Условия предпринимательской деятельности. Инновации как необходимое условие предпринимательской деятельности. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия - это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, то есть на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать определенный комплекс условий во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере важнейшими условиями являются:

1) реальный плюрализм форм собственности, т.е. наличие разных типов и форм собственности, которые признаны действующим законодательством равноправными и могут конкурировать между собой в борьбе за сферы прикладывания капитала;

2) развитая инфраструктура поддержки предпринимательства (консультационных центров по вопросам управления предприятиями, курсов и школ подготовки предпринимателей, инновационных центров и т.п.;

3) обоснованная экономическая политика государства, в том числе политика поддержки предпринимательства, прежде всего мелкого;

4) государственное регулирование экономики с помощью экономических рычагов;

5) рациональная экономическая, внешнеэкономическая политика, в частности продуманная политика протекционизма, защиты отечественного товаропроизводителя.

В сфере права основными условиями предпринимательства является:

1) эффективная законодательная база относительно предпринимательства;

2) развитое антимонопольное законодательство и наличие достаточных механизмов его реализации;

3) эффективная система защиты интеллектуальной собственности (изобретений, патентов, лицензий и др.);

4) простая процедура регистрации, сокращение форм отчетности и контроля за их деятельностью, отсутствие взяточничества;

5) льготное налоговое законодательство.

Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них. В основе инновации лежат технические, социальные и организационные перемены (новые решения). Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как технический или экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяют пять основных видов инновационного предпринимательства: технологические инновации, производственные инновации, экономические инновации, торговые инновации, социальные инновации, инновации в области управления.

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя среда представляет совокупность условий и факторов, действующих независимо от самих предпринимателей:

- экономическое положение в стране и регионах;

- стабильность денежного обращения, устойчивость финансовых институтов (налогообложение, кредитование);

- наличие определенной экономической среды, рыночного пространства (банки, биржи и пр.);

- правовая среда, т.е. четко установленные права, обязанности и ответственность предпринимателей и других субъектов рыночных отношений;

- наличие в достаточном количестве природных ресурсов, демографическая ситуация в стране и регионах;

- научно-техническая, технологическая среда.

Внутренняя среда формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер:

- наличие необходимого объема собственного капитала, источники заемных средств;

- выбор предмета деятельности;

- правильный выбор организационной, правовой формы предпринимательской структуры;

- подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование);

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

- разработка и внедрение обоснованной стратегии фирмы. Предвидение и расчет последствий предлагаемых рисков, их нейтрализация и страхование;

- организационно-технологическая структура фирмы;

- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: