Сущность управленческих решений и их роль в системе управления. Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений

Управленческое решение – это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных о конкретной управленческой ситуации, определении цели действий и содержащий программу ее достижения.

Выделяют временной горизонт принятия решения (время, отводимое на оценку ситуации и выработку программы действий) и временной горизонт реализации принятого решения.

Принятое решение доводится до исполнителей с помощью распоряжений или приказов.

Выделяют следующие виды управленческих решений.

1. В зависимости от сроков реализации решения могут быть:

- оперативными;

- тактическими;

- стратегическими.

2. По степени участия руководства и исполнителей в процессе подготовки решения:

- индивидуальные (принимаются единолично руководителем);

- коллективные (в обсуждении и голосовании участвует весь коллектив);

- коллегиальные (руководитель консультируется с группой специалистов).

3. По содержанию:

- финансовые;

- технические;

- кадровые;

- организационные и т.д.

4. По периодичности:

- регулярное (типовое решение, повторяется из раза в раз);

- эпизодическое (слабо выражена периодичность);

- временное (не имеет аналогов в прошлом, не повторяется в будущем).

5. По степени жесткости требований:

- обязательные для исполнения;

- рекомендательные (не предусмотрено санкций за его неисполнение).

6. По степени активности лица, принимающего решение:

- инициативное (принимается должностным лицом в меру своей компетенции);

- решение во исполнение (принимается нижестоящим должностным лицом для исполнения решения вышестоящего иерархического уровня).

Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений состоит из следующих этапов.

6. Постановка проблемы.

Проблема – это несоответствие реально сложившейся ситуации и потребностей организации. Для выявления проблемы необходимо:

а) определить звено или сферу деятельности, где порождается противоречие или конфликт;

б) определить масштаб и возможные последствия проблемы;

в) оценить срок, к которому проблема должна быть решена;

г) оценить необходимые ресурсы.

7. Выявление альтернативных вариантов решения проблемы.

Альтернативы должны быть четко сформулированы и просчитаны по срокам и затрачиваемым ресурсам.

8. Выбор лучшей альтернативы и принятие решения.

Возможны 2 подхода к выбору окончательного варианта:

- на основе анализа;

- на основе прошлого опыта (интуиции лица, принимающего решение).

Принятое решение утверждается руководителем. Оно документируется как внутренний документ. В нем указывается обоснование принятого решения (для чего, во исполнение чего), характер действий, перечень исполнителей, сроки и т.п.

9. Осуществление решения.

10.Контроль реализации принятого решения.

В рабочем порядке цель может пересматриваться, могут приниматься повторные, корректирующие решения, которые дополняют, конкретизируют или даже отменяют первоначальное управленческое решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: