Права органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об ОРД», при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Права органов, осуществляющих ОРД, следует понимать не только как узаконенные государством возможности выполнять те или иные действия, но и как полномочия, которыми наделяются соответствующие службы только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В ФЗ «Об ОРД» говорится о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно.

В ряде случаев при проведении негласных ОРМ органы, осуществляющие ОРД, испытывают потребность в использовании предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или оборот которых ограничен (оружие, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, наркотики и др.), например при проведении оперативного эксперимента, оперативного внедрения, контролируемой поставки и др. Решая данную проблему, законодатель допускает возможность использования оперативными подразделениями веществ, оборот которых находится под специальным контролем государства.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий специально уполномоченные на то органы вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений. На практике изъятие объектов проводится для исключения реальной возможности их использования в преступных целях лицом, склонным к совершению противоправного деяния.

Изъятие предметов и материалов осуществляется в целях: исключения использования при совершении преступления; исследования; обеспечения их сохранности.

Законодатель предоставил органам, осуществляющим ОРД, право на изъятие сообщений, а также прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также государственной, военной, экономической безопасности Российской Федерации.

Действия по изъятию сообщений и прерыванию услуг связи объединяет в одну группу то, что они преследует единую цель - недопущение получения соответствующей криминальной информации адресатом.

Конфиденциальное сотрудничество - это отношения лица и органа, осуществляющего ОРД, основанные на доверительности и секретности и направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности. В данном предписании Закона зафиксировано одно из важных условий осуществления ОРД и одновременно принцип - привлечение к негласному сотрудничеству лиц для решения задач ОРД.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, работу с лицами, оказывающими содействие, строит на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.

Для решения задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД, они вправе по соглашению с юридическими и физическими лицами использовать принадлежащие им жилые и нежилые помещения, вещи, транспортные средства.

Тактические цели подобного использования могут быть самыми различными: засада, наблюдение за объектом, конспиративная встреча и т. п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества могут быть предоставлены на возмездной основе. Услуги могут быть разовыми или долгосрочными.

Закон разрешает органам, осуществляющим ОРД, в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Таким образом реализуется принцип конспирации ОРД. Главное предназначение данного предписания заключается в возможности эффективного осуществления ОРМ, что достигается посредством сокрытия от окружающих действительной принадлежности физических (юридических) лиц оперативно-розыскным органам.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют право создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.

Они создаются в соответствии с существующим законодательством. В данном случае подразумевается прежде всего порядок, установленный гражданским законодательством.

Предприятия, учреждения, организации и подразделения, создаваемые органами, осуществляющими ОРД, могут носить легендированный характер, т. е. функционировать под вымышленным названием и правдоподобной легендой. Такие организации создаются для решения частных задач оперативно-розыскной деятельности. Например, для проведения оперативного эксперимента по выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в отношении коммерческих фирм, может быть создано легендированное предприятие, целью которого будет выявление и изобличение преступников данной категории, либо для раскрытия сложного, хорошо спланированного преступления.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: