Условия образования монополии:
-Отсутствие близких заменителей
-Большие барьеры для вступления в отрасль
-Наличие патента на вид деятельности или производства чего-либо.
Виды монополий:
- Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
- Синдикат – предприятия, объединенные единой сбытовой организацией (напр. в России "Единая торговая компания" на рынке каустической соды).
- Олигополия – контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга (напр. в России в первой половине 2000-х годов - ситуация на рынке штрипса).
- Вертикально-интегрированная компания - группа, юридически объединяющая в своем составе несколько взаимно аффилированных последовательных технологических переделов и управленческих функций (напр. крупнейшие нефтяные компании в России).
- Конгломерат (Концерн) (в юридической практике – группа лиц) – несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО "Газметалл").
|
|
- Монопсония – единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель (напр. в России на нескольких рынках – ОА "Газпром", ОАО "РЖД")
- Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Чаще всего, естественные монополии - это сети, создание конкурентов для которых экономически неоправдано или технически невозможно (напр. водопровод, передача электричества, железнодорожные пути).