Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Они могут отказаться работать с компанией или установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.
· сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании
· степень дифференциации сырья и исходных материалов
· наличие заменителей поставщиков
· сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании
· солидарность рабочей силы (например, деятельность профсоюзов)
- угроза интеграции вперед поставщиками может повлиять на возможность компании интеграции назад
· сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании
Рыночная власть потребителей
Влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены.
· концентрация потребителей к уровню концентрации компании
· степень зависимости от существующих каналов дистрибуции
· количество потребителей
· сравнение стоимости переключения потребителя и стоимости переключения компании
|
|
· доступность информации для потребителей
· возможность вертикальной интеграции (построение холдингов с вертикальной интеграцией)
· доступность существующих продуктов-заменителей
· ценовая чувствительность потребителей
· отличительные преимущества продуктов компании (уникальность)
Уровень конкурентной борьбы
Для большинства отраслей это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т. д.
· количество конкурентов
· уровень роста рынка
· критерии насыщения рынка
· барьеры входа в отрасль
· барьеры выхода из отрасли
· отличительные черты конкурентов
· уровень затрат конкурентов на рекламу
· амбиции первых лиц и акционеров конкурентов
Условия
Применимость анализа пяти сил по Портеру требует условий:
· покупатели, конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются;
· цена определяется структурными преимуществами (создавая входной барьер);
· нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов.
Основные виды диверсификации.