортсменов необходимо адаптировать к каждому ее конкретному виду с учетом тенденций развития, закономерностей становления спортивного мастерства и внутривидовых специализаций;

- эффективность управления подготовкой спортсменов обусловлена наличием разработанных количественных показателей и научных рекомендаций, характеризующих следующие компоненты: соревновательную деятельность и ведущие стороны подготовленности, параметры нагрузок и комплексного контроля;

- ориентация всей системы подготовки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности как ведущего компонента в подготовке спортсменов высокого класса позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсменов и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствующий уровень готовности к достижению планируемого результата;

- адаптация к экстремальным ситуациям спортивной борьбы на соревнованиях заключается в моделировании их условий в предсоревновательной подготовке спортсменов с учетом индивидуальных психологических особенностей личности: свойств нервной системы и темперамента, эмоциональной устойчивости, стабильности и способности управлять состоянием психической напряженности.

Таким образом, исследование структуры соревновательной деятельности должно быть направлено на создание модели игрового соревновательного противоборства (время протекания игровых ситуаций, их структура, состав технико-тактических действий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: