Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.
Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.
В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.
10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.
Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917 г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.
ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Красной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные комитеты.
|
|
По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как большевики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата.
Для осуществления своих полномочий при Комитете образовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др.
Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредоточивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.
В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.
Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.
Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.
II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В. И. Ленин.
|
|
Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - высший орган власти в период между съездами. Председателем Комитета был избран Л. Б. Каменев, скоро его сменил Я. М. Свердлов.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:
- Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от аннексий и контрибуций;
- Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.
Съезд Советов принял также два обращения: «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в которых говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских Депутатов, а на местах - к местным Советам.
Политические партии, не принимавшие участия в работе II съезда Советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Правые партии ушли в подполье, некоторые политические группы перешли к террористическим методам.
12 ноября 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание.
Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. Председателем Собрания был избран правый эсер В. М. Чернов. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал и предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В ней формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии. Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать Декларацию, после чего большевики покинули заседание.
Была утверждена эсеровская повестка дня, в соответствии с которой предлагалось рассмотреть вопросы о верности союзникам и продолжении войны, подготовке аграрной реформы земельными комитетами, об организации государственной власти. Было принято постановление о том, что верховная власть в стране принадлежит Учредительному собранию.
6 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания, а войска разогнали демонстрацию в Петрограде, организованную в его поддержку. 18 января СНК принял декрет, в соответствии с которым предписывалось устранить из принятых законов все ссылки на Учредительное собрание.
После разгона Учредительного собрания высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Помимо него существовала система Советов крестьянских депутатов.
Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 г. Окончательное слияние Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.
Слом старого государственного аппарата. Свержение Временного правительства, упразднение министерств и ведомств, канцелярий Государственного Совета и Государственной Думы, роспуск милиции Временного правительства, отстранение от власти чиновников Временного правительства в центре и на местах. Демократизация и постепенная демобилизация старой армии. Уничтожение судебно-прокурорских органов. Упразднение органов местного самоуправления. Роспуск Учредительного собрания.
Исторической предпосылкой возникновения Советской государственности стали взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, развитые в утилитарно-политическом плане В.И. Лениным. Но идеальное государство нового типа, просуществовавшее на практике в лице Парижской коммуны всего 72 дня. Октябрьская революция открыла возможность реализовать идеальную государственно-правовую концепцию на практике в национальных масштабах.
|
|
Переход власти в руки Советов 25 октября с юридической точки зрения выглядит весьма спорным и неоднозначным. Данный акт был оформлен и "законодательно" закреплен II Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который не имел в ночь заседания необходимого кворума - 2/3 от общего числа прибывающих делегатов. Лишь 625 делегатов из 1090 прибывших проголосовали за передачу власти Советам, остальные в большинстве своем покинули зал заседания. Тем не менее, с формально-юридической точки зрения даже, если II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов набрал бы необходимый кворум при голосовании за переход власти к Советам, законность данного решения была бы в высшей степени сомнительна, поскольку на данный момент не учитывала позицию Советов крестьянских депутатов, объединявших подавляющую часть населения страны (в 1917 г. крестьянство в России составляло 73% населения страны). Таким образом, провозглашение Советской власти в России 25 октября 1917 г. произошло отнюдь не де-юре, а де факто.
Первые акты принятые II съездом СР и СД носили декоративно-декретивный характер. Так, в обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам" провозглашался переход государственной власти в стране к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Примечательно, что съезд высказался за передачу власти, в то время как последние выступали против этого и игнорировали приглашения на съезд.
В обращении определялась политическая программа нового правительства, выражавшаяся в следующих первоочередных мероприятиях:
- установление всеобщего мира;
- передача (безвозмездная) всех земель (за исключением надельных) крестьянству в лице государственных органов - земельных комитетов;
- демократизации армии;
- установление рабочего контроля над производством.
Основными сторонниками "социализации" земли в новом правительстве были левые эсеры. С распадом правительственной коалиции в июле 1918 г., в стране было создано однопартийное правительство, а в марте 1919 г. был издан декрет "о национализации земли". С этого времени вплоть до начала 90 г. вся земля в России находилась, и в большей части находиться в собственности государства.
|
|
Следствием Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде было упразднение Временного правительства и арест его членов. Судьбу Временного правительства разделило и первое всенародное избранное Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г. В отличие от представительной системы выборов на съезды Советов, выборы в Учредительное собрание носили прямой характер, а само по себе оно представляло высший представительный орган, олицетворявший чаяния и волю народа, и формально имело за собой высшую юридическую силу.
Большевики, получившие на выборах в Учредительное собрание лишь 1/5 голосов, прикладывали все силы, чтобы сорвать его созыв, а когда это не удалось, то используя свое силовое преимущество, открыто разгоняли его, попутно расстреляв демонстрацию рабочих, которые выступали в поддержку Учредительного собрания. В этом проявилась характерная особенность исторического развития в России в ХХ веке, заключавшаяся в резком, главным образом, силовом преобладании исполнительных органов (власти) над законодательными, и бесцеремонность в обращении с высшими представительными органами.
С разгоном Учредительного собрания в стране была установлена Советская республика. На смену старым органам пришли новые формы организации высших органов власти в лице:
1) Всероссийских съездов Советов - как верховного законодательного органа сессионного характера.
2) Всероссийского Центрального исполнительного Комитета - высшего постоянно действующего законодательного, распорядительного органа и избираемого съездом Советов и подотчетного ему.
3) Совета народных Комиссаров (Рабоче-крестьянское правительство Российской советской республики) - исполнительно-распорядительный орган, обладавший также правом издания законов, до 10.07.18 г. подотчетного съезду Советов и ВЦИК, обладавшими правом отменить или приостанавливать любое решение СНК. С 19.07.18 г. за СНК, помимо исполнительно-распорядительных функций, закреплялось право издания декретов, распоряжений, инструкций.
Республика Советов виделась В.И. Лениным как однотипная с Парижской коммуной форма организации государственной власти, в которой выделялись следующие признаки:
1. Коренная реконструкция буржуазного государственного аппарата, образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.
3. Руководящая роль в организации государственной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.
Советская республика рассматривалась как государственная форма диктатуры пролетариата и, в соответствии с ленинской концепцией, осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открытого классового представительства как советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Избирательное право послеоктябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны, в том числе и интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов представлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения. В ряде случаев, когда численность рабочих была незначительна, с целью достижения гегемонии пролетариата, 1 голос рабочего приравнивался к 10 и даже 100 крестьянским, и все равно добиться преобладания рабочих в Советах не удавалось.
В январе 1918 г. после разгона Учредительного собрания произошло слияние III Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов с III Всероссийским съездом крестьянских депутатов. Таким образом, они были формально объединены в рамках единого верховного органа власти. На местах также происходило объединение организаций рабочих и солдат с советами крестьянских депутатов, в некоторых местах этот процесс имел насильственный характер. Тем не менее создавалась система Советских органов снизу доверху. Весной 1918 г. шел интенсивный процесс развертывания волостных и сельских Советов крестьянских депутатов.
Создавшаяся система Советского государственного устройства отвечала главной потребности - созданию социалистического общества, основанного на государственной собственности на средства производства.
В соответствии с этим вся система Советов строилась по принципу демократического централизма, т.е. подконтрольность тех органов, которые были созданы Советами, перед депутатами этих Советов, а их самих перед избирателями. Если в смысле централизма Советы в период гражданской войны преуспели, сложившись в единую централизованную систему, то в смысле демократизма им явно не повезло, что объяснялось не в последнюю очередь низкой политической культурой трудящихся. В отчетном докладе IX съезду РКП В.И. Ленин констатировал, что Советы превратились из органов управления через трудящихся в органы управления для трудящихся.
В первой половине 1918 г. система Советской государственности приобрела следующий вид.
Высшими органами государственной власти являлись Всероссийские съезды Советов.
В промежутках между съездами их функции выполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (не свыше 200-х человек).
Исполнительным органом ВЦИК был его Президиум, который избирался в составе 1/10 всех его членов, и проводил в жизнь постановления ВЦИК. С февраля 1918 г. стал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.
Нормативные акты ВЦИК принимал по результатам голосования, представляя собой, таким образом, мобильную часть (более узкий) состав Всероссийского съезда.
Совет Народных комиссаров (СНК) был высшим органом власти и государственного управления - правительством страны, подотчетным Всероссийскому съезду и ВЦИК. Законодательные акты СНК обязан был передавать на рассмотрение ВЦИК, имея права издавать декреты только в случаях не терпящих отлагательства. Таким образом, СНК в период гражданской войны был особым органом соединявшем в себе законодательные и исполнительно-распорядительные функции.
Члены СНК (наркомы) стояли во главе отраслевых наркоматов, заменивших прежние отраслевые министерства.
На правах наркоматов действовал Всероссийской Совет рабочего контроля (с 16.11.17), преобразованный в середине 1918 г. в наркомат Госконтроля.
Также на правах наркомата действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ - с 02.12.17). Высшим органом Совета был пленум, исполнительным - президиум. Совет курировал важнейшие отрасли хозяйства возглавляемые входившими в него Главками. Первоначально же работа велась через отделы, входившие в ВСНХ, которые к 1920 г. были вытеснены Главками.
Органами государственной власти на местах являлись местные областные (до сентября 1918 г.) губернские, уездные, волостные и сельские Советы. 17.12.17 г. Наркоматом внутренних дел, курировавшим советское строительство, была выпущена инструкция о правах и обязанностях Советов, согласно которой Советы объявлялись высшими органами власти в пределах подконтрольных им территорий, и обязаны были подчиняться решениям вышестоящих Советов.
На общих собраниях Советов ставились вопросы местного управления, каждый член Совета должен был привлекаться к выполнению определенной государственной работы и делать отчеты перед избирателями не реже 1 раза в 2 недели. Для решения отраслевых вопросов при Советах действовали постоянные комиссии (например: планово-бюджетная, аграрная, агитационно-просветительная, социального обеспечения, коммунального хозяйства и др.).
Постоянно действующими органами при Советах являлись Исполнительные комитеты, избираемые и подконтрольные местным съездам Советов. Вышестоящие Советы осуществляли контроль за деятельностью нижестоящих, вплоть до отмены решений низовых органов.
При исполнительных комитетах Советов создавались отраслевые отделы или комиссариаты: земледелия, юстиции, народного просвещения, здравоохранения и т.д. Число отделов (в зависимости от уровня Совета колебалось от 5 до 25). Отделы подразделялись на отделы: медицинский, статистический, милиции и т.д. В большинстве случаев такая структура дублировала существовавшую ранее систему земского самоуправления.
Местные Советы имели право взимать в свою пользу местные налоги и облагать чрезвычайной контрибуцией имущих лиц. При Советах создавались Советы народного хозяйства Совнархозы, находившиеся под двойным подчинением - ВСНХ и местных Советов.
Система Советов, в сравнении с предшествовавшими формами управления, давала возможность прямого и широкого участия трудовых масс в государственном управлении. В селениях (деревнях, селах, на станциях, в местечках, городах с населением менее 10 тыс. человек) Советы образовывались из расчета 1 депутат на каждые 100 человек, но числом не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.