Тема 1. Предмет и метод бухгалтерского учета

Цель темы: ознакомление с концепциями учета, терминологией, методами бухгалтерского учета.

Задачи темы:

· раскрыть сущность и содержание основных понятий и категорий бухгалтерского учета;

· определить место бухгалтерского учета в системе экономических наук;

· раскрыть нормативно-правовую базу бухгалтерского учета в РФ.

Учебные вопросы темы:

1.1. Бухгалтерский учет как информационная система организации.

1.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет как информационная система организации.

Среди отдельных видов хозяйственного учета центральное место занимает бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет – формирование в соответствии с установленными требованиями документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Целью бухгалтерского учета является формирование своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и составление достоверной отчетности для осуществления процесса управления и принятия управленческих решений.

Хозяйственный факт, явление, вызывающее изменения в хозяйственной деятельности организации, в ее финансовом положении, называют хозяйственной операцией.

Система управления любой организации неразрывно связана с бухгалтерским учетом. В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются информационная, контрольная, аналитическая функции, функция обратной связи и др. (схема 1).

Схема 1. Функции бухгалтерского учета

Информационная функция определяется тем, что бухгалтерский учет является основным поставщиком информации, так как фиксирует и накапливает информацию о состоянии и движении имущества (активов), источников образования имущества (капитала и обязательств) и результатах хозяйственной деятельности организации.

Контрольная функция бухгалтерского учета предусматривает оценку степени достижения предприятием своих целей, уточнение этих целей, выявление отклонений, причин, вызывающих отклонения, разработку и реализацию мероприятий по их устранению.

Функционирование системы управления невозможно без выполнения бухгалтерским учетом функции обратной связи. С помощью бухгалтерской информации обратная связь используется для осуществления контроля за результатами плановых показателей, выявления неиспользованных резервов производства, установления и устранения различных недостатков, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.

Аналитическая функция бухгалтерского учета заключается в использовании бухгалтерской информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. В процессе анализа выявляют влияние различных факторов на эффективность использования производственных ресурсов, прибыльность продукции, окупаемость затрат и т.п. Кроме того, аналитическая функция проявляется при обосновании и принятии эффективных управленческих решений, а также при составлении планов и прогнозов развития организации.

Все функции бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены с функциями управления, методическими приемами бухгалтерского учета, поэтому совершенствование управления напрямую связано с развитием системы бухгалтерского учета.

Виды бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики система управления эффективностью производства предполагает постоянное совершенствование бухгалтерского учета. В современных условиях потребности пользователей в информации бухгалтерского учета различны, для системы управления требуется информация нового качественного содержания, поэтому возникает необходимость дифференциации системы бухгалтерского учета на три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет. Назначение этих подсистем отражено на схеме 2.

Схема 2. Назначение подсистем бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета в организациях осуществляется в соответствии с действующей системой нормативных документов. Законодательство Российской Федерации устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из четырех уровней (схема 3).

Схема 3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Первый уровень нормативногорегулирования составляютуказы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Кодексы РФ, Федеральные законы РФ. Основополагающим для бухгалтерского учета является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности.

К документам второго уровня нормативного регулирования относятся положения (национальные учетные стандарты) по бухгалтерскому учету, которые представляют собой свод основных правил учета и оценки отдельных объектов учета. Данные учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. К документам этого уровня относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПБУ 34н). Кроме того, в настоящее время разработано и утверждено 22 Положения по бухгалтерскому учету отдельных видов имущества и обязательств.

Документы третьего уровня нормативного регулирования призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. К ним относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств по учетным вопросам. К числу документов этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, Методические указания по учету основных средств и материально-производственных запасов, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и другие.

Четвертый уровень нормативного регулирования занимают рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации, т.е. документы, непосредственно созданные в организации и являющиеся стандартами (документами) внутренней регламентации.

Примерами таких документов могут быть приказы о формировании учетной политики, должностные инструкции, положения по оплате труда, формы внутренней отчетности и т.п.


1.2. Предмет и методбухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность организации. Финансово-хозяйственная деятельность организации отражается через объекты бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского учета относятся:

- факты хозяйственной жизни;

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования его деятельности;

- доходы;

- расходы;

- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

- Фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Активами принято считать ценности, обладающие денежной стоимостью.

В зависимости от состава и характера использования активы разделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы – это средства длительного пользования, которые неоднократно участвуют в процессе производства (более 12 месяцев) и как средства труда обеспечивают прибыль организации.

К внеоборотным активам относят:

- нематериальные активы – имущество, которое не имеет материально-вещественной формы, в процессе своего использования способно приносить доход и также переносит свою стоимость по частям в виде начисленной амортизации (исключительные права на изобретение, полезную модель, товарный знак и знак обслуживания, на селекционные достижения, исключительное авторское право, ноу-хау, деловая репутация и другие);

результаты исследований и разработок – отражается стоимость объектов капитальных вложений или капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

нематериальные поисковые активы – это стоимость нематериальных затрат на поиск, разведку и оценку месторождений. К ним относятся: права на выполнение работ по поиску, разведке и оценке месторождений полезных ископаемых, информация, полученная в результате топографический, геологических и геофизических исследований, результаты разведочного бурения и отбора образцов, оценка коммерческой целесообразности добычи и др.

материальные поисковые активы – затраты, относящиеся к приобретению либо созданию материального объекта. К ним относятся используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых сооружения, оборудование, транспортные средства.

- основные средства – имущество, которое имеет материально-вещественную форму, в процессе эксплуатации изнашивается и переносит свою стоимость на готовую продукции по частям в виде начисленной амортизации (здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, земля, объекты природопользования и другие);

- доходные вложения в материальные ценности – вложения организации в имущество, предоставляемое за плату во временное владение и пользование (по договору лизинга и по договору проката) с целью получения дохода;

- финансовые вложения (инвестиции) – вложения организации в уставные капиталы других организаций, приобретение долгосрочных ценных бумаг и займы, выданные другим организациям, на срок более 12 месяцев с целью получения дохода;

- прочие внеоборотные активы.

Оборотные активы участвуют в одном кругообороте средств (одном производственном цикле) организации, их стоимость полностью переносится на готовую продукцию и списывается на затраты, то есть включается в себестоимость продукции.

К оборотным активам относят:

- запасы:

- материалы– предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделий, конструкций и деталей; топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности, прочие материальные ценности);

- животные на выращивании и откорме (молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери и другие);

- незавершенное производство – продукция, не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку;

- готовая продукция – продукция на складе, прошедшая все стадии обработки и предназначенная для продажи;

- товары – продукция, предназначенная для продажи и перепродажи у торговых организаций;

- товары отгруженные – продукция, отгруженная со склада, но все еще принадлежащая организации;

- расходы будущих периодов – расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (уплаченная вперед арендная плата за арендованные основные средства);

- дебиторская задолженность – задолженность (долги) перед организацией со стороны других организаций или лиц данной организации (задолженность покупателей, подотчетных лиц, учредителей по вкладам в уставный капитал, арендаторов). Дебиторская задолженность в зависимости от сроков погашения бывает долгосрочной (на срок более 12 месяцев) и краткосрочной (на срок в течение 12 месяцев);

- финансовые вложения – вложения в ценные бумаги и займы, выданные другим организациям на срок менее 12 месяцев с целью получения дохода;

- денежные средства – наличные денежные средства в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах в банках, денежные документы и переводы в пути.

Под обязательством понимается, что одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства делятся на долгосрочные (со сроком погашения более 12 месяцев) и краткосрочные (со сроком погашения не более 12 месяцев).

Источники финансирования деятельности экономического субъекта делятся на собственные и привлеченные источники. Собственными источниками финансирования являются чистая прибыль, резервные фонды, амортизационный фонд, уставный, добавочный, резервный капиталы.

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) – это первоначальный источник формирования имущества организации, т.е. стартовый капитал, который образуется в соответствии с учредительными документами за счет взносов (вкладов) учредителей (участников) организации.

Переоценка внеоборотных активов учитывает прирост или уменьшение стоимости основных средств и нематериальных активов в результате их переоценки.

Добавочный капитал (без переоценки) учитывает прирост стоимости имущества организации и формируется, в основном, за счет эмиссионного дохода акционерных обществ и суммы курсовых разниц по взносам в уставный капитал, выраженных в иностранной валюте..

Резервный капитал создается в организации в соответствии с законодательством и учредительными документами за счет отчислений от чистой (нераспределенной) прибыли и предназначен для покрытия возможных убытков.

Основным источником собственного капитала является прибыль организации (превышение доходов над расходами), представляющая конечный финансовый результат деятельности организации.

Привлеченными источниками являются долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, государственное целевое финансирование, бюджетные ассигнования, финансирование внебюджетных фондов, долевое участие, финансирование, полученное от материнских и дочерних организаций и кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность - э то задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками, перед собственными работниками организации, перед бюджетом, органами социального страхования и обеспечения, а также перед другими юридическими и физическими лицами, по отношению к которым организация имеет задолженность, подлежащую погашению.

Доходами считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников.

Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изъятия собственников.

Хозяйственная деятельность организации, независимо от ее организационно-правовой формы и направления деятельности, представляет собой последовательное сочетание взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов (схема 4).

К хозяйственным процессам относятся:

● снабжение (приобретение, заготовление);

● производство;

● реализация продукции.

Схема 4. Хозяйственные процессы

В процессе снабжения (приобретения, заготовления) приобретаются средства производства, материальные запасы, используются денежные средства для оплаты расходов по доставке, погрузке и хранению приобретенных ресурсов, для расчетов с поставщиками, транспортными и другими организациями.

В процессе производства происходит соединение труда со средствами производства (средствами труда и предметами труда) с целью изготовления готовой продукции. В процессе производства расходуются оборотные средства, изнашиваются основные средства, начисляется заработная плата работникам. Результатом процесса производства является готовая продукция.

Заключительным хозяйственным процессом является процесс реализации, или продажи готовой продукции, изделий, товаров, передачи выполненных работ заказчикам, оказанных услуг. В результате процесса реализации вновь возникают денежные средства в виде выручки от продажи или возникает дебиторская задолженность, что создает возможность возобновления производственного цикла.

Результатом трех хозяйственных процессов является прибыль (превышение доходов над расходами) или убыток (превышение расходов над доходами).

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых непрерывно изучается и обобщается хозяйственная деятельность организации. Элементы метода бухгалтерского учета представлены на схеме 5.

Схема 5. Элементы метода бухгалтерского учета

Документация. Путем документации осуществляется сплошное, непрерывное наблюдение за хозяйственными операциями. Все хозяйственные операции должны оформлятьсяпервичными документами. Правильно оформленный первичный документ имеет юридическую силу.

Инвентаризация – это проверка соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация обеспечивает контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Это основной прием, при помощи которого реализуется контрольная функция бухгалтерского учета.

Оценка – это выражение в денежном измерении имущества организации и источников его формирования.

В основе оценки имущества организации лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Главный вид оценки имущества – по фактической себестоимости заготовления и приобретения материальных запасов, приобретения внеоборотных и оборотных активов, строительства.

Фактическая себестоимость определяется путем калькулирования.

Калькулирование (от лат. calculation – «счет») – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ (услуг) в денежном выражении. Экономическое значение калькуляции себестоимости заключается в том, что себестоимость показывает величину издержек, связанных с производством продукции (работ, услуг).

Продукт калькулирования себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по отдельным составляющим (статьям затрат) называется калькуляцией. Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Таким образом, бухгалтерский баланс дает представление об имущественном положении и финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату.

Бухгалтерская финансовая отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: