Условия салам

1. В первую очередь, является обязательным для действительности договора салам, чтобы покупатель полностью оплатил цену продавцу на момент совершения продажи. Это является обязательным по причине того, что в отсутствии полной оплаты со стороны покупателя, сделка будет равносильной продаже долга за долг, что было однозначно запрещено Достопочтенным Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Более того, основной мудростью дозволения договора салам является удовлетворение безотлагательных нужд продавца. Если цена не будет уплачена ему полностью, основная цель сделки будет нарушена. По этой причине, все исламские правоведы единогласны во мнении что полная оплата цены является обязательной в договоре салам. Однако имам Малик придерживался мнения что продавец может дать уступку покупателям на два или три дня, однако это уступка не должна являться частью договора[21].

2. Салам может осуществляться только в отношении тех товаров, количество и качество которых может быть однозначно определено. Вещи, количество и качество которых не может определяться посредством спецификации, не могут продаваться посредством договора салам. Например, драгоценные камни не могут продаваться на основе договора салам, так как каждый отдельный драгоценный камень как правило отличен от любого другого в его качестве или же размере и весе и их точная спецификация в общем не возможна.

3. Салам не может осуществляться в отношении определённых товаров или продуктов получаемых исключительно с определённого участка хозяйства. Например, если продавец обязуется поставить пшеницу с определённого участка, или же плоды с определённого дерева, салам не будет действительным, так как будет присутствовать возможность что урожай с этого определённого участка или плоды с этого дерева будут уничтожены до их созревания, и, принимая во внимание подобную возможность, поставка является неопределённой[22].

4. Является обязательным, чтобы качество товара (который намереваются купить посредством салам) было полностью детализировано, не оставляя место какой-либо неопределённости, которая может стать причиной препирательств между сторонами. В этом отношении все возможные детали должны быть ясно упомянуты.

5. Так же является обязательным чтобы количество товара было согласованно посредством ясных формулировок. Если в практике торговцев товар измеряется посредством веса, то его вес должен быть определён, а если он измеряется посредством объёма, то его объём должен быть установлен. То что как правило измеряется посредством веса, не должно измеряться посредством объёма, и наоборот.

6. Точная дата и место поставки должны быть определены в договоре.

7. Салам не может осуществляться в отношении вещей, который должны поставляться единовременно. Например, если золото приобретается в обмен на серебро, с точки зрения Шариата является обязательным, чтобы поставка обоих субъектов происходила единовременно. Следовательно, в данном случае салам не может использоваться. Аналогично, если пшеница обменивается на ячмень, единовременная поставка обоих товаров является условием действительности сделки. Следовательно, договор салам в этом случае не дозволен. Все исламские правоведы единогласны в том, что салам не может быть действительным до тех пор пока все перечисленные выше условия не будут полностью соблюдены, так как они имеют основу в ясном хадисе Достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Наиболее известный хадис в данном контексте это тот, в котором Достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал:

Тот кто хочет вступить в контракт салам должен осуществлять его на основе определённой меры, определённого веса и определённой даты поставки[23].

Однако существуют определённые другие условия которые являются предметом разногласий между различными школами исламского права. Некоторые из этих условий приведены ниже:

(1) В соответствии с мнением ханафитской школы является обязательным чтобы товар (в отношении которого осуществляется салам) был доступным на рынке начиная с времени заключения договора и до момента его поставки. Следовательно, если товар не доступен на рынке во время заключения договора, салам не может быть осуществлён в отношении него, даже если ожидается что он станет доступным на рынке к моменту поставки[24].

Однако, остальные другие три школы исламского фикха (то есть шафиитская, маликитская и ханбалитская) придерживаются мнения что доступность товара на рынке в момент заключения договора не является условием действительности салам. Что является обязательными, в соответствии с их мнением, так это то, чтобы товар был доступным на момент его поставки[25].

Данное мнение может быть принято исходя из текущих экономических условий[26].

(2) В соответствии с позицией ханафитской и ханбалитской школы, является обязательным чтобы время поставки товара как минимум составляло один месяц с момента заключения договора. Если время поставки установлено меньше чем один месяц, салам не является действительным. Их доводом является то, что салам был дозволен для удовлетворения нужд мелких фермеров и торговцев, а следовательно им должна быть предоставлена достаточная возможность для приобретения товара. Они могут оказаться не способными поставить товар в течении одного месяца. Кроме того, цена в договоре салам как правил меньше нежели цена при единовременном расчёте. Эта уступка в цене может быть узаконена только в случае когда товар поставляется по истечении срока, который может оказывать влияние на цены. Период меньше месяца как правило не влияет на цены. Таким образом срок поставки товара должен составлять не менее одного месяца[27].

Имам Малик так же поддерживал мнение, что должен существовать минимальный период для договора салам. Однако его мнением было, что этот период должен составлять не менее пятнадцати дней, так как цены на рынке могут измениться и за две недели[28].

Против этого мнения, однако, возражали имам аш-Шафии и так же некоторые ханафитские правоведы[29]. Они основывались на том, что Достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не определил минимального периода в качестве условия действительности салам. Единственным условием, в соответствии с хадисом, является то, что время поставки должно быть ясно определено. Следовательно, никакого минимального периода предписано быть не может. Стороны могут устанавливать любую дату поставки посредством взаимного согласия.

С точки зрения современных условий, это мнение выглядит наиболее предпочтительным, так как Достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не определял какого бы то ни было минимального периода. Правоведы самостоятельно определили сроки минимального период, которые ранжируются от одного дня до одного месяца. Является очевидным, что они поступили подобным образом исходя из принципа целесообразности и с учётом нужд несостоятельных продавцов. Однако целесообразность может различаться в зависимости от времени и места. Например иногда напротив может быть в интересах продавца установить более короткий срок. Поскольку аспект цены так же принимается во внимание, можно сказать что не является обязательной составляющей салам, чтобы цена была ниже рыночных цен на текущий день. Сам продавец может наилучшим образом судить о своих интересах, и если он принимает условие ранней поставки на основании доброй воли и собственного согласия, не существует причин для того чтобы запрещать ему это.

Некоторые современные правоведы приняли данное мнение исходя из того, что оно является наиболее подходящим для современных транзакций[30].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: