Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, то есть на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать определенный комплекс условий во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере важнейшими условиями являются:
1) реальный плюрализм форм собственности, т.е. наличие разных типов и форм собственности, которые признаны действующим законодательством равноправными и могут конкурировать между собой в борьбе за сферы прикладывания капитала;
2) развитая инфраструктура поддержки предпринимательства (консультационных центров по вопросам управления предприятиями, курсов и школ подготовки предпринимателей, инновационных центров и т.п.;
3) обоснованная экономическая политика государства, в том числе политика поддержки предпринимательства, прежде всего мелкого;
4) государственное регулирование экономики с помощью экономических рычагов;
5) рациональная экономическая, внешнеэкономическая политика, в частности продуманная политика протекционизма, защиты отечественного товаропроизводителя.
В сфере права основными условиями предпринимательства является:
1) эффективная законодательная база относительно предпринимательства;
2) развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации;
3) эффективная система защиты интеллектуальной собственности (изобретений, патентов, лицензий и др.);
4) простая процедура регистрации, сокращение форм отчетности и контроля за их деятельностью, отсутствие взяточничества;
5) льготное налоговое законодательство.
Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них. В основе инновации лежат технические, социальные и организационные перемены (новые решения). Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как технический или экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
В экономической литературе выделяют пять основных видов инновационного предпринимательства: технологические инновации, производственные инновации, экономические инновации, торговые инновации, социальные инновации, инновации в области управления.
Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда представляет совокупность условий и факторов, действующих независимо от самих предпринимателей:
- экономическое положение в стране и регионах;
- стабильность денежного обращения, устойчивость финансовых институтов (налогообложение, кредитование);
- наличие определенной экономической среды, рыночного пространства (банки, биржи и пр.);
- правовая среда, т.е. четко установленные права, обязанности и ответственность предпринимателей и других субъектов рыночных отношений;
- наличие в достаточном количестве природных ресурсов, демографическая ситуация в стране и регионах;
- научно-техническая, технологическая среда.
Внутренняя среда формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер:
- наличие необходимого объема собственного капитала, источники заемных средств;
- выбор предмета деятельности;
- правильный выбор организационной, правовой формы предпринимательской структуры;
- подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование);
- разработка обоснованного бизнес-плана;
- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
- разработка и внедрение обоснованной стратегии фирмы. Предвидение и расчет последствий предлагаемых рисков, их нейтрализация и страхование;
- организационно-технологическая структура фирмы;
- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников.