Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

К этой группе – несанкционируемым ОРМ относятся те, которые согласно ФЗ «Об ОРД» могут проводиться по решению непосредственно оперативного работника без вынесения постановления на их осуществление.

Опрос – это специальная беседа, проводимая с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные сотрудники либо лица, действующие по их поручению.

Объектом опроса могут любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией независимо от гражданства, возраста, должностного, социального положения, религиозных убеждений.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов выделяют следующие виды опросов:

– гласный опрос без зашифровки цели;

– гласный опрос с зашифровкой цели;

– негласный опрос без зашифровки цели;

– негласный опрос с зашифровкой цели;

– легендированный опрос.

Гласный опрос без зашифровки цели проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих интересующие оперативных работников сведения.

Гласный опрос с зашифровкой цели заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных интересов и целей опрашивающего.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора.

Легендированный опрос заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы.

Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением (заявлением или явкой с повинной) либо справкой (рапортом) оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к материалам уголовного дела. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном изучении документов (в том числе архивных), а также в направлении запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В ФЗ «Об ОРД» отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем излучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств доступа может осуществляться сотрудником оперативного аппарата, либо по его поручению другим лицом. При этом цели излучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и, в случае необходимости, могут приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение различных объектов для распознания и идентификации с уже имеющимися аналогами, либо установления признаков преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными и их можно разделить на две большие группы:

– объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

– объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе, прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество.

В зависимости от степени законспирированности можно выделить следующие тактические способы сбора образцов для сравнительного исследования:

1) гласный без зашифровки целей, если оперативный работник не скрывает от заинтересованных лиц своих целей (например, просит оставить отпечатки пальцев для сравнения их со следами, обнаруженными на месте преступления);

2) гласный с зашифровкой целей, когда оперативный работник, не скрывая свою должность, зашифровывает истинную цель действий (например, просит собственноручно написать объяснение по отвлеченному поводу с целью получения образца почерка);

3) негласный, когда сбор образцов осуществляется втайне от проверяемых лиц (например, изымается ресторанная посуда, которой пользовались проверяемые лица для взятия с нее отпечатков пальцев);

4) легендированный, когда оперативный работник скрывает свою принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и цель своих действий (например, представившись журналистом, просит дать интервью для получения образцов голоса).

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного аппарата с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Результаты сбора образцов оформляются:

à при гласном способе – актом сбора образцов для сравнительного исследования;

à при зашифрованном, легендированном и негласном способе, осуществляемом оперативным работником, – рапортом или справкой;

à осуществленным лицом, оказывающим конфиденциальное содействие, – сообщением.

Сами образцы прилагаются в упакованном виде.

Исследование предметов и документов – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном криминалистическом исследовании объектов, полученных в результате иных оперативно-розыскных мероприятий, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней проверяемых лиц.

С помощью исследования решаются задачи получения информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификации следов преступной деятельности; определения принадлежности и отождествления биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т. д.); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование проводится по письменному поручению оперативных аппаратов, подписанному руководителем, экспертно-криминалистическими службами, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств. При необходимости к проведению исследования предметов, веществ и документов могут привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. При наличии стандартизованных методик исследования могут проводиться и самим оперативным работником (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-анализатора). В письменном поручении на проведение исследования предметов, веществ и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При невозможности получения образцов объектов оперативные аппараты могут привлечь специалистов для проведения исследований на месте нахождения предметов.

Обязательным условием исследования предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и являющихся потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность в прежнем виде и качественная неизменность, обеспечивающая возможность проведения последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов, проведенного в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях – документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо исследование проводилось на условии конфиденциальности.

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами; местами нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

- выявление преступной деятельности лиц, подозреваемых в подготовке и совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

- розыска опасных преступников;

- фиксации отдельных эпизодов преступной деятельности с помощью фото-, видео - и аудиоаппаратуры;

- проверки надежности агентурного аппарата.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т. е. сочетающим в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино - или видеосъемка.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет. Эти материалы могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело.

Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем непроцессуального отождествления по признакам ее внешности, голосу, запаху и другим данным.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его идивидуальные признаки (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым, и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

1) непосредственное отождествление личности по фото- видеоучетам органа внутренних дел;

2) непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди задержанных лиц;

3) опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

4) опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

5) отождествление по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемого, при его согласии.

Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска по информационным системам.

Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: