Остаточная стоимость арендованного актива

Другой важной чертой современной финансовой аренды является то, что по истечении арендного периода, имущество арендованного актива как правило переходит в собственность арендатору. Так как этому моменту арендодатель уже покрывает свои расходы дополнительно с прибылью, которая как правило равносильна сумме, которую можно было бы заработать от предоставления процентного займа на аналогичный период, то этим он уже исчерпывает свой интерес по отношению к сдаваемому в аренду активу. С другой стороны арендатор хочет удержать актив после истечения арендного периода.

По этим причинам, арендованный актив как правило передаётся арендатору в конце арендного периода, что может осуществляться как на безвозмездной основе, так и лишь по формальной цене. Для того чтобы удостоверить что актив будет передан арендатору, зачастую договор аренды имеет однозначно выраженное условие по этому поводу. Иногда это условие не упоминается в договоре однозначно, однако это подразумевается между сторонами что собственность на актив будет передана арендатору по окончании арендного периода.

Это условие, как оговоренное, так и упоминаемое, не соответствует принципам Шариата. Хорошо известным правилом исламского права является то, что одна транзакция не может быть связана с другой транзакцией, таким образом чтобы одна из них была предварительным условием другой. В данном же случае передача актива в конце арендного периода поставлена обязательным условием арендной сделки, что не является дозволенным в Шариате.

Изначальной позицией Шариата является что арендованный актив должен быть исключительной собственностью арендодателя, и по истечению арендного периода он должен обладать свободой выбора, как распорядиться арендованным активом: вернуть его себе, возобновить аренду, сдать актив другому лицу или же продать его арендатору или кому-то другому. Арендатор не может принуждать его продать актив по номинальной цене, и подобное условие не может ставиться в договоре аренды.

Однако по истечению арендного периода, в случае если арендодатель захочет передать актив арендатору в качестве подарка или за плату, то он может сделать это по своей воле. Однако, некоторые современные учёные, принимая во внимание нужды исламских финансовых институтов предложили альтернативу. Они утверждают что договор иджара сам по себе не должен содержать условия о передаче актива в качестве подарка или за плату по окончанию арендного периода. Однако арендодатель может предоставить одностороннее обещание, что по истечению арендного периода он продаст актив арендатору. Это обещание будет связано лишь с арендодателем. В соответствии с их мнением принцип заключается в том, что это одностороннее обещание по вступлению в контракт на будущую дату является дозволенным, посредством чего обещающий становиться обязанным выполнить своё обещание, однако тот кому обещали не обязан вступать в этот контракт. Это означает что он имеет возможность приобрести актив в будущем, и в то же время он может выбрать, использовать её или нет. Однако, если он всё же решит реализовать эту возможность покупки, то обещающий не может отказаться от её исполнения, так как он обязан исполнить своё обещание. Таким образом учёные предлагают чтобы арендодатель, после вступления в договор аренды подписывал отдельное одностороннее обещание в соответствии с которым он бы принимал на себя обязательства, что в случае если арендатор осуществит погашение всех арендных платежей и захочет купить актив по определённой взаимно согласованной цене, то он должен будет продать его по этой цене.

Взяв на себя подобное обещание, арендодатель становиться обязанным его исполнить, а арендатор может реализовать возможность по его приобретению в конце арендного периода в случае если он погасил все арендные платежи в соответствии с договором аренды. Аналогично, учёными так же допускается, что вместо продажи, арендодатель берёт на себя отдельное обещание подарить арендуемый актив арендатору в конце арендного периода, при условии его погашения всех арендных платежей. Подобный договор называется «иджара уа иктина». Оно было дозволенно большим количеством современных исламских учёных и получило широкое распространение среди исламских банков и финансовых институтов. Действительность этого договора определяется двумя основными условиями:

Во-первых договор иджара сам по себе не должен обуславливаться данным обещанием продажи, однако обещание должно зафиксировано в качестве отдельного документа.

Во-вторых обещание должно быть односторонним и обязательным только для обещающего. Оно не может быть двусторонним и обязательным для обеих сторон, так как в этом случае это будет двусторонним договором заключаемым на будущую дату, что не дозволяется ни в форме продажи, ни в форме подарка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: