Текст, в частности, текст учебного характера - это своеобразный посредник между учеником, изучающим некоторую проблему, и автором текста, который передает ученику научные знания, относящиеся к данной проблеме. Текст может быть выражен в устной и письменной форме. Он может передаваться непосредственно от человека к человеку (в обучении - от преподавателя к студенту или от студента к преподавателю и другим студентам). Он может передаваться и опосредованно - с помощью различного рода технических каналов связи (печать, радио, телевидение, магнитофон и т.п.). Но во всех случаях текст является носителем информации, носителем сообщения, которое направлено потенциальному читателю или слушателю.
Работа с учебным текстом - это, прежде всего анализ его логического содержания. Иными словами, студент должен условно поставить себя на место автора, осуществить вместе с автором поиск решения поставленной проблемы, проиграть вместе с автором различные варианты решения и на этой основе выработать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Подготовленность студента к восприятию текста дает ему возможность видеть проблемы (вопросы, задачи) в различных текстах, даже если проблема не формируется автором в ясной форме. Подобные навыки познавательной деятельности могут быть развиты лишь в специально организованных условиях обучения. Чем шире привлекаемый материал для раскрытия определенной проблемы (учебный, научно-популярный, специальный, практический), тем больше возможностей не только для глубокого освоения данного материала, но и для формирования обобщенного подхода к самостоятельному анализу текста.
|
|
В дидактике уже описаны разнообразные умения самообразовательной работы. С одной стороны, это умения отыскать и выбрать необходимую литературу (пользование библиотечными каталогами, библиографией и т.п.) С другой стороны - это умение читать книгу, работать над текстом с целью его освоения.
Перечень основных текстов по курсу истории содержится в рекомендуемой к каждому семинарскому занятию основной и дополнительной литературы, а также в журналах и периодической печати.
Работа с рекомендуемыми текстами (книгами) является основным и центральным звеном в самостоятельной работе по обществоведческим предметам и, прежде всего, по курсу истории.
Имеется богатый опыт самостоятельной работы с книгой, накопленный многими видными учеными нашей страны и обобщенный в многочисленной литературе. Подробно с методикой работы с текстом можно ознакомиться в книге "Как самостоятельно изучать политическую книгу. Методическое пособие".М.: Политиздат, 1982.
|
|
Одним из наиболее распространенных и эффективных методов работы с книгой является ее чтение и ведение записей прочитанного. Такой метод работы над изучаемым текстом представляет собой творческий процесс, в ходе которого анализируется книга, выделяется главное, оценивается прочитанное, накапливаются факты для обобщения и раскрытия основных положений.
Для содержательного понимания книги необходимо знание конкретно-исторической обстановки, в которой она создавалась, преемственности ее идей с актуальными вопросами современности, поэтому прежде чем приступить к изучению книги, следует внимательно и вдумчиво прочитать, что сказано о ней в лекции, в учебной литературе или других учебных пособиях, словарях, справочниках.
Работу над книгой студент должен начинать с предварительного общего ознакомления с ней: титульный лист, ее полное название, подзаголовок, эпиграф и т.д. Затем надо ознакомиться с оглавлением книги, выяснить, изкаких глав, частей и разделов она состоит; прочитать в первую очередь предисловие и введение, т.к. в них дается характеристика книги в целом, указывается цель, которую преследовал автор при написании книги, дается историческая обстановка и т.д. Важно также ознакомиться с заключением, в котором обычно излагаются основные выводы книги. Таким путем студент получает общую ориентацию о содержании произведения, которая облегчает последующее изучение, придает ему необходимую целенаправленность, помогает выделить основные мысли автора.
Следующий важный этап работы над литературным источником - это сосредоточенное, неторопливое и вдумчивое чтение его с начала до конца. При чтении очень важно мобилизовать все свое внимание и обеспечить работу памяти, выделяя, осмысливая и запоминая основные идеи, понятия и положения книги. В этих целях рекомендуется работать с карандашом, подчеркивая отдельные абзацы, фразы, определения, в которых изложено самое важное и существенное. Практическое следование этим советам способствует эффективному усвоению материала каждым студентом.
Важным фактором усвоения прочитанного материала книги является его обстоятельное обдумывание прочитанного, связь новых мыслей и положений с уже изученным и освоенным.
Основным и завершающим этапом самостоятельной работы над книгой является запись прочитанного. Эта работа помогает лучше запомнить текст, так как здесь участвует в запоминании не только зрительная память, но и моторная, один из самых активных видов памяти. Хорошие записи прочитанного помогают быстро восстановить материал в памяти не только в ходе подготовки к семинарскому занятию и зачету, но и в будущем, при изучении других гуманитарных дисциплин в университете.
Существует много способов ведения записей (план, выписки, тезисы, краткие аннотации, конспекты и т.д.). Наиболее распространенный способ ведения записей - конспектирование. Конспект, являясь результатом глубокого изучения произведения, а также наиболее совершенной формойзаписи, должен содержать в себе план и главные выводы, самое основное и существенное в изучаемой книге, в кратких и чётких формулировках обобщать её теоретические идеи, их связь с конкретной темой курса истории.
Главное в конспектировании – зафиксировать в краткой тезисной форме своими словами основные положения изучаемого произведения и дать систематизированное, краткое обоснование каждого положения, выявить внутреннюю связь между ними.
Можно рекомендовать студентам следующую технику составления конспекта: записи вести в общей тетради, пронумеровав страницы и оставив поля; на первых страницах вести учёт законспектированных первоисточников (оглавление); конспект надо начинать с фамилии, инициалов автора, полного названия работы и её библиографического описания (где, каким издательством и когда издана). При конспектировании статьи из журнала или газеты следует записать фамилию, инициалы автора, названия статьи, наименование периодического издания, год и номер или дату издания (публикации), указать номера страниц.
|
|
Материал лучше всего излагать своими словами, не допуская при этом искажения содержания мыслей автора, указав страницы проработанного материала (на полях тетради). Важнейшие же положения и выводы автора рекомендуется выписать в форме цитат, с указанием страницы (на полях конспекта).
Конспект должен быть удобным для чтения, с выделением красной строки, подчеркиванием наиболее важных мест. Рекомендуется каждое произведение конспектировать с новой страницы, выделяя его библиографическое описание (более крупный шрифт, подчёркивание, использование цветных карандашей или фломастеров и т.п.).
Следующий этап конспектирования – вынесение на поля конспекта основных вопросов изучаемой работы, дополнительных сведений по данному вопросу из учебника, периодической печати, справочников и т.п., кратких выводов или аннотаций.
9.4 Лекции и семинарские занятия: