Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования

Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования, в соответствии со ст. 8. ФЗ «Об ОРД», проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступлений, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

По своей познавательной сущности данное мероприятие имеет много общего со следственным осмотром, но по юридическим основаниям, процессуальной форме и правовым последствиям они в корне отличаются друг от друга.

С помощью обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности:

  • установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами;
  • получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях;
  • обнаружение похищенного имущества;
  • обеспечение сохранности доказательств путем их перемещения, фотографирования, копирования;
  • создание условий для следообразования путем пометки объектов, установки химловушек;
  • принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, средств их совершения и т. д.

Основные виды объектов обследования перечислены в названии этого оперативно-розыскного мероприятия: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого объектами могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого могут быть следы преступления. Правовые условия обследования объектов зависят от их принадлежности и назначения. Так, условия обследования помещений будут зависеть от того является ли оно жилым, служебным или общественным.

В зависимости от организационно-тактических форм проведения можно выделить три основных вида обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: гласное, зашифрованное, негласное.

Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости других должностных лиц, специалистов, а также граждан, оказывающих гласное содействие. При проведении такого обследования его участники не скрывают от окружающих целей своих действий. Гласное обследование жилища, личных вещей, частного автотранспорта. приусадебных участков может приводиться только с согласия лиц, чьи права при этом затрагиваются.

Зашифрованное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предполагает сокрытие истинных целей действий оперативного работника, либо легендирование его должностного положения.

Негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это наиболее сложный вид обследования, поскольку факт его проведения должен быть сохранен в тайне как от проверяемых лиц, так и от окружающих.

Негласное обследование жилых помещений проводится при наличии судебного разрешения.

При негласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств должна обеспечиться сохранность первичной обстановки на обследуемом объекте. Вместе с этим, в исключительных случаях допускается изъятие или замена отдельных обнаруженных предметов (оружия, наркотиков, документов) при наличии разрешения руководителя, утвердившего задание на проведение мероприятия.

Результаты негласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, проводимого оперативно-техническими подразделениями оформляются справками установленной формы или актами обследования, которые могут приобщаться только к делам оперативного учета.

Акт должен быть максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу следственного осмотра или акту, форма которого утверждена ведомством, чей специалист принимал участие в обследовании.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Объектами контроля могут выступать посылки, бандероли, письма, денежные переводы, телеграммы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям электрической и почтовой связи.

Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях исправительных учреждений и СИЗО не является оперативно-розыскными мероприятиями и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и иными нормативными актами. Проведение оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в соответствии с межведомственными нормативными актами отнесено к компетенции органов федеральной службы безопасности. Основанием для их осуществления является задание оперативного аппарата органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В задании указываются установочные данные контролируемого объекта, сроки проведения мероприятия, перечень вопросов, подлежащих выяснению, необходимость и способы фиксации содержания корреспонденции (снятие копий, фотографирование, видеосъемка, получение образцов для сравнительного исследования) и другие особые требования к проведению мероприятия. К заданию прилагается соответствующее судебное решение, которое по завершении мероприятия возвращается его инициатору. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также все почтовые отправления, поступающие в конкретный адрес и исходящие от него. Порядок проведения контроля почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений и оформление их результатов регламентируется отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами ФСБ. Максимальный срок контроля не может превышать шести месяцев, если иное не предусмотрено в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Прослушивание телефонных переговоров – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений по абонентским телефонным линиям связи. Данное мероприятие, как правило, проводится оперативно-техническими подразделениями ФСБ на основании заданий установленного образца. В задании указываются данные, контролируемого объекта, его абонентский номер телефона, список лиц, проживающих с объектом и пользующихся телефоном, другие необходимые данные, вопросы, подлежащие выяснению, а также указание о предполагаемом использовании результатов прослушивания в доказывании по уголовным делам. К заданию прилагается соответствующее судебное решение, которое по окончании мероприятия возвращается его инициатору. Прослушивание телефонных переговоров в соответствии с законом может проводиться в течении 6 месяцев со дня принятия судебного решения, в то же ведомственная инструкция ограничила этот срок тремя месяцами. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов. Прослушиваться могут не только обычные проводные телефоны, но и радиотелефонные каналы, в том числе каналы сотовой, радиорелейной и космической связи. Контролироваться могут не только двухсторонние переговоры, но и многосторонние (селекторные), а также односторонние, когда информация передается на автоматическое записывающее устройство отсутствующего абонента. Порядок проведения прослушивания телефонных переговоров и оформление его результатов регламентируется специальными и межведомственными нормативными актами.

По результатам прослушивания телефонных переговоров, проводимого оперативно-техническим подразделениям, составляет сводка, представляющая собой стенограмму всех переговоров контролируемого объекта с указанием их времени. Сводки помещаются в дела оперативного учета или уничтожаются по миновании надобности. Снятие информации с технических каналов связи – это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в перехвате с помощью технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: