Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадского люда в Москве. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но был вынужден отложить сбор недоимок. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием "Уложение". Над его составлением работала особая комиссия во главе с боярином князем Н.И. Одоевским. Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др.
Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. В гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян (главы XX—XXII). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов "верхов " свидетельствует разница в штрафах за "бесчестье": за крестьянина — 2 руб., гулящего человека - 1 руб., а за лиц привилегированных сословий — до 70-100 руб.
|
|
В гл. XI ("Суд о крестьянах") собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Гл. XIX ("О посадских людях") провозглашала ликвидацию частновладельческих слобод в городах, возвращение в тягло "беломестцев", "закладчиков", массовый сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Положение кабальных холопов регламентировано гл. XX. Главы XVI ("О поместных землях") и XVII ("О вотчинах") посвящены вопросам дворянского землевладения. В них устанавливались нормы поместных дач по чинам, запрещалась продажа поместных земель в вотчину, продажа вотчинных земель духовенству, но было узаконено наследование поместий женами и детьми феодала.
|
|
24. Суд и судебный процесс в XV-XVII вв. Розыскная система.
Соборное уложение устанавливало две формы судебного процесса: обвинительно-состязательный и розыскной.
Обвинительно-состязательный процесс, или суд, применялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел.
Суд начинался с подачи заинтересованным лицом челобитной жалобы. Затем пристав вызывал в суд ответчика. Последнему при наличии уважительных причин предоставлялось право дважды не являться в суд, однако после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшая сторона получала соответствующую грамоту.
В системе доказательств существенных изменений не произошло. Использовались свидетельские показания, письменные доказательства, присяга, жребий.
В качестве свидетельских показаний применялись ссылка из виноватых и общая ссылка. Первая заключалась в ссылке стороны на показания свидетеля, которые должны были совпасть с утверждениями ссылающегося. При несовпадении дело проигрывалось. Во втором случае обе спорящих стороны обращались к одним и тем же свидетелям. Их показания являлись основой решения дела.
В качестве доказательств применялись «общий обыск» и «повальный обыск» - опрос всех свидетелей относительно фактов совершения преступлений или конкретного подозреваемого лица.
Судоговорение в обвинительно-состязательном процессе было устным. Каждая стадия процесса (вызов в суд, поручительство, вынесение решения и т.д.) оформлялась особой грамотой.
Розыскной процесс, или сыск, применялся по наиболее важным уголовным делам. Дело в розыскном процессе, как и по Судебнику 1497 г., могло начинаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с наговора. Государственным органам, которые вели следствие по делу, предоставлялись широкие полномочия. Они опрашивали свидетелей, проводили пытки, применяли «обыск» - опрос всех свидетелей и подозреваемых и др.
Глава XXI Соборного уложения регламентировала использование пыток. Основанием для ее применения обычно служили результаты «обыска». Пытку можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами. Показания пытаемого протоколировались.
Судебник 1497 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.
В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т.п.).
Развивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю.
За подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т.д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.
Вторая форма судебного процесса - розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.
|
|
В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными органами были царь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отраслевыми управлениями, и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам и волостелям, позже - губным и земским органам, а также воеводам.
Судебная система состояла из нескольких инстанций: 1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя.
Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов.
До XVI в. судебная власть осуществлялась княжеским судом, юрисдикция которого по первой инстанции распространялась на территорию княжеского домена и лиц, обладавших тарханными грамотами (т.е. имеющих привилегию на суд князя). Круг таких лиц постепенно сужался, с середины XVII в. вводится даже уголовное наказание за непосредственное обращение к царю с просьбой о судебном разбирательстве. Царь рассматривал дела только в случаях злоупотребления судей, отказа рассматривать дело в приказе или в апелляционном порядке (пересуд). Царь мог перепоручать рассмотрение дел путным боярам и другим чиновникам дворцового управления.
С XV в: Боярская дума стала самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. «По докладу» проходили дела, поступавшие из наместнических и приказных судов. В этом случае Дума выступала в качестве суда второй инстанции. Дума сама могла выходить к государю с «докладом», прося разъяснения и окончательного разрешения дела.
|
|
Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась «новоуказной статьей». С возрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дьяков, стоявших во главе приказов (с XVI в. в состав Думы вводятся думные дьяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ Казанского дворца). С XVII в. в составе Боярской думы образуется особый судебный отдел (Расправная палата).
В качестве судебной инстанции приказы выделились уже в конце XV в., а с середины XVI в. они стали основной формой центрального суда. Судьи были закреплены за определенными приказами.
Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались государю. Предусматривалось наказание как для судей, отказывающих в принятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой или с нарушением установленного порядка.
С XVI в. появились специализированные судебные приказы. В 1550 г. Учреждается Холопий приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи.
В первой половине XVI в. был создан Разбойный приказ, который к началу XVII в. преобразовался в Разбойный сыскной приказ, а к концу XVII в. - просто в Приказ сыскных дел (Сыскной приказ). При отправлении правосудия приказные бояре и дьяки руководствовались Уставной книгой приказа, в нее же записывались приговоры думных бояр. В подчинении Разбойного приказа находились все губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Приказ ведал делами о татях, разбойниках и «лихих людях».
Земский приказ рассматривал дела по преступлениям, совершенным в Москве, и осуществлял полицейские функции. Поместный приказ также осуществлял полицейские функции в Москве. Полицейский приказ вершил суд по всем поземельным тяжбам, оформлял сделки купли-продажи, мены, дарения и наследования.
Высшая судебная инстанция по гражданским делам - Судный приказ, образованный в начале XVII в. и выступавший в качестве суда второй инстанции по решениям, вынесенным судами наместников, воевод и губных старост (его деятельность строилась по территориальному принципу). В середине XVI в. сформировался Челобитный приказ, сосредоточивший в своих руках прием жалоб от населения. Позже он передал свои полномочия Приказу сыскных дел.
В первой половине XVII в. оформился Приказ тайных дел. В его задачу входило наблюдение за всей управленческой деятельностью в государстве, т.е. функции тайной полиции.
Приказ Большого дворца контролировал выполнение тягла повинностей и сборов и ведал судебными делами в монастырских и великокняжеских вотчинах, царских селах.
25. Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России.
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.
Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.
Возникновение абсолютной монархии в России относится ко 2-ой пол. XVII в. В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности.
В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат, в том числе и многочисленную армию.
Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.
Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.
Т.о., возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время
Абсолютизм в России возник во 2-ой пол. XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось, значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.
Т.о., во 2-ой пол. XVII в. в России возник абсолютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как абсолютизм «с боярской Думой и боярской аристократией...». Окончательно он оформился в 1-ой четверти XVIII в. при Петре I.
В 1-ой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в труде Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», написанном по специальному указанию Петра I. В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей.
Возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии и т.д.). Но между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие, так и особенные черты, определяемые конкретными условиями развития каждой страны.
Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, т.е. в системе государственного аппарата не было органа, который ограничивал бы власть монарха. Для них характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии. В Англии же абсолютизм имел незавершенную форму. Там сохранились парламент, в какой-то (пусть незначительной) степени ограничивавший власть монарха, местные органы самоуправления; отсутствовала многочисленная постоянная армия. В Германии «княжеский абсолютизм» консервировал феодальную раздробленность страны.
За свою более чем 250-летнюю историю абсолютизм в России претерпевал изменения. Можно выделить следующие пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый — абсолютная монархия 2-ой пол. XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией; второй - чиновничье-дворянская монархия XVIII в.; третий - абсолютная монархия I первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.); четвертый - абсолютная! монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый - в период с 1905 по февраль 1917 г., когда абсолютизм сделал еще один шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.
26. Общественный строй XVII-XVIII вв. Дворянство и духовенство. Жалованные грамоты.
В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.
Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.
Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок Действовал при наследовании по закону: недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменён.
Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направлений является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.
Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV-IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.
При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.
С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
Наиболее важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству 1785 г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпоративные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворянских судов.
В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т.д.
К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.
Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.
Сословное самоуправление дворянства выглядело следующим образом. Дворяне создавали общество - Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.
Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политическую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчинена государству, усилилась и правовая регламентация духовного сословия.
Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).
Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т.е. его отчуждение и передачу в светское управление.
В 1649 г. был создан Монастырский приказ - светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась - приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.
В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению своих землевладений и церковной юрисдикции.
Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.
С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы - сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.
В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.
Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.
В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.
В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.
Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т.д.
В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и Др.); прочие жители городов.
Горожане имели свой сословный суд.
Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т.д.
27. Начало образования института крепостничества заметно в 17 веке, но в период империи оно существенно изменяется:
- становится частной зависимостью;
- поглощает в себя прежнее холопство.
Юридическое положение крепостных в данный период:
- разделение крестьян на казённых и частновладельческих;
- ограничение прав обеих этих категорий.
Практически бесправное, в имущественном отношении, положение как казённых, так и частновладельческих крестьян выражается в следующем: в 1730г. им было запрещено приобретать недвижимую собственность в городах и уездах, в 1731г. крестьянам запрещалось вступать в подряды и откупа, в 1761г. – обязываться векселями и вступать в поручительства. Разрешены были лишь мелкие заёмные обязательства и право собственности на движимое имущество.
Различия в положении между казёнными и частновладельческими крестьянами заключалось в объёме личных прав. В системе отношений землевладельца и его крепостных сохранялось достаточно большое количество элементов прежнего холопства. Пётр Первый в 1720г. разрешил продажу крепостных в рекруты.
Допускалось право хозяйственного пользования крепостными. В отношении своих крепостных хозяин обладал большинством прав собственности. Помещик мог передавать крестьянина другим лицам. Запрещалось лишь передача крестьян лица, не обладающим правом владения крепостными.
С позволения начальства помещик мог переселять своих крестьян с одной земли на другую. Помимо этого, частновладельческие крестьяне в отличие от крестьян казённых вообще не имели никаких имущественных прав: всё их имущество – имущество помещика.
Крестьяне заключали браки лишь с разрешения помещика.
Попытка законодательного ограничения вмешательства землевладельца в семейные отношения крепостных, в частности закон 1724г., не имела никаких последствий.
Право суда и наказания (за искл. смертной казни) вообще не регулировалось законом. Затем по Указу 1765г. помещикам предоставлялось право ссылки крестьян на каторгу (до 1807г.), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на поселение в Сибирь.
Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно. Дети, рождённые от солдата отца, принадлежали военному ведомству.
Т.о., источниками крепостной зависимости были:
- брак;
- кабальный договор займа с инородцем;
- покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения;
- наём в услужение;
- плен;
- совершение преступления.
28. Сенат. Коллегии. Синод. Реформы МСУ. Военная реформа. Судебная система.
Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже, сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
Коллегии. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления - коллегии. Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии -Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.
Синод. Духовным регламентом учреждался центральный государственный орган управления русской православной церковью, именуемый Духовной коллегией и переименованный в 1721 г. в Святейший правительствующий синод, В 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора, на которого возлагался контроль за деятельностью синода.
Православие было государственной религией. Синод учреждался вместо патриарха и соборов. Акты синода приобретали юридическую силу после утверждения их императором. Распоряжения синода издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества».
Синод как административно-судебный церковный орган обладал следующей компетенцией: рассматривал дела о церковных службах, истолковывал церковные догмы, занимался борьбой с ересями, назначал и смещал церковных должностных лиц, осуществлял суд над духовенством, а по некоторым категориям дел - и над мирянами, и т.д.
Монастырский приказ, воссозданный в 1701 г., был подчинен синоду. В 1724 г. приказ был переименован в Камер-контору в 1726 г. - Коллегию экономии.
Превращение церковного управления в придаток административно-бюрократической системы навсегда лишило духовную власть политических притязаний.
Реформы МСУ. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд - провинция - губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718- 1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
Военная реформа. В XVII-XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии. В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.
В период 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры - из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.
До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719 г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718 г.
Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.
Судебная система. Система судов в первой четверти XVIII в. строилась на сословном принципе, судебная власть не была отделена от власти административной. Высшую судебную инстанцию представлял монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.
Следующую инстанцию - Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательными.
Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная - земельные споры, Мануфактур-коллегия - дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия - финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров.
Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждены ландрихтеры (местные судьи).
С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух - шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.
В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.
Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство - в консистории при епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или Тайной канцелярии.
В 1722 г. проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела.
В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями. Нижней инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дела. Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.
Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов; попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной; учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов); совмещение гражданской и военной юстиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).
29. Развитие Гос. аппарата после Петра I. Верховный совет. Губернская реформа. Полиция.
В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий - Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.
В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.
В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.
Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров, вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету министров, который сосредоточил в своих руках все государственное управление.
В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, - кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).
За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорским советом, при Екатерине II - Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.
После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.
В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления.
В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: государственные финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.
Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.
С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.
Система губернского и местного управления, сформированная при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган - Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правления включал самого губернатора и двух советников, назначаемых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.
В начале XVIII в, в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.
В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы - управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.
Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.
В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск; задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.
В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.
По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».
Б 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.
В 1718 г. была образована тайная канцелярия - новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II.
Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.
30. Развитие права в кон. XVII- XVIII вв. Источники. Попытки кодификации.
Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.
Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов - Кригс-комиссариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).
Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.
Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.
Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. Основным источником права продолжало являться Соборное уложение 1649 г.
Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм: в 1667 г. утвержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Новоуказные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.
В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки создания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались противоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.
Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:
Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголовный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;
Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г. - процессуальный кодекс;
Генеральный регламент 1720 г. - сборник административного законодательства;
Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.